Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.)
Поученіе на день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы.
Объ обязанностяхъ родителей по отношенію къ своимъ дѣтямъ, — или о воспитаніи дѣтей въ духѣ Церкви и для Царствія Божія.

Велій праздникъ нынѣ празднуемъ, братіе, — праздникъ Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы... Этотъ праздникъ называется двунадесятымъ и Богородичнымъ: двунадесятымъ потому, что относится къ тѣмъ 12-ти великимъ праздникамъ, празднованіе которыхъ такъ же обязательно, какъ и празднованіе дня воскреснаго, а Богородичнымъ — потому, что воспоминаемое событіе относится къ жизни Пресвятой Богородицы.

Что же это за событіе, — почему такое особенное его чествованіе, и чему, наконецъ, научаетъ оно насъ?

Праздникъ Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы переноситъ нашу мысль къ тому времени, когда Преблагословенная Дѣва Марія была трехлѣтней отроковицей и когда, согласно обѣщанію ея родителей еще до рожденія ея, она была приведена во св. храмъ Іерусалимскій на служеніе Богу.

Родители Преблагословеной Дѣвы Маріи были благочестивые Іоакимъ и Анна, происходившіе — Іоакимъ изъ царскаго рода, а Анна изъ первосвященическаго — Ааронова. Достигнувъ и старости, они, однакоже, не смотря на пламенное свое желаніе имѣть дѣтей, все таки не имѣли ихъ. Это ихъ очень огорчало, ибо безчадство въ средѣ тогдашнихъ благочестивыхъ людей было признакомъ неблаговоленія Божія и служило предметомъ поношенія для тѣхъ, кто этому подвергался... Праведные Іоакимъ и Анна, огорчаясь своимъ безчадствомъ, неприходили, однако-же, въ отчаяніе; напротивъ, они усердно молились Богу и возлагали на Него все свое упованіе, — и вѣра ихъ не посрамила ихъ... Господь удостоилъ ихъ за ихъ вѣру и благочестіе быть родителями той, Которая стала честнѣйшею Херувимъ и славнѣйшею безъ сравненія Серафимъ...

Исполняя свой обѣтъ — посвятить рожденное чадо на служеніе Богу, Іоакимъ и Анна и приводятъ во св. храмъ свою трехлѣтнюю отроковицу. — Въ то время при храмѣ существовали особыя помѣщенія, въ которыхъ жили посвящаемые Богу отроки и отроковицы... Тамъ, подъ сѣнію храма, они, руководимые священниками, левитами, обучались Закону Божію, молились, прислуживали при богослуженіяхъ, занимались рукодѣліями и пр. Въ числѣ жившихъ тамъ, извѣстны напр. Анна дщерь Фануилева, которая неотходно пребывала при храмѣ и которая вмѣстѣ съ Сѵмеономъ Богопріимцемъ встрѣчала «Отроча младо — Превѣчнаго Бога».

Сюда, во св. храмъ, посвящаемаго ребенка приводили торжественно. Извѣстно, что Пресвятую Дѣву привели ея родители въ сопутствіи другихъ дѣвъ, со свѣщами и лики.

Первосвященникъ встрѣчалъ таковыхъ и вводилъ въ храмъ. Преданіе говоритъ; что Богоизбранная Отроковица сама взошла даже во Святое Святыхъ, куда доступъ былъ возможенъ только Первосвященнику и то однажды въ годъ. Затѣмъ, она пребывала здѣсь при храмѣ — въ постѣ, молитвѣ, чтеніи Слова Божія и рукодѣліи. Своими пречистыми руками она исткала тотъ нешвенный хитонъ, который, по распятіи Спасителя, достался одному воину по жребію и который долгое время хранился въ Грузіи, а въ настоящее время частію своею хранится въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ... За чтеніемъ слова Божія, какъ передаетъ намъ тоже преданіе церковное, ее засталъ и Архангелъ Гавріилъ, когда сказалъ: «Радуйся благодатная, Господь съ тобою!»

