Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Никонъ (Рождественскій) († 1918 г.)
День свѣтлой радости Царевой.
(Слово сказанное въ Троицкой Сергіевской Лаврѣ, 15 мая 1893 г.).

Вознесохъ избраннаго отъ людей Моихъ, елеемъ святымъ Моимъ помазахъ его и Азъ первенца положу его, высока паче царей земныхъ... (Псал. 88, 20. 21. 28).

День свѣтлой радости Царевой, день великаго всенароднаго торжества сегодня у насъ, Православные сыны великой Русской Земли! Нынѣ день священнаго Мѵропомазанія нашего Боговѣнчаннаго Самодержца Государя Императора. Чтобы лучше оцѣнить и глубже восчувствовать сердцемъ великую милость Божію, являемую нашему православному народу Русскому въ священномъ Мѵропомазаніи благочестивѣйшихъ Царей нашихъ, перенесемся мыслію за три тысячи лѣтъ назадъ, въ тѣ давно минувшія ветхозавѣтныя времена, когда юный Давидъ еще пасъ стада отца своего на поляхъ роднаго ему Виѳлеема. Вотъ приходитъ въ этотъ городъ пророкъ Божій Самуилъ. Онъ останавливается въ домѣ отца Давидова Іессея и выражаетъ желаніе видѣть всѣхъ сыновей его. Іессей представляетъ ему одного за другимъ семь сыновей своихъ, но провидецъ Божій не довольствуется симъ: «всѣ ли дѣти здѣсь?» спрашиваетъ онъ. — «Есть еще меньшій, отвѣчаетъ отецъ: онъ пасетъ овецъ». — «Пошли за нимъ», говоритъ Божій пророкъ. И послалъ Іессей, и привели Давида; и взялъ Самуилъ рогъ съ елеемъ, и помазалъ его среди братьевъ его, и почивалъ Духъ Господень на Давидѣ съ того дня и послѣ... Такъ совершилось священное помазаніе юнаго Давида на царство. До сего времени онъ былъ юнѣйшій въ дому отца своего, теперь онъ — Божій избранникъ; до сего дня былъ простой пастухъ овчій: теперь — Помазанникъ Божій, Царь народа Божія, избранный по сердцу Божію. Могъ ли Давидъ забыть этотъ священный для него день? Могъ не воспоминать его каждый годъ благодарною ко Господу Богу молитвою?..

