Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.)
Бесѣда въ недѣлю четырнадцатую по Пятидесятницѣ.

Въ нынѣ чтенной притчѣ, братіе, раскрывается исторія домостроительства Божія о спасеніи людей, а точно также и исторія отношеній человѣчества къ этому «смотрѣнію Божію»... Такимъ образомъ, притча эта имѣетъ прежде всего историческое значеніе; но далѣе, при внимательномъ разсмотрѣніи ея содержанія, нельзя не видѣть, что она имѣетъ значеніе и для настоящаго времени, для всѣхъ людей, уже призванныхъ въ Царство Христово, — уясняя намъ и будущую судьбу этихъ людей... Вникнемъ же глубже въ ея содержаніе...

Уподобися царствіе небесное человѣку царю, иже сотвори браки сыну своему...

Уподобися... Христосъ Спаситель любитъ употреблять въ своихъ бесѣдахъ приточную рѣчь, т. е. брать подобія, сравненія, образы изъ видимой природы, — особенно изъ сельской жизни. Это Онъ дѣлалъ для того, чтобы простой человѣкъ, не всегда способный къ отвлеченному мышленію, могъ съ большею легкостью запоминать Его ученіе, яснѣе себѣ представлять дѣло... Уподобися царствіе небесное человѣку царю, иже сотвори браки сыну своему..., т. е., другими словами: царство небесное, по своему характеру, — какъ высшее блаженство, какъ духовный пиръ въ невечернемъ свѣтѣ славы Божіей, — и его устроеніе подобны тому брачному пиру, который устрояетъ одинъ царь по случаю бракосочетанія своего сына... Царство Божіе — на землѣ въ св. Церкви, а на небѣ, въ мѣстѣ вѣчнаго блаженнаго состоянія душъ, состоящее въ вѣчныхъ духовныхъ благахъ, какъ, напримѣръ, мирѣ и радости о Дусѣ Святѣ, — еще прежде вѣкъ было уготовано для людей; но, къ сожалѣнію, люди чрезъ грѣхопаденіе прародителей своихъ утратили было права свои на это царство Божіе; Сынъ Божій, Второе Лице Св. Троицы, Своими искупительными заслугами стяжалъ для насъ снова это наслѣдіе... Но получить его мы можемъ не иначе, какъ доказавши свои права на это наслѣдіе — первѣе всего крещеніемъ, а затѣмъ и чрезъ жизнь по вѣрѣ въ Іисуса Христа... Кто вѣру иметъ и крестится, и кто затѣмъ содержитъ ризу крещенія чистою, неоскверненною отъ грѣховъ, — тотъ спасенъ будетъ, т. е. получитъ уготованное ему царство отъ сложенія міра...

И посла рабы своя призвати званныя на браки: и не хотяху пріити... Въ этихъ словахъ раскрывается намъ исторія промыслительнаго дѣйствія Божія о народѣ израильскомъ... Этотъ народъ былъ избранъ изъ числа всѣхъ прочихъ быть носителемъ идеи о Спасителѣ міра, — ему даны были законъ и пророки, его самъ Господь уготовлялъ къ принятію Мессіи... Для сей цѣли Господь воздвигалъ въ разное время нарочитыхъ мужей, которые, являясь къ народу Божію, возвѣщали ему Его волю: это были пророки Божіи по преимуществу. Но чтожъ? какъ принимали этихъ глашатаевъ воли Божіей тѣ, къ кому они посылались? — Увы! очень не хорошо: иніи убіени быша, другіе же руганіемъ и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами и темницею, каменіемъ побіени быша, претрени быша, искушени быша, убійствомъ меча умроша: проидоша въ милотехъ и козіихъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлоблени (Евр. 11, 35-37)...

Паки посла ины рабы, глаголя: рцыте званнымъ: се обѣдъ мой уготовахъ, юнцы мои и упитанная исколена, и вся готова: пріидпте на браки. — Вторично, — и уже во время пришествія самого Спасителя міра, были посланы Iоаннъ Креститель и св. Апостолы... Они возвѣщали, что Царствіе Божіе уже приблизилось, что настало время покаянія, а вмѣстѣ съ тѣмъ и спасенія... — Они же, т. е. Іудеи, небрегше отъидоша, овъ убо на село свое, овъ же на купли своя, т. е., остались глухи къ этой проповѣди, отдавшись каждый своимъ земнымъ интересамъ, своимъ личнымъ дѣламъ, не думая о высшихъ, духовныхъ интересахъ; — прочіи же поступили еще хуже: емше рабовъ его, досадиша имъ и убиша ихъ. Такъ это было съ апостолами: ихъ сажали въ темницу и били, а Іоанна Предтечу и св. Апостола Іакова Праведнаго — тѣхъ и просто убили...

