Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Никонъ Рождественскій († 1918 г.)
Слово въ недѣлю вторую Великаго Поста и на день кончины въ Бозѣ почившаго Государя Императора Александра Николаевича, 1 марта 1892 г.

И пріидоша къ Нему, носяще разслабленна жилами, носима четырьми... (Марк. 2, 3).

Сегодня, возлюбленные о Господѣ братіе, первое марта. Довольно сказать эти два слова, чтобы сердце русское болѣзненно содрогнулось отъ воспоминанія о томъ ужасномъ событіи, которое совершилось одиннадцать лѣтъ назадъ въ это первое марта. Да, уже одиннадцать лѣтъ прошло, какъ въ этотъ день Русская земля оросилась кровью своего Царя-мученика; но пройдутъ и вѣка, а первое марта будетъ вызывать самыя мрачныя воспоминанія, останется темнымъ пятномъ на страницахъ родной исторіи. Кто не помнитъ того ужаса, который охватилъ сердце царелюбиваго народа Русскаго при первой вѣсти о томъ, что его безпредѣльно любимый, такъ много добра сдѣлавшій своему народу Царь — убитъ, убитъ не на полѣ брани, а на мирныхъ стогнахъ Своей столицы, убитъ не иноземною рукою вражьей, а рукою изверга изъ среды сыновъ Своего же народа Русскаго? Эта вѣсть поистиннѣ была громомъ небеснымъ, призывавшимъ Русь Православную къ всенародному покаянію!

И было, въ чемъ каяться. Тяжело вспомнить, чтó творилось тогда на Руси. Какой-то духъ самомнѣнія, духъ гордыни овладѣлъ умами многихъ людей, считавшихъ себя образованными; люди ученые бредили такими суемудріями, которыя были бы простительны развѣ только язычникамъ; молодежь волновалась, и вмѣсто того, чтобы учиться, строила безумные планы преобразованія всего человѣчества — безъ Бога, безъ властей, безъ всякаго государственнаго порядка; дѣти не стали слушаться отцовъ, а отцы непростительно потворствовали дѣтямъ въ ихъ своеволіяхъ... Откуда явилось такое самомнѣніе? Откуда эта гордыня ума, который не хотѣлъ знать Бога, ставилъ себя судіею всѣхъ и всего, не признавая ни высшихъ требованій человѣческаго духа, ни самыхъ безспорныхъ свидѣтельствъ исторіи, и лицемѣрно, какъ бы только для приличія, покрываясь ложно именемъ науки? Несродна русскому народному духу такая гордыня: наши предки завѣщали намъ святое смиреніе какъ неизмѣнный законъ христіанской жизни и христіанской мысли; къ сожалѣнію, мы оставили этотъ источникъ воды живой и обратились къ сокрушеннымъ кладенцамъ западныхъ мудрованій, и вотъ, оттуда повѣяло на насъ тлетворной гордостью лжеименнаго разума, которою пропитаны западныя ученія. Мудрено ли, что эта зараза быстро привилась къ слабымъ, оторваннымъ отъ родныхъ православныхъ преданій умамъ нашего подуобразованнаго общества и скоро принесла свои горькіе плоды? Святые отцы говорятъ, что гордыхъ можетъ уврачевать только Самъ Богъ. И вотъ, попущеніемъ Божіимъ, являются у насъ безбожники, какихъ и на западѣ немного; до семи разъ покушаются они на священную жизнь Царя — благодѣтеля и наконецъ — видно такъ было угодно Богу, въ наказаніе за тяжкій грѣхъ нашъ — они проливаютъ Его кровь неповинную... Такъ прогремѣлъ громъ небесный надъ Русскою землей и полились по ней слезы рѣкою!.. Но смирились ли мы? Принесли ли Богу покаяніе въ своихъ грѣхахъ? Невинная кровь Помазанника Божія должна бы быть святымъ сѣменемъ нашего покаянія, но сбылось ли такъ? Не походимъ ли мы на того разслабленнаго, носимаго четырьми, о которомъ повѣствуетъ нынѣшнее Евангеліе? Но у него была вѣра, которая и спасла его. Достанетъ ли у насъ такой вѣры спасающей? А Господь милосердый все дѣлалъ, чтобы зажечь въ насъ эту искру Божію.