Почему же св. церковь этому событію въ жизни Пресвятой Дѣвы придаетъ такое чрезвычайное значеніе? Причину этого изъясняетъ намъ нынѣщнее церковное пѣснопѣніе: въ явленіи Пресвятой Дѣвы Маріи во храмъ, вшедшей, кромѣ этого, и во Святое Святыхъ, — ясно открывалось человѣчеству «благоволенія Божія предъизображеніе»: въ этомъ вшествіи Пренепорочной во храмъ и во Святая Святыхъ являлось начало исполненія того «смотрѣнія Божія о людяхъ», въ силу котораго на конецъ вѣковъ долженъ былъ явиться обѣтованный міру Спаситель, — то благословенное Сѣмя, которое, по обѣтованію Божію еще первымъ людямъ, должно было стереть главу змія. Въ этомъ вшествіи Богоотроковицы вѣрующее сердце чувствовало, что настало время, когда, согласно пророчеству Даніила о седминахъ и пророчеству Исаіи о Дѣвѣ, — должно было исполниться Боговоплощеніе. «Се Дѣва во чревѣ пріиметъ и родитъ Сына, и нарекутъ имя Ему Емануилъ, еже есть сказаемо, съ нами Богъ», — вотъ что усматривалось въ этомъ событіи очами вѣры.

Что же поучительнаго для насъ всѣхъ представляетъ воспоминаемое нынѣ событіе? Много поучительнаго для всѣхъ, особенно же для тѣхъ, кто именуется родителями или имѣетъ быть таковыми... И прежде всего, примѣръ праведныхъ Іоакима и Анны поучаетъ всѣхъ насъ, что бракъ долженъ быть заключаемъ не для временнаго сожительства, — не по контракту и не для чувственнаго только удовольствія, но на всю жизнь, и для болѣе возвышенныхъ цѣлей, чѣмъ сладострастіе... Бракъ долженъ быть не сожитіемъ только, но и таинствомъ, т. е. благодатнымъ союзомъ, заключаемымъ во имя союза Христа съ Церковью и, главнымъ образомъ, для чадорожденія... Посему, тѣ глубоко погрѣшаютъ, кто тяготится брачною жизнію, кто смотритъ на бракъ, какъ только на дань нашей тѣлесной природѣ, — кто возмущается чадородіемъ, кто ропщетъ, видя приращеніе семейства. Еще болѣе тяжелъ грѣхъ на тѣхъ, кто прибѣгаетъ къ искусственнымъ средствамъ, чтобы неимѣть дѣтей [1]. Бракъ есть благодатный союзъ мужа и жены, освященный церковью, — не только для дѣторожденія, но и для того, чтобы рожденныхъ дѣтей воспитывать для Царствія Божія. Посему родители нетолько по рожденіи дитяти, но еще и до рожденія его должны заботиться, чтобы чревоносимое имѣло и всѣ условія для своего нормальнаго развитія. Если справедливо положеніе науки, что всѣ душевныя движенія матери, т. е. ея чувствованія, непремѣнно отражаются и на чревоносимомъ; то ясно, что для того, чтобы рождаемое было во всѣхъ условіяхъ лучшаго развитія, — необходимо, чтобы мать всячески воздерживалась отъ раздраженія, гнѣва, злобы, вражды, ненависти и другихъ порочныхъ наклонностей, ибо все это, такъ или иначе, должно отразиться и на состояніи ея плода; наоборотъ, она должна питать и свою мысль и свое чувство только возвышеннымъ и святымъ, — наипаче же молитвою и церковными пѣснопѣніями...

Прекрасно, если она приготовитъ себя къ дѣторожденію говѣніемъ, исповѣдью и причащеніемъ св. Таинъ... При такихъ условіяхъ благодатнаго освященія и ея дитя можетъ взыграться «радощами», подобно тому, какъ у праведной Елисаветы взыгралось ея отроча при встрѣчѣ съ Богоизбранною Дѣвою Маріей... Отецъ долженъ помнить, что его долгъ всячески заботиться о наивозможныхъ удобствахъ для своей чревоносящей жены, а потому все непріятное долженъ тщательно удалять отъ нея, — а на себя возложить узду воздержанія, дабы не приносить вреда и женѣ и своему дитяти...

Далѣе; когда родится дитя, обязанность родителей — сейчасъ же ввести его въ союзъ съ св. церковью и воспитывать уже въ непрерывномъ общеніи съ Церковью. Пока дитя безсознательно, потребны о немъ молитвы его родителей; когда же оно пріидетъ въ сознаніе, — необходимо и его научать молитвамъ и вѣрѣ — сперва собственнымъ примѣромъ, а затѣмъ и нарочитымъ наученіемъ слову Божію. Крестить, мѵропомазать, освятить таинствомъ Причащенія, принесть въ сороковой день въ церковь для воцерковленія, а затѣмъ наивозможно чаще освящать причащеніемъ Пречистой крови — вотъ въ чемъ должны быть заботы родителей о своихъ дѣтяхъ-младенцахъ. Другими словами, — родители должны приготовлять своихъ дѣтей для Царствія Божія всѣми зависящими отъ нихъ средствами, наипаче же собственнымъ примѣромъ.

