Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.)
Бесѣда въ недѣлю двадцать восьмую по Пятидесятницѣ.

Мнози суть звани, мало же избранныхъ (Лук; 14, 24).

Такими словами закончилъ Христосъ Спаситель свою притчу о званныхъ на вечерю.

О какой же это вечери Онъ говоритъ, кто суть эти званные и эти избранные: другими словами, — какой смыслъ сего иносказанія?

Притча о званныхъ на вечерю имѣетъ два смысла: одинъ — историческій, а другой — пророческій. Въ первомъ смыслѣ раскрывается отношеніе Бога къ Іудеямъ и язычникамъ во времена Іисуса Христа, а во второмъ — судьба всѣхъ вообще людей послѣ втораго пришествія Спасителя.

Остановимся своимъ вниманіемъ на сей притчѣ, тѣмъ болѣе, что смыслъ ея такъ близокъ и къ намъ всѣмъ.

Господь Богъ, сотворивъ человѣка — сотворилъ его не для страданій, не для скорби, не для смерти, — нѣтъ; Господь хотѣлъ пріобщить человѣка къ вѣчно-блаженной жизни, — создалъ его въ неистлѣніе... Болѣзнямъ, страданіямъ и смерти подвергъ себя самъ человѣкъ чрезъ преслушаніе волѣ Божіей, данной ему въ Эдемѣ... Единѣмъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде, и грѣхомъ смерть, и тако смерть во вся человѣки вниде — говоритъ Слово Божіе. И человѣкъ, безъ сомнѣнія, погибъ бы подъ тяжестью грѣха, проклятія и смерти, если бы не милосердіе Божіе къ нему — падшему... Это милосердіе Божіе свело съ неба на землю Единороднаго Сына Божія, второе Лице Пресвятыя Троицы, Господа нашего Іисуса Христа... Это Онъ — насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія — восшелъ на крестъ, да язвою Его мы исцѣлѣемъ, — это Онъ и уготовалъ ту вечерю, по волѣ Отца, о которой говорится въ сегодняшней притчѣ. Подъ этимъ словомъ, т. е. вечеря, духовный пиръ, надобно разумѣть царство Божіе на землѣ, Имъ основанное, — или Церковь Божію... Въ этой Церкви, какъ въ нѣкоторой сокровищницѣ, вложено все, что потребно къ жизни и благочестію; здѣсь на престолѣ всегда закалается Агнецъ Божій и подается въ снѣдь вѣрнымъ; — здѣсь, и только здѣсь, возможно спасеніе... Только ядый Мою плоть и піяй Мою кровь имать животъ вѣчный, и Азъ воскрешу его въ послѣдній день, — говоритъ самъ же Основатель сего царства... — Итакъ, подъ нѣкіимъ человѣкомъ, уготовавшимъ вечерю, слѣдуетъ разумѣть Небеснаго Домовладыку, Бога Отца; подъ вечерею — царство небесное на землѣ, т. е. св. Церковь... Кто же званные? Званными въ это царство были прежде всего іудеи, — домъ Израиля, народъ Божій, которому даны были Моисей и пророки, — а затѣмъ уже и прочіе люди, т. е. всѣ язычники, — пустыня нерождающая. О томъ, что вечеря уготовляется, было извѣстно всѣмъ и очень давно; рабъ Божій Моисей и другіе пророки извѣщали объ этомъ людей; въ годъ же вечери былъ посланъ нарочитый глашатай, — это пророкъ, Предтеча и Креститель Христовъ Іоаннъ... Покайтеся, приблизилось царствіе Божіе, — вотъ тотъ призывъ, съ которымъ онъ обратился къ людямъ; а когда явился и самъ Спаситель, то онъ не обинуяся указалъ на Него всѣмъ, сказавъ: се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра!.. Христосъ Спаситель посылалъ отъ Себя апостоловъ — сперва къ погибшимъ овцамъ дому Израилева, а затѣмъ и ко всѣмъ людямъ, сказавши: шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа; звалъ и Самъ всѣхъ, говоря: пріидите ко Мнѣ вси труждающіеся и обремененніи, и Азъ упокою вы; — аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ, и потекутъ изъ чрева его источники воды живы...

Какъ же отнеслись званные, — сперва іудеи, а потомъ и другіе?

Къ удивленію, тѣ, къ кому прежде всего обратились посланные съ приглашеніемъ, т. е. іудеи, отнеслись весьма равнодушно... И начаша вкупѣ отрицатися вси; первый рече ему: село купихъ, и имамъ нужду взыти, и видѣти е: молютися, имѣй мя отречена. И другій рече: супругъ воловъ купихъ пять, и гряду искусити ихъ: молю тя, имѣй мя отречена. И другій рече: жену пояхъ и сего ради не могу пріити... То есть: всѣ подъ разными предлогами отказались и не вошли на пиръ... Изъ евангельской исторіи мы, дѣйствительно, и видимъ, что самые знатнѣйшіе изъ Израиля, — архіереи, князи людстіи, старѣйшины, фарисеи, книжники, — тѣ всѣ не вошли въ царствіе Божіе; они, погрязши въ интересахъ плоти, не узнали въ лицѣ Христа Спасителя Богочеловѣка, обѣтованнаго Мессію, и посему остались внѣ царствія Божія...

