Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.)
Поученіе на десятую недѣлю по Пятидесятницѣ.
О подражаніи Апостолу Павлу (въ вѣрѣ, любви и трудѣ).

Молю же васъ, подобни мнѣ бывайте, якоже азъ Христу (1 Кор. 4, 16).

Съ такимъ увѣщаніемъ обращался Апостолъ Павелъ къ коринѳскимъ христіанамъ, которыхъ нѣкогда обратилъ ко Христу и которыхъ считалъ печатью своего апостольства (1 Кор. 9, 2)... Подражать ему — ихъ учителю — вотъ чего желаетъ онъ отъ нихъ, своихъ учениковъ, — вотъ къ чему побуждаетъ ихъ. Но, братіе-христіане, все то, что говорилъ Апостолъ своимъ современникамъ, такъ же обязательно и для христіанъ всѣхъ временъ, и для насъ въ частности: посему размыслимъ въ чемъ и какъ можемъ и мы подражать Апостолу.

Первое, что останавливаетъ наше особенное вниманіе въ жизни св. Апостола Павла, — это его вѣра... Апостолъ Павелъ всегда былъ горячимъ и ревностнымъ исповѣдникомъ вѣры... Его вѣра была живая, глубокая, горячая, — дѣятельная; она не состояла только въ холодномъ сознаніи истины, разсудочномъ, постиженіи предмета вѣры, но проникала все его существо. Мнѣ еже жити — Христосъ, а еже умрети — пріобрѣтеніе есть (Флп. 1, 21). Мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа, Имже мнѣ міръ распяся, и азъ міру (Гал. 6, 14). Кто ны разлучитъ отъ любве Божія? — спрашиваетъ онъ себя: — скорбь ли или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечь? И затѣмъ свидѣтельствуетъ, что ни смерть, ни животъ, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ (Рим. 8, 35-39). И это, братіе, были не просто слова, напротивъ, — вся жизнь Апостола была непрерывнымъ свидѣтельствомъ всего... Книга Дѣяній Апостольскихъ и его посланія — особенно къ Коринѳянамъ и Галатамъ — показываютъ, какимъ бѣдствіямъ, трудамъ и лишеніямъ подвергалъ себя этотъ Апостолъ во свидѣтельство своей вѣры во Христа рáспята... Вотъ этой вѣрѣ, братіе, должно подражать и намъ всѣмъ, а не той, которая состоитъ только въ одномъ наименованіи —«христіанина». Чтобы называться христіаниномъ, для этого недостаточно только числиться въ метрическихъ книгахъ и исповѣдныхъ росписяхъ, — для этого мало даже ходить изрѣдка въ церковь и исполнять иногда обряды церковные, — нѣтъ, для этого нужно, чтобы вся настроенность нашего духа была такова, чтобы мы всегда и вездѣ могли свидѣтельствовать вѣру свою отъ дѣлъ своихъ (Іак. 2, 18)... Вѣровать однимъ только умомъ могутъ и бѣсы; они даже болѣе того — вѣруютъ и трепещутъ (Іак. 2, 19), какъ свидѣтельствуетъ Апостолъ Іаковъ, — но кто же станетъ сомнѣваться, что эта вѣра ихъ не спасаетъ... Надобно не вѣровать только, но и исповѣдывать свою вѣру всѣмъ своимъ существомъ и всегда, при всякомъ случаѣ, — въ мысли, чувствѣ, словѣ, дѣлѣ...

Второю чертою въ жизни Апостола является его безпредѣльная любовь къ людямъ, особенно же къ соплеменникамъ... Онъ такъ любилъ свою братію по плоти, что готовъ былъ пожертвовать собственнымъ спасеніемъ для ея пользы... Истину глаголю о Христѣ, не лгу, послушествующей ми совѣсти моей Духомъ Святымъ: яко скорбь ми есть велія, и непрестающая болѣзнь сердцу моему: молилбыхся бо самъ азъ отлученъ быти отъ Христа по братіи моей, сродницѣхъ моихъ по плоти (Рим. 9, 1-3): вотъ какова у него была любовь къ своимъ сродникамъ по плоти! Но не менѣе горячую и сильную любовь онъ имѣлъ и къ другимъ людямъ: до нынѣшняго часа, — пишетъ онъ Коринѳянамъ, — и алчемъ, и жаждемъ, и наготуемъ, и страждемъ, и скитаемся, и труждаемся, дѣлающе своими руками: укоряеми, благословляемъ: гоними, терпимъ: хулими, утѣшаемся: якоже отреби міру быхомъ, всѣмъ попраніе доселѣ. Не срамляя васъ сія пишу, но якоже чада моя возлюбленная наказую. Аще бо и многи пѣстуны имате о Христѣ, но не многи отцы, о Христѣ бо Іисусѣ благовѣствованіемъ азъ вы родихъ (1 Кор. 4, 11-15). А какова была его любовь во всемъ ея объемѣ, можно судить изъ описанія имъ ея свойствъ: любы, пишетъ онъ, долготерпитъ, милосердствуетъ: любы не завидитъ: любы не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своихъ си, не раздражается, не мыслитъ зла; не радуется о неправдѣ, радуется же о истинѣ: вся любитъ, всему вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ. Любы николиже отпадаетъ: аще же пророчествія упразднятся, аще ли языцы умолкнутъ, аще разумъ испразднится (1 Кор. 13, 4-8)... Вотъ если, братіе, такою любовью будемъ и мы любить другъ друга, тогда, безъ сомнѣнія, жизнь наша далеко станетъ краше, угоднѣе Богу и спасительнѣе для насъ! Тогда не будетъ ни раздоровъ, ни разъединенія, ни вражды, ни всякихъ другихъ бѣдствій... Возлюбимъ же другъ друга, да единомысліемъ исповѣмы: Отца и Сына и Святаго Духа, — Троицу Единосущную и нераздѣльную!