То было, братіе мои, во времена ветхозавѣтныя. Тогда еще не было столь явнаго, столь обильнаго изліянія благодатныхъ даровъ Духа Божія на вѣрующихъ, какое возможно стало только во времена новозавѣтныя, когда отъ исполненія Христова мы вси пріяхомъ и благодать возблагодать (Іоан. 1, 16), когда живоносные токи благодати Божіей текутъ непрерывно въ таинствахъ святой Церкви Божіей. И однако же вотъ, Священное Писаніе свидѣтельствуетъ, что Духъ Божій почивалъ на Богоизбранномъ Царѣ Израилевомъ: это значитъ, что Онъ просвѣщалъ умъ его царственной мудростью, воспламенялъ сердце его къ царственному служенію во благо народа своего, укрѣплялъ все существо его царственнымъ мужествомъ на предстоящій ему высокій подвигъ сего великаго служенія. Если же такую благодатную силу имѣлъ ветхозавѣтный обрядъ помазанія на царство, то кто изъ вѣрующихъ дерзнетъ усумниться въ сугубо-благодатной силѣ новозавѣтнаго таинства священнаго Мѵропомазанія Боговѣнчанныхъ Царей нашихъ? И если для Царя Израилева день помазанія его на царство былъ днемъ священнымъ и свѣтлорадостнымъ: то какой же день, какъ не день священнаго Мѵропомазанія и Богомъ благословляемаго вѣнчанія на царство, есть самый радостный, самый торжественный, самый священный день во всей жизни нашего Православнаго Самодержца Всероссійскаго? До сего дня Онъ царствовалъ какъ Царь наслѣдственный, по реченному: отъ плода чрева твоего посажду на престолѣ твоемъ (Псал. 131, 11) но такъ царствуютъ и другіе цари земные, наслѣдующіе свои престолы отъ царственныхъ предковъ своихъ; отнынѣ нашъ Царь царствуетъ какъ Божій Помазанникъ, не только Богомъ избранный, но и Богомъ превознесенный, по слову Господа: вознесохъ избраннаго отъ людей Моихъ, елеемъ святымъ Моимъ помазахъ его (Псал. 88, 20-21). Много царей на землѣ, но никакой народъ въ мірѣ не имѣетъ Самодержавнаго Царя — Божія Помазанника: это великое счастіе есть счастіе только нашего Русскаго народа; это великій даръ Божій — только нашей Руси Православной... Только надъ нашимъ благочестивѣйшимъ, воистинну Христолюбивымъ и Богохранимымъ Государемъ, въ день Его священнаго вѣнчанія на царство, ношашеся Духъ Господень, какъ Онъ носился нѣкогда послѣ помазанія на царство надъ Богоизбраннымъ сыномъ Іессея — Давидомъ (1 Цар. 16, 13). «Какъ небо, — говоритъ нашъ великій Московскій Святитель Филаретъ, — безспорно лучше земли, и небесное лучше земнаго: то такъ же безспорно лучшимъ на земли должно быть то, что устроено по образу небесному. А Богъ, по образу Своего небеснаго единоначалія, устроилъ на земли Царя; по образу Своего вседержительства — Царя Самодержавнаго; по образу Своего царства непреходящаго, вѣчнаго — Царя наслѣдственнаго». О, какъ счастлива ты, наша Русь Православная, что у тебя не такой Царь, какъ у прочихъ народовъ земныхъ: твой Царь — одинъ изъ всѣхъ царей земныхъ — Помазанникъ Божій, одинъ изъ всѣхъ царей имѣетъ входъ во святилище Божіе, къ престолу Царя Небеснаго, чрезъ врата царскія, одинъ изъ всѣхъ владыкъ земныхъ можетъ причащаться Тѣла и Крови Господней купно съ священнослужителями, у самаго престола Божія, яко единъ отъ лицъ священныхъ!.. Поистиннѣ къ Нему единому можно отнести слово Божіе: и Азъ первенца положу Его, высока паче царей земныхъ (Псал. 88, 28).

