Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Никонъ (Рождественскій) († 1918 г.)
Наше счастіе — въ обновленіи жизни.
(На Новый годъ).

Благослови, Господи, вѣнецъ лѣта благости Твоея.

Съ такою молитвою святая Церковь обращается въ день Новаго года къ Творцу временъ и Царю вѣковъ, единому безначальному и превѣчному, Который положилъ времена и лѣта въ Своей власти и единъ вѣдаетъ, когда кончится самое время и настанетъ вѣчность. «Всему свое время и время всякой вещи подъ небомъ, — говоритъ премудрый Соломонъ. — Время раждаться и время умирать, время насаждать и время вырывать насажденное. Время строить и время разрушать; время плакать и время смѣяться. Время искать и время терять; время молчать и время говорить; время любить и время ненавидѣть; время войнѣ и время миру» (Еккл. 3, 1-8). Но повторяю: будетъ наконецъ время, когда и самому времени придетъ конецъ: настанетъ вѣчность.

Мы и живемъ на свѣтѣ только для того, чтобъ приготовиться къ вѣчности. И все, что насъ окружаетъ, напоминаетъ намъ о томъ, что ничто не вѣчно на землѣ. Подумать только: какія были великія царства: Египетъ, Вавилонъ, Ассирія, Римъ, Византія — гдѣ они? Гдѣ, много ли осталось отъ нихъ памятниковъ ихъ славы, могущества, роскоши и искусства? Да что говорить о древняхъ народахъ? Оглянитесь на современныя царства: въ нѣсколько мѣсяцевъ не стало трудолюбивой Бельгіи, истерзаны прекрасная Франція, наша Польша, разрушены чудные памятники зодчества въ родѣ Реймсскаго собора, уничтожаются съ какою-то сатанинской, непонятной для здравомыслящаго человѣка силою, музеи древностей, искусства, а объ истребленіи, почти поголовномъ истребленіи людей и говорить нечего... Мы переживаемъ ужасы, какихъ, кажется, не было отъ созданія міра; по крайней мѣрѣ, въ исторіи народовъ земныхъ ничего не было подобнаго по тѣмъ размѣрамъ этихъ ужасовъ, какіе проходятъ на нашихъ глазахъ. Не напрасно иные добрые люди говорятъ: блаженны мертвые, умирающіе о Господѣ: они почиваютъ отъ трудовъ своихъ, они не видятъ того, чтó терзаетъ наше сердце: они почили мирнымъ сномъ и ждутъ всеобщаго воскресенія, ждутъ трубы архангельской, которая разбудитъ ихъ въ послѣдній день для встрѣчи грядущаго судить живыхъ и мертвыхъ Господа. Они ушли въ ту страну, гдѣ, по обѣтованію Церкви, для вѣрующихъ и въ вѣрѣ и упованіи жизни вѣчныя скончавшихся уже нѣтъ ни печали, ни воздыханія... А мы грѣшные... Мы все еще стенаемъ въ юдоли плачевной, все еще обуреваемся волнами не только житейскихъ попеченій, но и тяжкихъ бѣдъ и напастей и переживаемъ страшное время, когда смерть какъ темная тѣнь летаетъ надъ головами близкихъ намъ воиновъ, родныхъ нашихъ братьевъ, сыновъ, дорогихъ нашихъ друзей... И кто знаетъ, что ждетъ насъ въ наступающемъ году? Скоро ли и чѣмъ окончится эта ужасная война? Скоро ли Господь сниметъ съ нашихъ подвижниковъ-воиновъ тяжелый Голгоѳскій крестъ? Скоро ли настанутъ времена мирныя, и нашимъ братьямъ бѣженцамъ приведетъ Богъ вернуться на свои пепелища, возстановить родные храмы Божіи, устроить свои разоренныя гнѣзда?..