Такъ оно должно быть, но такъ ли всегда бываетъ въ дѣйствительности? Увы, — этого нельзя сказать, по крайней мѣрѣ о всѣхъ... Много-много ненормальности вошло въ воспитаніе нашихъ дѣтей, и Богъ знаетъ — когда и какъ и почему... Мать напр. тяготится питать сосцами свое же дитя, а отдаетъ его другой матери за плату, или переводитъ на питаніе отъ сосцевъ животнаго; но если справедливо, что съ молокомъ матери всасываются добрые или худые навыки, то чего же можно ждать отъ такого воспитанія дитяти?! Многіе своихъ дѣтей не только не носятъ въ въ церковь, для воцерковленія, а даже и не крестятъ: я знаю здѣсь и не мало семействъ, гдѣ дѣти достигли уже порядочнаго возраста, а остаются еще не крещенными; а относительно воцерковленія долженъ сказать, что мнѣ за два года пребыванія здѣсь не пришлось видѣть ни одного случая.

Служу нарочито раннія обѣдни, чтобы пріобщать дѣтей, но никто и самъ не приходитъ сюда и дѣтей своихъ не приноситъ. У народа Божія былъ законъ, чтобы всякое разверзающее ложесна посвящать Богу и приносить въ выкупъ за него однолѣтняго агнца или двухъ горличищъ; этотъ законъ былъ обязателенъ для всѣхъ, гдѣ бы и кто бы не жилъ. И Пресвятая Дѣва Марія со своимъ обручникомъ Іосифомъ изъ Назарета приходила въ сороковой день въ св. храмъ и принесла два горличища, — приходила изъ Назарета... А у насъ?! даже живущіе чуть не рядомъ съ церковью неприносятъ своихъ дѣтей въ храмъ, и сами не приходятъ, чтобы очиститься у священника молитвою. А пути сообщенія нынѣ такъ удобны, что можно бы было исполнять всѣмъ православнымъ и не этотъ только церковный обычай, но и многіе другіе. Но увы, — мы живемъ въ такое время, когда говорить даже объ этомъ считается несовременнымъ, а не только, чтобы исполнять. «Не принято», говорятъ въ такихъ случаяхъ; но почему не принято, или точнѣе сказать отвергнуто, — и кѣмъ: на это не можетъ дать никто никакого отвѣта. Сегодня отвергли одно, завтра другое, а тамъ дойдетъ и до того, что и ничего не останется отъ того, что именуется «церковнымъ», и люди будутъ жить не въ законѣ Господнемъ, а въ похотяхъ сердецъ своихъ... Вотъ напр., едва только поднимается дѣвочка на вершокъ отъ полу, какъ мать начинаетъ заботливо одѣвать ее въ шелкъ и цвѣты, закутывать въ дорогія одежды, заплетать волосы, убирать голову, — и дѣвочка сперва безсознательно, а потомъ и сознательно научается заниматься собою, «кокетничать». А спросите эту мать, научила-ли она свою дѣвочку Богу молиться, — на это едва-ли получите утвердительный отвѣтъ. Удивляться-ли послѣ этого, что у насъ выростаютъ дѣти совершенно не такъ, какъ бы это должно было, — и выходятъ не тѣмъ, чѣмъ они должны быть. Да, это грустный фактъ: дѣти у насъ знаютъ все, но только не то, что едино есть на потребу, и что потребно для царствія Божія. Удивляться ли, послѣ этого, что они бываютъ непочтительны къ своимъ родителямъ и не честны въ своихъ обязанностяхъ по отношенію къ обществу и государству и, наконецъ, совершенно чужды и даже враждебны св. Церкви?!

Помолимся, отцы и матери, св. праведнымъ Богоотцамъ Іоакиму и Аннѣ, да вразумятъ они васъ и собственнымъ примѣромъ и своимъ невидимымъ дѣйствіемъ среди насъ, — какъ подобаетъ рождать чадъ и какъ воспитывать ихъ для царствія Божія и здѣсь на землѣ и тамъ — на небѣ. — Аминь.

С. Франциско, 21-го Ноября 1893 г.       

Примѣчаніе:
[1] Въ Америкѣ къ этому очень часто прибѣгаютъ и есть особые для сей цѣли врачи.

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 323-329.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0