Сколько милостей Божіихъ видѣли мы надъ отечествомъ нашимъ за эти годы! И прежде всего: кто не чувствовалъ отрады въ сердцѣ при одной мысли о томъ: какое великое счастіе даровалъ намъ Господь въ лицѣ нашего Боговѣнчаннаго, Богохранимаго и Христолюбиваго Государя Императора Александра Александровича? Кто не плакалъ отъ сердечнаго умиленія, читая разсказъ о дивномъ спасеніи Его и Царственной Семьи Его въ приснопамятный день 17 октября 1888 года? Весь міръ былъ пораженъ этимъ чудомъ Божіимъ; и даже враги наши вынуждены были признать, что Богъ видимо хранитъ Русскаго Царя: такъ это чудо напоминало чудеса временъ древнихъ, временъ Библейскихъ! А сколько милостей пролила на Русскую землю Царица Небесная, наша неизмѣнная предъ Сыномъ Своимъ ходатаица и теплая Заступница! Вспомните поразительныя чудеса отъ Ея святыхъ иконъ: нашей Черниговской [2], Козельщанской, Понетаевской и наконецъ Петербургской — Всѣхъ Скорбящихъ Радости! Вѣдь все это совершилось въ наше время, можно сказать — на нашихъ глазахъ: это ли не особенная милость Божія, вразумляющая насъ, укрѣпляющая въ насъ нашу слабую вѣру, призывающая къ покаянію и исправленію нашей жизни? За кѣмъ же дѣло? — За нами, возлюбленные! Часъ уже намъ отъ сна нерадѣнія нашего востати! Пора смириться — это главное: смириться предъ Богомъ и покаяться! Въ томъ и несчастіе наше, что мы очень горды стади. Люди всегда грѣшили, иногда грѣшили можетъ быть больше насъ; но люди старыхъ временъ свои грѣхи такъ грѣхами и называли; значитъ: смирялись предъ заповѣдями Божіими и потому каялись и получали отъ Бога прощеніе. А въ наше время каяться не любятъ: каждый старается всячески оправдать себя, какъ ни грѣшитъ человѣкъ — все онъ правъ!.. Значитъ: гордость препятствуетъ ему покаяться. Нужно ли приводить примѣры?

Вотъ насталъ Великій Постъ; наши предки свято его соблюдали, а если кто и нарушалъ, даже ненамѣрѣнно какъ нибудь, спѣшилъ принести Господу покаяніе въ своемъ грѣхѣ нарушенія заповѣди церковной. А теперь? Многіе, очень многіе и за грѣхъ не считаютъ нарушать св. постъ; ѣдятъ кругдый годъ скоромное и въ свое мнимое оправданіе еще ссылаются на науку, которая будто бы говорить, что постъ вреденъ для здоровья, хотя добросовѣстная наука какъ разъ говоритъ въ пользу поста; не слушаютъ св. Церкви и ставятъ себя самозванными судіями Церкви — своей благодатной матери. Что это, какъ не гордость того же лжеименнаго разума? Или вотъ еще примѣръ. Нарушаютъ люди седьмую заповѣдь Божію, на соблазнъ собратій своихъ, и въ оправданіе себѣ говорятъ, будто этого требуетъ природа человѣческая, а того и не замѣчаютъ, что въ желаніи оправдать себя доходятъ до клеветы на Самого Творца природы, Который для тѣхъ, кто не можетъ вмѣстить жизни безбрачной, благословилъ супружескій союзъ... По цѣлымъ мѣсяцамъ не ходятъ въ церковь Божію, по нѣскольку лѣтъ не говѣютъ, не причащаются св. Христовыхъ Таинъ, и лицемѣрно хотятъ увѣрить и себя и другихъ, что имъ не дозволяетъ этого исполнить долгъ службы, занятія домашнія и общественныя... Такъ прикрываютъ люди свою лѣность и думаютъ, что правы въ томъ!