Третьей достоподражательной чертой въ жизни Апостола было его постоянное трудолюбіе... Хотя онъ, какъ благовѣстникъ Христовъ, и имѣлъ право жить отъ благовѣствованія (1 Кор. 9, 14), тѣмъ не менѣе онъ ничѣмъ никогда не пользовался отъ христіанъ, чтобы быть всегда свободнымъ во всемъ въ отношеніи всѣхъ... Для этой цѣли, проповѣдуя днемъ — онъ ночью трудился, дѣлающе своими руками скиніи, или палатки, — и отъ этого жилъ... Вотъ образецъ трудолюбія для всѣхъ благовѣстниковъ и для всѣхъ христіанъ! — Трудъ былъ заповѣданъ Богомъ еще въ раю первымъ людямъ, а по изгнаніи изъ рая онъ сталъ уже и наказаніемъ за грѣхъ... Въ потѣ лица твоего снѣси хлѣбъ твой, — сказалъ Господь Богъ Адаму; не трудивыйся да не ястъ, — говоритъ Апостолъ: значитъ, трудъ для всѣхъ обязателенъ, безъ исключенія; но какой трудъ? — Въ нынѣшнее время являются проповѣдники новыхъ началъ жизни, которые возвѣщаютъ людямъ (Толстой), что единственно законный трудъ для человѣка есть трудъ пахаря-земледѣльца, — вообще, трудъ черный... И есть нѣкоторые изъ людей, которые, оставивъ всѣ свои занятія, отдаются исключительно этому труду... Всякій же другой трудъ проповѣдникомъ «новаго евангелія» отрицается, какъ недостойный человѣка, какъ безполезный и даже вредный... Что сказать на это? — Не станемъ отрицать труда пахаря и вообще чернаго труда: онъ почтененъ самъ въ себѣ, — но думаемъ, что не погрѣшимъ, если скажемъ, что и всякій другой трудъ, — въ какой бы то области ни было, — напр., умственный, трудъ ремесленника, художника, трудъ администратора и пр. — все это также трудъ почтенный: надобно каждому трудиться въ томъ кругѣ дѣятельности, къ которому призывается онъ — или званіемъ своимъ, или особеннымъ положеніемъ въ обществѣ, или чрезвычайными дарованіями (талантами)... Если Господь далъ тебѣ талантъ художника, то трудись въ этомъ дѣлѣ и приноси человѣчеству пользу своими высокохудожественными произведеніями, а не ходи мѣсить глину и мазать хаты: это сдѣлаютъ и простыя бабы; если ты имѣешь острый умъ и обширныя познанія, служи братіи своей въ этой области, — пиши книги, просвѣщай темныхъ людей, иди въ школы и обучай дѣтей; но не становись за плугъ или за соху: это сдѣлаетъ и другой — менѣе тебя способный... Можно и въ высокомъ званіи зарабатывать себѣ хлѣбъ какимъ либо ремесломъ, — какъ напр., это это дѣлалъ Апостолъ Павелъ, — но нужно въ данномъ случаѣ слѣдовать тому же Апостолу и въ дальнѣйшемъ, т. е. въ служеніи человѣчеству тѣмъ, къ чему кто призванъ... Какъ въ организмѣ человѣка различные члены въ общемъ даютъ удивительную гармонію, такъ должно быть и въ государствѣ и въ Церкви: не всѣмъ быть однимъ слухомъ или однимъ зрѣніемъ! Прекрасно единство при разнообразіи; посему, нога пусть будетъ ногою — и не больше, а голова исполняетъ то, что ей назначено, а не другое — и т. д... Важенъ трудъ: — будетъ-ли то умственный или физическій — все равно; не было-бы только праздности, ибо отъ праздности раждаются всѣ пороки... Кто не знакомъ съ трудомъ, тотъ не можетъ быть знакомъ и съ сладостъю покоя, отдыха; для того скука, тоска, томленіе духа — обычные спутники... Люди капризничаютъ и хандрятъ большею частію отъ бездѣлья; но стоитъ только посадить ихъ за работу — и все какъ рукой снимаетъ... Люди трудящіеся со скукою не знакомы: это уже давно замѣчено! — Если ты обезпеченъ для себя, то трудись для другихъ, ибо и это свято, а также и обязательно для тебя: каждый трудись, дѣлая своими руками полезное, чтобы было изъ чего удѣлять нуждающимся (Ефес. 4, 28), — говоритъ св. Апостолъ.

Потщимся же, братіе, подражать Апостолу въ сихъ чертахъ его жизнедѣятельности, — это не такъ трудно, какъ можно думать на первый разъ... Конечно, жизнь св. Апостола представляетъ много и другихъ достоподражаемыхъ чертъ для насъ, что каждый можетъ видѣть при чтеніи его посланій и книги Дѣяній Апостольскихъ; но я останавливаю ваше вниманіе пока на этомъ только, какъ для всѣхъ доступномъ примѣрѣ...

Молю же васъ, подобни мнѣ бывайте, яко же азъ Xристу. — Аминь.

1893 г., 25 Іюля. г. Чикаго.       

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 227-233.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0