И пришедъ рабъ той, повѣда господину своему сія; тогда разгнѣвався дому владыка, рече рабу своему: изыди скоро на распутія и стогны града, и нищыя и бѣдныя и слѣпыя и хромыя введи сѣмо, — т. е., вмѣсто почивавшихъ на законѣ и пророкахъ и взявшихъ ключи разумѣнія, были призваны тѣ, о которыхъ первые говорили, что они всѣ во грѣсѣхъ родились, т. е., самые обездоленные люди изъ среды Израиля...

И рече рабъ: Господи, бысть якоже повелѣлъ еси, и еще мѣсто есть. И рече господинъ къ рабу: изыди на пути и халуги и убѣди внити, да наполнится домъ мой. Глаголю бо вамъ, яко ни единъ мужей тѣхъ званныхъ вкуситъ моея вечери. Мнози бо суть звани, мало же избранныхъ...

Въ этихъ словахъ Господь призываетъ уже всѣхъ тѣхъ, кому прежде считалось недостойнымъ давать хлѣбъ, взявши его отъ дѣтей, но которые доселѣ какъ псы довольствовались только крупицами, падавшими отъ стола господъ своихъ, — т. е. язычниковъ...

Это, братіе, историческій смыслъ сей притчи. Но вотъ и пророческій ея смыслъ.

Тотъ же Домовладыка, уготовавши людямъ для спасенія на землѣ царство Божіе, т. е. Церковь, — едину, святую, соборную и Апостольскую, — уготовалъ царство славы и на небѣ, и уже царство вѣчное... И къ этому царству призываются одинаково всѣ люди, — сперва рожденные въ нѣдрахъ самой церкви съ именемъ христіанъ, а затѣмъ, и тѣ, кто еще не слышалъ благовѣстія Христова, т. е. язычники. Первые призываются чрезъ своихъ пастырей и учителей, возвѣщающихъ волю Божію преимущественно въ храмахъ Божіихъ, чрезъ чтеніе Евангелія, Апостола, богослуженіе, таинства и обряды, а другіе — чрезъ миссіонеровъ, посылаемыхъ съ нарочитою цѣлью по заповѣди Спасителя: шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще ихъ блюсти вся, елика заповѣдахъ вамъ. Это царство откроется послѣ втораго пришествія Сына Божія, когда Онъ явится на облацѣхъ небесныхъ со славою и силою многою, — когда сущіи во гробѣхъ услышатъ гласъ Сына Божія и изыдутъ сотворшіи благая въ воскрешеніе живота, а сотворшіи злая въ воскрешеніе суда.

Кого же въ этомъ смыслѣ притчи нужно разумѣть подъ отрекшимися отъ вечери?

А это будутъ всѣ тѣ, кто свои интересы ставитъ выше небесныхъ, кто покланяется такъ называемому «бизнесу», какъ золотому тельцу; кто ради бизнеса и куплей житейскихъ забываетъ о собственномъ спасеніи; кто заботится о дѣлахъ семейныхъ, хозяйственныхъ, удовольствіяхъ, нисколько не думая въ тоже время о высшемъ своемъ званіи, званіи христіанина и связанныхъ съ нимъ обязанностяхъ. Если, христіанинъ, долгъ твой велитъ тебѣ идти въ церковь — помня день субботній, а ты идешь на зрѣлища, то ты отрекаешься отъ вечери; если душа твоя вся грязна и исполнена всякихъ мерзостей, а ты, вмѣсто того, чтобы омыться въ таинствѣ покаянія, заботишься не объ этомъ, а о томъ, какъ бы получше украсить свое тѣло одеждами, прической и пр., — то ты отрекаешься отъ вечери; если служитель алтаря глашаетъ къ тебѣ: «со страхомъ Божіимъ и вѣрою приступите», а ты, вмѣсто трапезы Господней, дающей тебѣ животъ вѣчный, идешь къ другимъ трапезамъ и тамъ насыщаешься, забывая единое на потребу, то ты тѣмъ самымъ затворяешь для себя двери царствія Божія... Наоборотъ, — всѣ тѣ, кто живетъ духомъ, а не плотію, и ходитъ не въ суетѣ ума своего, а въ послушаніи волѣ Божіей, — для кого еже жити, Xристосъ, а еже умрети пріобрѣтеніе, — всѣ такіе угонзаютъ въ царство Божіе.

Братіе христіане! что, — еслибы сейчасъ разверзлось надъ нами небо и мы увидѣли бы грядущаго на облацѣхъ небесныхъ со славою многою Сына Божія, — что, много ли бы — изъ числа именующихъ себя здѣсь христіанами, — много ли бы было избранныхъ?!

Пусть совѣсть каждаго изъ васъ отвѣтитъ вамъ, по крайней мѣрѣ, за себя одну! Аще беззаконія наша назриши, Господи, Господи, — кто постоитъ?! Не вниди въ судъ съ рабомъ твоимъ, яко не оправдится предъ тобою всякъ живый, и — ими же вѣси судьбами, спаси мя! — Аминь.

1895 г. 3-го Декабря. г. С. Франциско.       

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 330-335.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0