Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Прот. Николай Писаревъ.
Поученіе на день Преображенія Господня
[1].

Преобразился еси на горѣ, Христе Боже, показавый ученикомъ Твоимъ славу Твою, якоже можаху, да, возсіяетъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный… (изъ тропаря на Преображеніе Господне).

Сегодня святая Церковь воспоминаетъ одинъ изъ важнѣйшихъ моментовъ земной жизни Іисуса Христа. Божественный Учитель, въ сопровожденіи учениковъ Петра, Іакова и Іоанна, взошелъ однажды на гору Ѳаворъ — помолиться. Во время молитвы внѣшній видъ Господа измѣнился: Лице Его просіяло, какъ солнце, и тѣло Его озарилось необыкновеннымъ, неземнымъ свѣтомъ, настолько сильнымъ, что онъ проникалъ даже сквозь одежды Спасителя, которыя, по словамъ Евангелиста, сдѣлались бѣлыми, какъ свѣтъ (Матѳ. 17, 2). Это прославленіе Господа, называемое Преображеніемъ, относится къ Іисусу Христу, какъ къ Богочеловѣку, и касается собственно Его человѣческой природы, такъ какъ по Своей Божественной сущности Спаситель отъ вѣчности имѣетъ одинаковую славу съ Богомъ Отцомъ. Какимъ же путемъ пришелъ Іисусъ Христосъ къ Ѳаворскому прославленію своей человѣческой природы?

Спаситель часто говорилъ Своимъ слушателямъ о томъ, что Онъ пришелъ на землю исполнить не Свою волю, но волю Пославшаго Его Бога Отца; и въ исполненіи Отчей воли Онъ былъ послушнымъ даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Это несеніе возложеннаго на Него креста, этотъ самоотверженный подвигъ служенія роду человѣческому Іисусъ Христосъ совершалъ въ непрестанномъ и нерѣдко настолько напряженномъ и продолжительномъ молитвенномъ общеніи съ Богомъ Отцомъ, что сопровождавшіе Его ученики, случалось, не выдерживали молитвеннаго бдѣнія и отъ усталости засыпали. Такъ было, напримѣръ, на Ѳаворѣ и въ саду Геѳсиманскомъ. Именно молитвеннымъ подвигомъ и послушаніемъ волѣ Божіей Спаситель и одухотворялъ свое безгрѣшное человѣческое естество, постепенно возводя его на степень прославленнаго. Совершаясь постепенно, это прославленіе особенно ярко сказывалось въ такихъ случаяхъ жизни Спасителя, какъ Преображеніе, Воскресеніе Его изъ мертвыхъ. Окончилось же оно тѣмъ, что Іисусъ Христосъ, и какъ Сынъ Человѣческій, возсѣлъ одесную Бога превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства (Ефес. 1, 20-22). Посему, т. е. за послушаніе до смерти, говоритъ св. Апостолъ Павелъ, и Богъ превознесъ Христа и далъ Ему имя выше всякаго имени, дабы предъ именемъ Іисуса преклонилось всякое колѣно небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ (Флп. 2, 9-10). Такова сущность и причины Преображенія Господня.

Въ Ѳаворскомъ прославленіи Богочеловѣка мы, вѣрующіе въ Него, должны почерпать для себя указаніе цѣли нашихъ стремленій и пути къ достиженію этой цѣли. Въ этомъ заключается весьма важное значеніе Преображенія Господня для человѣчества, почему и святая Церковь возглашаетъ сегодня отъ лица вѣрующихъ: да возсіяетъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный.

Сущность нашего преображенія, по подобію Христова, раскрываетъ Ап. Павелъ въ своихъ посланіяхъ. Преобразуйтесь, говоритъ онъ вѣрующимъ, обновленіемъ ума вашего (Рим. 12, 2), т. е. стремитесь, при помощи спасающей блогодати Божіей, къ духовному обновленію, старайтесь отложить прежній образъ жизни ветхаго человѣка и облечься въ новаго по образу Христа; не вы служите міру, отдаваясь его привязанностямъ, а пусть міръ служитъ вамъ лишь для возведенія васъ на небо, для вашего преображенія въ новаго небеснаго человѣка. Отсюда очевидно, что и къ нашему духовному прославленію ведетъ тотъ же путь, какимъ шелъ Іисусъ Христосъ: исполненіе воли Божіей, ясно выраженной въ словѣ Божіемъ, и по возможности непрестанное молитвенное общеніе съ Богомъ.

