Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.)
Поученіе предъ Рождествомъ Христовымъ (въ недѣлю св. Праотецъ).

Христосъ раждается, славите; Христосъ съ небесъ, срящите; Христосъ на земли, возноситеся; пойте Господеви вся земля, и веселіемъ воспойте людіе: яко прославися (Ирмосъ).

Вотъ уже почти мѣсяцъ, какъ св. Церковь оглашаетъ нашъ слухъ этой дивно-художественной пѣснію, — и чѣмъ ближе къ самому событію, тѣмъ чаще и громче становятся ея пѣсни въ этомъ родѣ. Для чего же это? Для того, конечно, чтобы звуками этой пѣсни и другими подобными вызвать въ нашей душѣ и соотвѣтствующіе отзвуки; — для того, чтобы уготовать нашъ умъ и наше сердце къ воспріятію этого «страннаго и преславнаго таинства», которому «силы небесныя радуются, а земля съ человѣки веселится».

Христосъ раждается — славите! — Слава Христу всегда подобала, какъ Творцу и Промыслителю нашему, содержащему всяческая; но нынѣ эта слава должна быть усугублена еще тѣмъ, что Онъ, Творецъ нашъ, сталъ вмѣстѣ и Спасителемъ нашимъ... Преступивъ заповѣдь Божію, данную въ раю нашимъ прародителямъ, — заповѣдь о древѣ познанія добра и зла, — люди сдѣлались великими грѣшниками предъ Богомъ, Творцемъ своимъ, и за это подпали проклятію и смерти... Съ тѣхъ поръ земля стала проклята во всѣхъ дѣлахъ человѣка, — въ трудѣ и потѣ долженъ былъ онъ, этотъ человѣкъ, добывать себѣ свой хлѣбъ и ѣсть его; а жена, кромѣ этого, еще обречена была судомъ Божіимъ и въ болѣзняхъ раждать чадъ своихъ... Изъ сыновъ Божіихъ люди стали чадами преслушанія и чадами гнѣва Божія, и всѣмъ существомъ своимъ, разстроившимся отъ яда грѣховнаго, должны были постоянно чувствовать тяжесть этого гнѣва Божія. Удовлетворить оскорбленной правдѣ Божіей за этотъ грѣхъ никто не могъ, ни человѣкъ, ни ангелъ, ни оба вмѣстѣ, ибо не было такой жертвы, которая довлѣла бы Величеству Божію... И человѣчество, безъ сомнѣнія, погибло-бы во грѣхахъ своихъ, еслибы Милосердіе Божіе не нашло средства искупить его отъ этого грѣха, а вмѣстѣ съ нимъ — отъ проклятія и смерти... Совершилось это по волѣ Того-же Тріединаго Бога, Который и создалъ человѣка; Онъ, благоволившій воззвать его изъ небытія къ бытію, сталъ вмѣстѣ съ этимъ и Спасителемъ его... Еще въ предвѣчномъ совѣтѣ рѣшено было, что второе Лицо Пресвятыя Троицы, Сынъ Божій, воспріиметъ плоть нашу отъ пречистыхъ кровей безмужныя Дѣвы Маріи, смиритъ Себя до смерти, и тѣмъ самымъ избавитъ насъ отъ грѣха, проклятія и смерти...

Жертвы и приношенія не восхотѣлъ еси, — сказалъ Онъ Отцу Своему, входя въ міръ, тѣло же совершилъ Ми еси. Всесожженій и о грѣсѣ не благоволилъ еси. Тогда рѣхъ: се иду, въ главизнѣ книжнѣй написася о Мнѣ, еже сотворити волю Твою, Боже (Евр. 10, 5-7). И вотъ, въ силу этого предвѣчнаго совѣта, «таинство странное и преславное» теперь видимъ: «небо — вертепъ, престолъ херувимскій — Дѣву, ясли — вмѣстилище, въ нихъ же возлеже невмѣстимый Христосъ Богъ»... Откроемъ же, откроемъ, братіе, не уста только наши, но и сердца, и будемъ славить своего Спасителя и Искупителя всѣмъ существомъ нашимъ; припадемъ съ вѣрою къ Его колыбели и вмѣстѣ съ ангелами и пастырями дадимъ славу Ему — нашему Жизнодавцу!

Христосъ съ небесъ — срящите! Долго томился родъ человѣческій ожиданіемъ явленія Сѣмени Жены, которое, по обѣтованію Божію, должно было стереть главу змія, — наконецъ, этотъ желаемый и чаемый преклонь небеса сниде... Совершилось! И вотъ «временный союзъ осужденія Адамова разрѣшися, рай намъ отверзеся; змій упразднися, юже прельсти первѣе, нынѣ узрѣ Содѣтелеву бывшу матерь» (изъ службы на Рожд. Христово)! Пойдемъ же, пойдемъ къ Нему въ срѣтеніе, понесемъ съ мудрецами востока и свои дары, восплещемъ руками и воскликнемъ гласомъ радованія: «днесь Христосъ грядетъ лукаваго сокрушити, сущія во тмѣ просвѣтити и разрѣшити связанныя: предусрящемъ того!»