Какіе же дары благодати Духа Святаго сообщаются нашему возлюбленному Монарху, нашему Царю-Отцу Русской земли, въ св. Мѵропомазаніи при Его вѣнчаніи на царство? — Въ сущности — тѣже благодатные дары Духа Божія, какіе сообщаются и каждому вѣрующему въ этомъ таинствѣ, только въ высшей степени, благопотребно для столь превознесеннаго служенія, каково служеніе царское. Поэтому и священное Мѵропомазаніе Царей нашихъ не есть повтореніе сего св. таинства, а только высшая его степень, подобно тому, какъ таинство священства не повторяется, но имѣетъ разныя степени. И во времена Апостоловъ, чрезъ руковозложеніе Апостольское, которое замѣнило потомъ Мѵропомазаніе, не всѣмъ вѣрующимъ въ равной мѣрѣ сообщались благодатные дары Духа Святаго: инымъ сообщались дары чрезвычайные, напримѣръ: даръ пророчества, даръ языковъ и подобные. Подобно сему и нынѣ дары Духа Святаго сугубо изливаются на Богомъ вѣнчанную главу нашего Самодержца, освящая и укрѣпляя Его на предстоящій Ему великій подвигъ царственнаго служенія. При этомъ Царь торжественно, предъ всею Церковію, исповѣдуетъ св. вѣру православную, а Церковь молится о Немъ, да благословитъ Его Царь царствующихъ, да укрѣпитъ скипетръ Его десница Вышняго, да пріиметъ Онъ силу и премудрость къ правленію и правосудію, да подастъ Ему Господь все по сердцу Его и да укрѣпитъ оружіе Его въ день брани. Трогательна минута въ семъ священнодѣйствіи, когда самъ Императоръ смиренно преклоняетъ колѣна и читаетъ царственную молитву, которая такъ напоминаетъ молитву премудраго Царя Израильскаго Соломона!.. И Царь Небесный, Которымъ земные цари царствуютъ, съ отеческою любовію внемлетъ этой смиренной молитвѣ земнаго Царя и молитвамъ Церкви за Царя, и въ священномъ Мѵропомазаніи ниспосылаетъ нашему Царю Свою всемогущую благодать. И сія благодать просвѣщаетъ умъ Помазанника Божія въ познаніи того, что истинно и богоугодно, — согрѣваетъ Его сердце, сущее въ руцѣ Божіей, къ добрымъ намѣреніямъ и спасительнымъ дѣламъ, и укрѣпляетъ Его волю вышнею силою къ совершенію великихъ подвиговъ царственнаго Его служенія. — Вотъ, возлюбленные, въ чемъ залогъ нашего всенароднаго счастія, вотъ въ чемъ основаніе нашего Русскаго Самодержавія! народы Западной Европы потеряли это величайшее благо: ихъ цари — не суть Божіи помазанники въ собственномъ смыслѣ; благодать Божія не почиваетъ на ихъ вѣнчанныхъ главахъ такъ, какъ почиваетъ она на главѣ нашего Православнаго Самодержца Всероссійскаго; и вотъ, съ лишеніемъ священнаго Мѵропомазанія, ихъ цари и владыки лишены и того довѣрія, той беззавѣтной преданности со стороны ихъ народовъ, съ какою мы, Русскіе, повергаемъ себя къ подножію престола нашего Отца-Государя. А безъ этой всецѣлой преданности и престолы ихъ колеблются: развѣ могутъ замѣнить мнимые избранники народа, такъ называемые народные представители, благодатное осѣненіе главы Царевой свыше, отъ Духа премудрости и разума Божія? Развѣ они въ состояніи руководить сердцемъ своихъ царей такъ, какъ руководитъ сердцемъ нашего боголюбиваго Царя Духъ благочестія и страха Божія? Развѣ могутъ они быть для своихъ владыкъ тѣмъ, что имѣетъ нашъ Боговѣнчанный Царь въ Духѣ совѣта и крѣпости Крѣпкаго во бранѣхъ Господа Силъ?... О, какъ слабы всѣ эти земныя, измышленныя человѣческимъ самомнѣніемъ подпорки престоловъ иноземныхъ владыкъ въ сравненіи съ несокрушимою опорою нашего Самодержавія — въ таинствѣ Св. Мѵропомазанія нашего Русскаго Самодержца!.. Будемъ же, православные чада великой Русской земли, будемъ въ роды родовъ благословлять Господа за таковый даръ Его небесный, — будемъ молить его благость, да хранитъ Онъ во вѣки нашу Русь Православную подъ мощною сѣнію Самодержавія Благочестивѣйшихъ Царей нашихъ! Да никогда не коснется сердца русскаго тотъ духъ недовѣрія къ Царямъ, который уже ниспровергъ престолы въ нѣкоторыхъ царствахъ неправославныхъ! Да царствуетъ Царь нашъ только Божіей милостью и помощью, да будетъ сердце Его выну въ руцѣ Божіей до скончанія вѣка! Аминь.

Источникъ: Архимандритъ Никонъ. День свѣтлой радости Царевой. (Слово сказанное въ Троицкой Сергіевской Лаврѣ, 15 мая 1893 г.). // «Странникъ», духовный журналъ. — СПб., 1893. — Томъ II. — С. 21-25.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0