На примѣрѣ угодившихъ Богу людей можно видѣть, что, благодаря молитвенному подвигу и борьбѣ со страстями и похотями, еще въ условіяхъ земной жизни замѣчается начало преображенія, прославленія человѣческой природы. У людей, живущихъ въ Богѣ и для Бога, обычно наблюдается свѣтлость и ясность взора. Но вліяніе молитвы и подвига крестоношенія простирается на состояніе и всего тѣла: по свидѣтельству Ефрема Сирина, святымъ, во время пламенной молитвы, казалось, что душа ихъ едва держится въ тѣлѣ и они просили Бога «ослабить волны благодати Своей»: а тѣло преподобной Маріи Египетской, во время и подъ вліяніемъ молитвы, утончалось настолько, что отдѣлялось отъ земли и поднималось на воздухъ.

Въ вѣка, ближайшіе къ земной жизни Христа Спасителя, было еще сравнительно много людей, стремившихся, подобно Маріи Египетской, къ духовному обновленію своего человѣческаго естества. Но уже въ IV в. у св. Ефрема Сирина изъ его наболѣвшаго сердца вырываются слѣдующія слова скорби объ оскудѣніи святыхъ: «болитъ мое сердце, страдаетъ душа моя! говоритъ онъ. Гдѣ взять мнѣ слезъ и воздыханій, чтобы оплакать оскудѣніе святости среди насъ? Гдѣ у насъ отцы? Гдѣ святые? Гдѣ бодрственные? Гдѣ трезвенники? Гдѣ смиренные? Гдѣ кроткіе? Гдѣ безмолвники? Гдѣ воздержники? Гдѣ богобоязненные? Гдѣ сокрушенные сердцемъ, которые въ чистой молитвѣ стояли бы предъ Господомъ, какъ ангелы Божіи, и орошали бы землю слезами умиленія? Гдѣ безсребренники, которые не стяжали бы ничего тлѣннаго на землѣ, но непрестанно слѣдовали бы за Христомъ по тѣсному пути, съ крестомъ въ груди, готовые на каждый крестъ жизни? Нѣтъ нынѣ между нами ихъ добродѣтелей, нѣтъ подвижничества. Воздержаніе ихъ намъ тягостно, на молитву мы лѣнивы, на безмолвіе нѣтъ у насъ силъ, а къ пустословію мы очень склонны; на доброе у насъ нѣтъ охоты, а на злое мы всегда готовы. Вотъ въ какія живемъ мы времена». По поводу этой скорби Преподобнаго одинъ современный церковный витія справедливо ставитъ вопросъ: «если, говоритъ онъ, такъ отзывался св. отецъ IV в. о своемъ времени, которое, въ сравненіи съ нашимъ, еще не скудно было благочестіемъ, то что сказалъ бы онъ теперь, когда море невѣрія и нечестія затопило весь христіанскій міръ»? [2].