Итакъ, народъ Божій, для котораго были посланы рабы съ приглашеніемъ на бракъ, — этотъ народъ въ нравственной слѣпотѣ своей отвергъ это предложеніе, нанесши еще великое оскорбленіе Тому, Кто его звалъ на пиръ духовный.

И слышавъ царь той, разгнѣвася: и пославъ воя своя, погубити убійцы оны и градъ ихъ зажже... Это и сбылось надъ Іудеей и Іерусалимомъ во времена императоровъ Веспасіана и Тита, когда совершились судьбы Божіи надъ симъ градомъ и симъ народомъ... Нельзя безъ содроганія читать описанія всѣхъ тѣхъ бѣдствій и ужасовъ, какія постигли народъ Божій за совершенное имъ преступленіе; довольно сказать, что отъ величественнаго града и великолѣпнѣйшаго храма, которому удивлялись всѣ современники, воистину не осталось камня на камнѣ, — а вся Іудея, нѣкогда цвѣтущая страна, обратилась послѣ того въ пустыню и съ тѣхъ поръ никогда уже не поправлялась, хотя со стороны людей и были попытки возстановить ее изъ развалинъ... Такимъ образомъ, то, что предвѣщалъ еще пророкъ Моѵсей своему народу за уклоненіе отъ стезей Божіихъ (см. XXVIII гл. Второзаконія), — сбылось съ буквальною точностію.

Тогда глагола рабомъ своимъ: бракъ убо готовъ есть, званніи же не быша достойни: идите убо на исходища путей, и елицѣхъ аще обрящете, призовите на браки... Званный народъ оказался недостойнымъ призванія, и Самъ Господь, отвергая его, призываетъ другихъ... Это, по изъясненію св. Апостола Павла, были язычники... Язычники, до сего времени предоставленные самимъ себѣ, дѣйствительно блуждали по распутіямъ міра сего, и ко времени Христа Спасителя чуть не дошли до совершеннаго отчаянія... Разложеніе, умственное и нравственное, въ греко-римскомъ мірѣ было полное... И вотъ, въ это самое время, Господь, не хотящій никому погибели, но хотящій всѣмъ спастися и въ разумъ истины пріити, призываетъ и ихъ ко спасенію... И исшедша рабы оны, т. е. апостолы, пастыри и учители церкви, — на распутія, собраша всѣхъ, елицѣхъ обрѣтоша, злыхъ же и добрыхъ, и исполнися бракъ возлежащихъ... Въ Церковь Христову обращалпсь и злые и добрые. Злыхъ влекли туда свои расчеты, напримѣръ: жить на чужой счетъ, безъ труда, — такъ какъ первые христіане имѣли все общее, разнаго рода привилегіи для христіанъ, особенно со времени Константина Великаго, объявившаго христіанскую религію господствующею въ имперіи и предоставившаго христіанамъ разнаго рода гражданскія привилегіи... Такимъ образомъ, Церковь Христова наполнилась не только добрым, но и злыми, — людьми своекорыстными и расчетливыми... Вшедъ же царь видѣти возлежащихъ, видѣ ту человѣка не оболчена во одѣяніе брачное. И глагола ему: друже, како вшелъ еси сѣмо не имый одѣянія брачна; онъ же умолча. Въ этомъ вхожденіи царя въ пиршественную залу можно видѣть судъ Божій, который постигнетъ всѣхъ людей — во первыхъ, при кончинѣ каждаго непосредственно, а во вторыхъ, во время всеобщаго и страшнаго суда... Когда Христосъ явится каждому изъ насъ при кончинѣ нашей, а затѣмъ всѣмъ при кончинѣ міра, тогда объявятся не только всѣ дѣла наши, но даже и всѣ помышленія наши, — тогда каждый предстанетъ предъ Него, своего Судью и Мздовоздаятеля, со всѣмъ, яже содѣлалъ въ жизни своей; тогда будетъ видно, кто въ какой одеждѣ... Каждому, входящему въ царство Божіе на землѣ, или — въ церковь, дается свѣтлая одежда по выходѣ изъ купели крещенія, какъ сѵмволъ очищенія отъ грѣховъ, подобно тому, какъ по восточному обычаю, всякому гостю царскому, приглашенному на пиръ, выдавалась, если онъ не имѣлъ своей собственной праздничной одежды, парадная одежда царская изъ царскихъ хранилищъ, и всякій, кто не имѣлъ своей приличной одежды, если бы не взялъ царской, считался бы оскорбителемъ царскаго величества; такъ точно будетъ и въ царствѣ Христовѣ: кто явится не въ брачной одеждѣ, т. е., безъ добрыхъ дѣлъ, безъ чистой вѣры, а въ сквернѣ грѣховной, тотъ будетъ считаться оскорбителемъ чистоты и святости мѣста, оскорбителемъ величества Божія, — словомъ, недостойнымъ того наслѣдія, на какое онъ предъявляетъ свои притязанія...