Христосъ на земли — возноситеся! — Зачѣмъ же возноситься, когда Онъ здѣсь, — почему, наоборотъ, не припасть теперь къ этой матери — землѣ и не остаться на ней навсегда, съ Тѣмъ, Кто сошелъ сюда съ небесъ, — для чего возноситься? — Для того, во первыхъ, что отечество наше не здѣсь, а на небеси, — во вторыхъ, потому, что и сошелъ Онъ не затѣмъ, чтобы оставаться здѣсь, а для того, чтобы снова вознестись на небо и вмѣстѣ съ собою и насъ привести Богови (1 Петр. 3, 18); для того, наконецъ, что съ пришествіемъ Его на землю, дверь Царствія Божія снова отверзеся намъ! — Итакъ, зря на Рожденнаго — не земная уже да мудрствуемъ, братіе, а небесная! — не о суетныхъ удовольствіяхъ, не о яствахъ и питіяхъ, не о нарядахъ праздничныхъ, не о святочныхъ развлеченіяхъ, такъ прилѣпляющихъ нашъ духъ къ землѣ, будемъ прилагать заботы свои, но о томъ, что пользуетъ и что есть «едино на потребу», т. е., о спасеніи нашемъ.

Пойте Господеви вся земля, и веселіемъ воспойте людіе: яко прославися! — Почему не люди только приглашаются къ радости этой, но и вся земля, т. е. вся тварь? — Первѣе всего потому, почему и псалмопѣвецъ приглашаетъ всю тварь хвалить Господа: и хладъ, и мразъ, и снѣгъ, и градъ, и духъ буренъ, — т. е. по чувству признательности твари къ Творцу за Его благодѣянія, оказываемся однимъ, но отражающіяся и на другихъ, а затѣмъ, и въ семъ случаѣ особенно, нарочитыми пѣснями хвалить должна вся тварь Его потому, что съ пришествіемъ Христа Спасителя на землю слѣдствія Его искупительныхъ заслугъ, простираются не на однихъ людей, но и на весь міръ — видимый и невидимый, подобно тому, какъ и слѣдствія грѣха простерлись не на одну природу людей, но и на всю тварь... Суетѣ тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на упованіи, — говоритъ Ап. Павелъ, — а посему и она вся соболѣзновала и совоздыхала, желая освободиться отъ работы истлѣнія въ свободу славы чадъ Божіихъ (Рим. 8, 20-22); — теперь же, съ явленіемъ на землю Обѣтованнаго, примиряются всяческая — аще земная, аще ли небесная (Кол. 1, 19-20). Какъ же послѣ этого небесамъ не радоваться и землѣ не исполниться таинственнаго веселія, если Христосъ пришелъ обновить всяческая! (Церк. пѣснь).

Будемъ же подражать Господу, братіе, и мы: если Онъ явилъ намъ — грѣшникамъ, проклятымъ и отверженнымъ, Свое милосердіе, то будемъ и мы милосерды къ твари, работающей намъ, дадимъ и мы ей почувствовать облегченіе ея ярма, которое она носитъ не по своей волѣ; пріобщимъ и мы своей радости и ее — эту безсловесную тварь — кроткимъ съ нею обращеніемъ и благозаботливымъ попеченіемъ о ней!

Христосъ раждается, славите; Христосъ съ небесъ, срящите; Христосъ на земли, возноситеся; пойте Господеви вся земля и веселіемъ воспойте людіе: яко прославися! — пойте, радуйтесь, веселитесь, торжествуйте, но предварительно очистивъ своя чувствія... Чѣмъ же? — постомъ, молитвою и покаяніемъ! — Остается одна недѣля до сего великаго праздника: церковь, всегда отверзстая для всѣхъ, со среды усугубитъ свои молитвы здѣсь, а посему, по примѣру древнихъ христіанъ, притекайте сюда, братіе, чаще, исповѣдывайте грѣхи свои Богови, и тогда, — о! это несомнѣнно, — каждый изъ васъ не только узритъ вѣрующимъ окомъ Отроча младо Превѣчнаго Бога, повитого въ яслехъ, но и ощутитъ Его близость въ сердцѣ своемъ — въ неизглаголанномъ мирѣ и радости!

Пріидите видимъ, вѣрніи, гдѣ родися Христосъ, — послѣдуемъ прочее, аможе идетъ звѣзда, съ волхвы восточными цари: Его же ангели поютъ непрестанно, тамъ пастыріе свиряютъ пѣснь достойную, слава въ вышнихъ, Богу глаголюще. Вѣру вмѣсто злата, любовь же яко смирну, яко ливанъ дѣянія принесемъ Зиждителю, грядущему во Своя! — Аминь.

1895 года, 17-го Декабря. С. Франциско.       

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 347-352.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0