Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.)
Поученіе на Преображеніе Господне.

Празднуемъ нынѣ, братіе, преславное Преображеніе Христа Спасителя...

Что это за событіе; для чего оно было и какой смыслъ имѣетъ воспоминаніе его для насъ и, въ частности, что значитъ освященіе сихъ плодовъ въ сей день?

Преображеніе есть одно изъ величайшихъ событій въ земной жизни Христа Спасителя — до Его страданій, смерти, воскресенія и вознесенія на небо. Въ этомъ событіи Сынъ Человѣческій показалъ, что Онъ вмѣстѣ съ этимъ есть и воистину Сынъ Божій, Отчее сіяніе, — что Божественная природа Его, закрывавшаяся для земныхъ очей рабіимъ зракомъ, плотію человѣческою, всегда съ Нимъ неразлучно, нераздѣльно, несліянно и неизмѣнно въ единствѣ Ѵпостаси, — что Онъ не только человѣкъ, но и Богочеловѣкъ... Тотъ свѣтъ, въ которомъ Онъ всегда живетъ и который всегда присущъ Его Божественной природѣ, — этотъ свѣтъ, сокрытый на время въ природѣ человѣка, теперь исторгся наружу чрезъ покровы плоти и даже одежды и осіялъ Его лице такъ, что оно сдѣлалось свѣтлѣе солнца, а одежды убѣлилъ такъ, что они стали бѣлѣе снѣга... Этотъ небесно-прекрасный, лучезарный, радостнотворный свѣтъ окружилъ Его и простерся далеко вокругъ Него; онъ былъ такъ силенъ, что въ состояніи былъ разбудить спящихъ учениковъ и наполнить сердца ихъ неизъяснимымъ восторгомъ... Въ этомъ свѣтѣ явились съ Нимъ уже давно отшедшіе въ вѣчность — пророки Моисей и Илія, а вмѣстѣ съ ними въ облакахъ и Самъ Отецъ небесный... Это было, поистинѣ, необыкновенное, чудное, неземное видѣніе! Очевидецъ этого, Апостолъ Петръ, пожелавшій въ то время навсегда остаться въ такомъ состояніи, впослѣдствіи вспоминаетъ объ этомъ событіи велелѣпныя славы Божія, во 2-мъ своемъ посланіи, отрывокъ котораго вы нынѣ слышали...