Но не будемъ, братья, унывать! Уныніе есть одинъ изъ смертныхъ грѣховъ. Да и нѣтъ причины къ безнадежному унынію. Вѣдь надо твердо помнить, что Богъ одного отъ насъ хощетъ: — сыне, говоритъ Онъ, даждь Ми твое сердце! А чтобъ отдать Богу свое сердце, надо прежде очистить его слезами покаянными. А у Бога ужъ такой законъ: сердце сокрушенно и смиренно, Онъ никогда не уничижитъ. Грядущаго ко Мнѣ, говоритъ Господь нашъ, не изждену вонъ. Кто себя всецѣло предалъ Богу, того Богъ и очиститъ, и обновитъ, и содѣдаетъ новымъ твореніемъ во Христѣ Іисусѣ. «Предай себя Богу, какъ глина горшечнику», говаривалъ одинъ старецъ, «и Богъ содѣлаетъ изъ тебя сосудъ, благопотребный для благодати Своей!» Не напрасно устами одного невиннаго младенца Духъ Божій изрекъ, что во всей молитвѣ Господней самое главное, самое нужное прошеніе: да будетъ воля Твоя, Отче нашъ! Это прошеніе совмѣщаетъ въ себѣ, въ сущности, всѣ другія прошенія. Въ самомъ дѣлѣ: есть воля Божія на то чтобы въ насъ и чрезъ насъ святилось и прославлялось всесвятое имя Божіе; есть воля Божія на то, чтобъ содѣлались мы причастниками Царствія Его; хощетъ Богъ питать насъ и хлѣбомъ насущнымъ, хощетъ, чтобъ мы подражали Его милосердію въ прощеніи ближнимъ нашимъ, дабы самимъ намъ заслужить прощеніе отъ Бога; не хощетъ Господъ вводить насъ въ непосильное искушеніе и всегда готовъ избавить насъ отъ лукаваго — какъ отъ отца всякаго лукавства — діавола, такъ и отъ всѣхъ исчадій его — всѣхъ бѣдъ и напастей... Итакъ, хочешь ли себѣ и родной своей Россіи счастья, мира, всего, чѣмъ благословляетъ Господь любящихъ Его? — Не мудрствуй много: предай себя всецѣло волѣ и водительству Божію и самъ исполняй волю Божію, въ чемъ всегда готовъ тебѣ помогать Господь Своею благодатію, и ты увидишь, яко благъ Господь ко всѣмъ, ищущимъ Его и исполняющимъ святыя заповѣди Его. Твое сердце ощутитъ желанный миръ, ты готовъ будешь понести всѣ скорби, всѣ лишенія, если судитъ сіе Господь; а если и всѣ мы, русскіе люди, пойдемъ симъ путемъ, то для всѣхъ насъ, для всей Русской земли начнется новая жизнь, новое счастье. Исчезнетъ всякая тѣнь унынія, ибо благословитъ Господь всѣхъ насъ, всю нашу Русь православную, во всѣхъ путяхъ нашихъ, и увѣнчаетъ побѣдами воинство наше и миромъ Отечество наше.

Видите, возлюбленные: все зависитъ отъ насъ, отъ нашего добраго произволенія — обратиться къ Господу цѣлымъ сердцемъ и взыскать пути Его покаяніемъ и исправленіемъ жизни своей. Повторяю: Господь всегда готовъ съ Своею благодатною помощію, чтобъ встрѣтить съ распростертыми объятіями, Онъ ждетъ насъ, какъ благостный отецъ встрѣчалъ блуднаго Сына. Надо начать новую жизнь. Мы вступаемъ въ Новый годъ: пусть и жизнь наша начнется по-новому, по Божьи. Се нынѣ начихъ, какъ товоритъ пѣснопѣвецъ. «Каждый день полагай начало», говорятъ и святые отцы. Аще падеши — востани, помни: не тотъ грѣшникъ, кто падаетъ и тотчасъ же встаетъ, кается, отъ грѣха Своего отрекается, а тотъ, кто палъ и лежитъ, не хочетъ встать, валяется въ грязи грѣха своего и не хочетъ видѣть простертую къ нему десницу Божію, зовущую его къ покаянію, указующую ему путь спасенія въ дѣланіи заповѣдей Господнихъ.

Начнемъ же съ Новаго года новую жизнь: къ этому зоветъ насъ Господь и словомъ Евангельскимъ, и нашею совѣстію, и самыми бѣдствіями тяжкой, жестокой войны. Благослови, Господи, вѣнецъ лѣта благостію Твоею! Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ. Наше счастіе — въ обновленіи жизни. (На Новый годъ). // «Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ», издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 1. — 2 января 1916 года. — Пг.: Сѵнодальная типографія, 1916. — С. 1-3.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0