Что же значатъ всѣ эти оправданія наши? Не слышится ли въ нихъ все тотъ же духъ гордости, для котораго нѣтъ ничего несноснѣе святаго смиренія? Смирись, гордый человѣкъ! Познай ту истину, что на судѣ Божіемъ кто больше себя обвиняетъ, тотъ и скорѣе и будетъ оправданъ! Познай свою немощь, свое духовное разслабленіе; не бойся стать прямо предъ чистымъ зерцаломъ Божіихъ заповѣдей и увидѣть свое нравственное безобразіе: святые отцы говорятъ: «аще кто узритъ грѣхи свои безъ числа — яко песокъ морскій — се начало здравія души!» Нѣтъ иного пути ко спасенію, какъ познаніе грѣховъ своихъ, и познавшій ихъ блаженнѣе того, кто удостоился видѣть Ангеловъ Божіихъ! Се нынѣ время благопріятно, се нынѣ, святые дни спасительнаго поста: кто знаетъ, доживешь ли дастъ ли тебѣ Богъ дожить до будущаго св. поста, чтобы принести Богу покаяніе въ твоихъ грѣхахъ? Не упускай даруемаго тебѣ Богомъ времени? Кто знаетъ: можетъ быть и теперь Богъ привелъ тебя въ храмъ Божій затѣмъ, чтобы ты услышалъ мое слабое слово о необходимости покаянія, о томъ, какъ опасно откладывать это святое дѣло? Итакъ, не отлагай долѣе, не обманывай самого себя ложными оправданіями: не медля же поговѣй, раскайся чистосердечно во всѣхъ своихъ грѣхахъ и беззаконіяхъ, покажи Богу свою разслабленную душу, положи ее, какъ оные четыре мужа положили разслабленнаго, къ ногамъ Христовымъ, и въ таинствѣ св. Причащенія соединись съ Христомъ — цѣлителемъ душъ и тѣлесъ нашихъ, и вѣрь: Онъ благостный Спаситель нашъ, исцѣлитъ тебя, скажетъ тебѣ Свое всемогущее:   « в о с т а н и»!   И ты обновишься духомъ, смиришься сердцемъ, почувствуешь, что въ душѣ твоей зажженъ тотъ огонекъ благодатной жизни, который привлечь на землю обѣщалъ Христосъ. А чтобы не погасъ этотъ огонекъ, потщися подливать въ него елея добрыхъ дѣлъ особенно дѣлъ милосердія: дивную, животворную силу имѣютъ дѣла любви къ ближнему, совершаемыя во имя заповѣдей Христовыхъ!

Не напрасно св. отцы называютъ заповѣди Божіи животворящими: онѣ животворятъ самую вѣру нашу, которая безъ дѣлъ мертва есть; онѣ исцѣляютъ душу нашу отъ гордости и даютъ намъ возможность сердцемъ ощутить, какъ близка къ человѣку смиренному благодать Божія. А сколько добра можетъ сдѣлать душа любящая особенно теперь, въ наше время: вспомните только тѣ милліоны нашимъ братьевъ, которыхъ Богъ посѣтилъ неурожаемъ!.. Въ каждомъ храмѣ Божіемъ вы найдете кружку, въ которую можете опустить лепту свою въ пользу этихъ страдальцевъ: не скупитесь только, помните, что рука дающаго, никогда не оскудѣетъ! Да и всюду много бѣдноты и нищеты безъисходной, много скорбящихъ и обремененныхъ, много нуждающихся въ утѣшеніи, въ словѣ теплаго участія и одобренія. Кто захочетъ исполнить Христову заповѣдь, тотъ самъ найдетъ, кому и какъ надобно помочь. Повторяю, возлюбленные: заповѣди Божіи — это цѣлительный пластырь для нашихъ душъ: кто страждетъ духомъ гордости, тотъ приложи къ своей ранѣ душевной заповѣдь о христоподражательномъ смиреніи и здравъ будешь; кто одержимъ похотьми и страстьми плотскими, тотъ приложи къ себѣ заповѣдь о воздержаніи и чистотѣ душевной; кто немоществуетъ любостяжаніемъ, тотъ исполняй заповѣдь милосердія и исцѣлѣешь. О если бы, братіе мои, всѣ мы исполняли усердно заповѣди Божіи! Тогда исцѣлилъ бы насъ Господь и отъ гордости, и отъ разслабленія душевнаго; тогда возрадовалясь бы спасенію нашему Ангелы Божіи; тогда возрадовалась бы и душа нашего незабвеннаго Царя-мученика Александра Николаевича... Да будетъ такъ! Аминь.

Лавра преп. Сергія. 1 марта 1892 г.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Троицкомъ Соборѣ Свято-Троицкой Сергіевой Лавры 1 марта 1892 г.
[2] Разумѣется чудотворная икона Богоматери въ пещерѣ близь Геѳсиманскаго скита при Троице-Сергіевской Лаврѣ.

Источникъ: Соборный Іеромонахъ Ніконъ. Слово въ недѣлю вторую Великаго Поста и на день кончины въ Бозѣ почившаго Государя Императора Александра Николаевича, 1 марта 1892 г. // «Странникъ», духовный журналъ. — СПб., 1892. — Томъ I. — С. 588-593.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0