Для чего же потребно было такое явленіе славы Божіей ученикамъ Христовымь? Развѣ недостаточно было имъ слышать глаголы жизни вѣчныя изъ Его устъ, видѣть Его дѣла, которыхъ инъ никтоже сотвори?! — Это нужно было, — какъ объясняетъ нынѣшнее церковное пѣснопѣніе (кондакъ), — для того, чтобы они (т. е. ученики), видя страданіе уразумѣли, что это страданіе Его вольное, что страдаетъ это не простой пророкъ, а Самъ Богочеловѣкъ, о Которомъ еще въ главизнѣ книжной написася, что это есть Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра, что язвы эти Онъ пріемлетъ не за Себя, а за другихъ, — что этими язвами мы, грѣшные, получаемъ исцѣленіе, а затѣмъ, когда наступитъ благопотребное время, и предъ всѣми могли засвидѣтельствовать, что это былъ воистину Сынъ Божій, Отчее сіяніе, — какъ это и было, дѣйствительно, ими и сдѣлано (2 Петр. 1, 10-19). Св. Апостолы, хотя и были избранниками Божіими, хотя и находились подъ особымъ водительствомъ Божіимъ, но дотолѣ, пока не получили въ день Пятидесятницы Духа Святаго, воспомянувшаго имъ все и, такъ сказать, утвердившаго ихъ вѣру, — долгое время не чужды были нѣкоторыхъ неправильныхъ сужденій и взглядовъ своихъ современниковъ на Мессію и Его царство... Они раздѣляли ошибочный взглядъ на это царство, — они думали, что это будетъ могущественное политическое цѣлое, что Мессія будетъ царь земной, — что, вообще, царство это будетъ отъ міра сего, а не наоборотъ. Этотъ взглядъ проглядываетъ, напримѣръ, въ просьбѣ двухъ братьевъ — сыновъ громовыхъ — сѣсть одному одесную, а другому ошуюю Его въ семъ царствѣ, — это видно, напримѣръ, и изъ словъ Эммаусскихъ спутниковъ, высказывавшихъ сожалѣніе о Его смерти, тогда какъ они надѣялись, что Сей есть хотя избавити Израиля (Лук. 24, 21). Могла, такимъ образомъ, вѣра этихъ еще немощныхъ людей еще болѣе поколебаться, если бы они видѣли только одинъ рабій зракъ Сына человѣческаго... Теперь же они видѣли не только Его велелѣпную славу, но и слышали гласъ самого Отца Небеснаго: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, Того послушайте!» Итакъ, преображеніе Господне, въ домостроительствѣ о нашемъ спасеніи должно служить какъ одно изъ средствъ, на которомъ укрѣпляется наша вѣра въ лице Іисуса Христа, какъ Богочеловѣка... Но этого мало: во свѣтѣ Ѳаворскомъ, мы видимъ не только Богочеловѣка, но и просто человѣковъ, жившихъ въ отдаленнѣйшія времена и теперь явившихся къ Богочеловѣку. Изъ этого можемъ постигать тайну и своей дальнѣйшей участи, послѣ смерти, т. е., мы можемъ быть увѣренными, что за смертію нашею здѣсь на землѣ, не прекращается жизнь наша тамъ на небѣ, — и что между небомъ и землею, міромъ духовнымъ и міромъ земнымъ, плотянымъ, есть тѣснѣйшее единеніе и общеніе, — можемъ во образѣ преображенной плоти Христа прозрѣвать и собственное преображеніе плоти — во второе и страшное пришествіе Христово, когда праведницы просвѣтятся яко солнце въ цартвіи Отца... Наконецъ, при свѣтѣ Ѳаворскомъ мы постигаемъ, что на землѣ единственно святой для насъ авторитетъ есть Сынъ Божій; Его воля должна быть для насъ единственно святой и обязательной, а все прочее — еслибы и Ангелъ благовѣстилъ намъ болѣе благовѣщеннаго Іисусомъ Христомъ, то и онъ, по слову Апостола, — анаѳема да будетъ! Посему, должны слѣдовать всѣ мы не самозваннымъ учителямъ и благовѣстникамъ, а Тому, Кого самъ Отецъ Небесный нарекъ намъ Учителемъ и о Комъ сказалъ: «Того послушайте!»

Для чего же пріурочено къ сему дню освященіе плодовъ? — Прежде всего скажемъ, что это обычай глубокой христіанской древности, современный самимъ Апостоламъ. Идетъ онъ еще изъ Ветхаго Завѣта, но уже съ другимъ смысломъ, — Самъ Богъ повелѣлъ людямъ приносить въ жертву начатки плодовъ и первенцевъ стадъ... Для чего? — Первенцевъ отъ стадъ, т. е. кровавыя жертвы, чтобы напоминать намъ объ обѣтованіи, данномъ въ раю прародителямъ, что придетъ Мессія, обѣтованный агнецъ міра, Который сотретъ главу змія и Который принесетъ Себя въ жертву за спасеніе всѣхъ, Который избавитъ Своею кровію весь человѣческій родъ отъ грѣха, проклятія и смерти; такимъ образомъ, кровавыя жертвы животныхъ были прообразомъ кровавой жертвы Голгоѳской. Принесеніе же плодовъ, кромѣ всего другаго, должно было служить всегдашнимъ напоминаніемъ людямъ, что чрезъ преступленіе заповѣди Божіей — не вкушать отъ плодовъ древа познанія добра и зла — люди подпали грѣху, проклятію и смерти, и преобразились на худшее... Въ Новомъ же Завѣтѣ, эти плоды должны уже, наоборотъ, напоминать намъ о плодахъ крестной смерти Христа Спасителя, объ избавленіи отъ грѣха, проклятія и смерти т. е., о преображеніи природы нашей на лучшее... Особенно виноградный гроздъ долженъ всѣмъ напоминать о виноградной Лозѣ, которая есть Христосъ, Спасъ душъ нашихъ, — и чрезъ пребываніе на которой, въ таинственномъ общеніи Тѣла и Крови, человѣкъ получаетъ залогъ воскресенія изъ мертвыхъ и будущей, вѣчно-блаженной, жизни въ невечернемъ свѣтѣ царства Славы!

Помолимся же, братіе, Преобразившемуся на горѣ Свѣтодавцу, да возсіяетъ Онъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Свой присносущный, молитвами Богородицы. —Аминь.

1893 года, 6-го Августа. г. Чикаго.       

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 234-238.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0