И дѣйствительно, современный христіанскій міръ, вмѣсто приближенія къ горѣ Преображенія, все больше и больше удаляется отъ нея. Рѣдѣютъ ряды людей, готовыхъ, подобно Симону Киринейскому, возложить на свои рамена крестъ Христовъ и устремиться съ нимъ къ Ѳаворской славѣ; и напротивъ, сгущаются толпы гордыхъ, не желающихъ подчинить свой разумъ въ послушаніе вѣрѣ и старающихся вмѣстѣ съ древними іудеями и язычниками «упразднить Крестъ Христовъ» только потому, что этотъ Крестъ, говорящій о самоограниченіи, укоряетъ ихъ разнузданное служеніе плоти. «Религія плоти» съ ея безграничнымъ эгоизмомъ — вотъ что является кумиромъ громадной части современнаго христіанскаго общества, вотъ чѣмъ послѣднее подмѣнило религію Креста, озареннаго Ѳаворскимъ свѣтомъ и оправданнаго востаніемъ Жизнодавца. Эта «религія плоти» служитъ краеугольнымъ камнемъ современной культуры и, въ частности, такъ называемой изящной литературы и новаго искусства, на которыхъ нравственно и эстетически воспитывается подростающее поколѣніе. Неудивительно, что при такихъ условіяхъ наблюдается поразительный нравственный развалъ и молодого и стараго поколѣнія: родители не знаютъ, что дѣлать съ дѣтьми, а дѣти не хотятъ знать родителей, потому что часто не видятъ въ нихъ ничего лучшаго той грязи, съ которой они знакомятся въ современной литературѣ и искусствѣ. Поистинѣ, скажемъ словами св. Андрея Критскаго, «законъ (для нынѣшнихъ людей) сдѣлался безсильнымъ, Евангеліе — недѣйствительнымъ, все писаніе — безполезнымъ, пророки и всякое слово о праведникахъ — напрасными» (изъ Великаго Канона). Такое нравственное состояніе, такое погруженіе людей въ чувственность — нельзя не признать крайне опаснымъ; оно напоминаетъ положеніе человѣчества предъ всемірнымъ потопомъ, когда Господь отвернулся отъ людей, потому что они стали «плотью».

Неужели мы и дальше будемъ злоупотреблять долготерпѣніемъ Божіимъ? Да не будетъ этого! Прославляя нынѣ преобразившагося на Ѳаворѣ Господа, вознесемъ и возможно чаще будемъ возносить къ Нему усердныя молитвы, чтобы присносущный свѣтъ Его возсіялъ и въ насъ грѣшныхъ — въ нашихъ мысляхъ, чувствованіяхъ и поступкахъ. Но чтобы наша молитва была дѣйственна, чтобы она не была отвергнута Господомъ, какъ жертвы нечестивыхъ древнихъ іудеевъ (Ис. 1, 11-15; Іер. 6, 20; 14, 12), для этого намъ нужно сраспяться Христу со страстьми и похотьми, самымъ дѣломъ доказать свое желаніе — отрѣшиться отъ стараго — грѣховнаго и сдѣлаться достойными воспріятія присносущнаго свѣта Ѳаворскаго. Омойтесь, очиститесь, говорилъ Господь древнимъ нечестивымъ іудеямъ, служившимъ только внѣшнимъ Богопочтеніемъ, но не имѣвшимъ духа сокрушеннаго и сердца смиреннаго, удалите злыя дѣянія ваши отъ очей Моихъ; перестаньте дѣлать зло, научитесь дѣлать добро... Тогда придите — и разсудимъ. Если будутъ грѣхи ваши, какъ багряное, какъ снѣгъ убѣлю, если будутъ красны, какъ пурпуръ, — какъ вóлну убѣлю (Ис. 1, 16-18).

Если мы соединимъ молитвенное горѣніе къ Богу съ несеніемъ Креста Христова, съ совлеченіемъ съ себя ветхаго человѣка, тогда, вѣруемъ, вселится въ насъ благодать Божія, которая уврачуетъ наши немощи и восполнитъ наши недостатки, тогда, молитвами Богородицы и всѣхъ Святыхъ, мы содѣлаемся причастниками присносущнаго свѣта Христова, явленнаго на Ѳаворѣ, къ чему мы и предназначены Волей Отчей.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Спасо-Преображенскомъ монастырѣ, г. Казани, при Архіерейскомъ служеніи — 6 августа 1909 года.
[2] Изъ слова Высокопреосвященнаго Митрополита Московскаго Владиміра въ Троицкой Лаврѣ 5-го іюля 1909 года.

Источникъ: Священникъ Н. Писаревъ. «На служеніи слова». Поученія и рѣчи. 1904-1911 г. — Казань: Центральная Типография, 1912. — С. 33-38.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0