Тогда рече царь слугамъ: связавше ему руцѣ и нозѣ, возмите его и вверзите во тму кромѣшнюю: ту будетъ плачъ и скрежетъ зубомъ. — Лишеніе свѣта полагается великимъ наказаніемъ человѣку грѣшнику; почему? — а потому, что при отсутствіи свѣта, человѣкъ не можетъ получать впечатлѣнія изъ видимаго міра чрезъ зрѣніе, — для него закрывается цѣлая область жизни духовной: это тоже, что голодъ тѣлесный... Какъ безъ пищи тѣло мучится, страдаетъ, такъ безъ свѣта душа страдаетъ, истаяваетъ, ибо лишается притока свѣжихъ впечатлѣній. Какъ въ природѣ растеніе безъ свѣта блекнетъ и погибаетъ, а животное растетъ болѣзненно и бываетъ худосочно и недолговѣчно, — такъ точно гибельно и для человѣка лишеніе духовнаго свѣта въ царствѣ славы... Тогда будетъ дѣйствительно плачъ и скрежетъ зубомъ!

Мнози бо суть звани, мало же избранныхъ! — Такъ заключилъ Господь Свою притчу, т. е., хотя искупительныя заслуги Христа Спасителя простираются на весь міръ, на все человѣчество въ прошедшемъ, настоящемъ и будущемъ, тѣмъ не менѣе не всѣ спасутся, — и это не по волѣ Божіей, а по волѣ самихъ же людей... Значитъ, можетъ случиться, братіе, что въ число малоизбранныхъ можемъ мы съ вами и не попасть, — значитъ, можетъ случиться, что и насъ ввергнутъ во тьму кромѣшнюю... Когда и при какихъ обстоятельствахъ это можетъ случиться? — Это можетъ случиться со всякимъ изъ насъ, кто нося имя христіанина, да притомъ еще и православнаго, живетъ, однакоже, не по христіански, не по православному, кто, давъ обѣты крещенія, не старается ихъ соблюдать, — кто, отрекшись отъ діавола и ангеловъ его и сочетавшись Христу, слѣдуетъ, однакоже, не по заповѣдямъ Христа, а по влеченію своей грѣховной плоти, по внушеніямъ діавола... О семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою, — говоритъ Христосъ Спаситель; больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя, — любяй заповѣди Его соблюдаетъ...

Не въ укоризну, а только въ напоминаніе скажу вамъ, что я, какъ вѣстникъ Божій, глашалъ неоднократно васъ сюда въ храмъ, призывалъ къ таинству покаянія и пріобщенія св. Таинъ въ посты Петровскій и Спасовъ, — умножалъ для сего число службъ недѣльныхъ и пр. Чтожъ?! всѣ ли послушали моего гласа? — Увы! изъ многихъ званныхъ немного, однакоже, явилось избранныхъ: вѣроятно, всякаго рода «злобы дня» удержали отъ этого... А между тѣмъ, кто поручится и въ одномъ днѣ своей жизни... Не откладывайте же, братіе, никогда надолго того, что можно сейчасъ сдѣлать, ибо не вѣсте ни дне, ни часа, въ онь же Сынъ Человѣческій пріидетъ... Имѣяй уши слышати, да слышитъ. — Аминь.

1893 года, 24-го Августа. г. Чикаго.       

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 262-269.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0