Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.)
Поученіе въ восьмую недѣлю по Пятидесятницѣ,
сказанное въ Ситхинской Архангело-Михайловской церкви.

Молю вы братіе, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будутъ въ васъ распри, да будете же утверждени въ томъ же разумѣніи и въ той же мысли (1 Кор. 1, 10).

Этими словами Апостолъ Павелъ, какъ вы слышали въ нынѣ чтенномъ апостолѣ, увѣщеваетъ коринѳскихъ христіанъ, чтобы между ними не было раздѣленій и разнаго рода нестроеній, но чтобы всѣ они старались быть единомысленными и жили въ единеніи духа и союзѣ мира.

Кто это были Коринѳяне, какія среди нихъ были нестроенія, вызвавшія это увѣщаніе Апостола и какое приложеніе къ намъ, современнымъ христіанамъ, можетъ имѣть это чтеніе апостольское? — Городъ Коринѳъ былъ въ Греціи, онъ лежалъ на узкомъ перешейкѣ и съ двухъ сторонъ примыкалъ къ морямъ: на востокѣ — къ эгейскому морю, а на западѣ — къ іонійскому. Онъ расположенъ былъ на протяженіи почти 14 миль; имѣлъ двѣ прекрасныхъ бухты, въ которыя сходились корабли и торговыя суда со всего тогдашняго міра. Это былъ торговый городъ. Въ немъ сосредоточивалась передаточная торговля со всего востока и запада. Сюда, поэтому, стекались торговые люди со всего тогдашняго міра. Само собою разумѣется, что такое выгодное положеніе жителей этого города давало имъ возможность обогатиться скорѣе другихъ городовъ Греціи. Дѣйствительно, сколько намъ извѣстно изъ различныхъ писателей, Коринѳяне отличались богатствомъ и роскошью. Прекрасные дома, богатая обстановка во всемъ были отличительными особенностями жителей этого города. Но извѣстно, что богатство, употребляемое не на дѣла благотворительныя, а только для удовлетворенія своихъ прихотей ведетъ къ роскоши; роскошь — къ изнѣженности, а изнѣженность къ развращенію нравовъ и ослабленію религіозныхъ началъ. Это же самое было и въ Коринѳѣ. Коринѳяне болѣе другихъ городовъ языческихъ Греціи отличались своею развратною жизнью. Пьянство, объяденіе, непомѣрная роскошь въ одеждѣ и во всемъ, любовь къ разнаго рода публичнымъ церемоніямъ — процессіямъ, сопровождавшимся плясками и непристойными тѣлодвиженіями полуобнаженныхъ танцовщицъ и плясуновъ, переряженныхъ въ самые затѣйливые костюмы и маски, постоянныя пиршества, сопровождавшіяся нарушеніемъ цѣломудрія и стыдливости, незаконное сожитіе мужчинъ съ женщинами и пр. и пр. — вотъ что составляло жизнь Коринѳянъ, вотъ что ихъ интересовало и занимало. Ихъ жизнь сдѣлаласъ предметомъ насмѣшекъ у другихъ, такъ что сказать «жить по коринѳски» — Korinphtizin — значило тоже, что еслибы сказать — «жить блудно, — блудодѣйствовать».

Сюда то, въ этотъ городъ, св. Апостолъ Павелъ во время своего путешествія въ Македонію (въ Филиппы и въ Аѳины), и занесъ свѣтъ христіанской вѣры. Его проповѣдь и его святая жизнь привлекали многихъ на путь истинной вѣры: образовалась сперва небольшая, а затѣмъ и довольно порядочная христіанская община, которая стала именоваться церковью Коринѳскою. Пока Апостолъ Павелъ жилъ въ Коринѳѣ и самъ назидалъ братію, жизнь коринѳскихъ христіанъ была безукоризнена; они отличались многими добродѣтелями, такъ что благодать Божія всегда была съ ними и проявлялась среди нихъ въ особыхъ чрезвычайныхъ дарованіяхъ, — напр. въ дарѣ языковъ, въ дарѣ исцѣленій, въ дарѣ пророчества и пр. Но едва Апостолъ оставилъ этотъ городъ и пошелъ къ другимъ христіанамъ и въ другіе города съ проповѣдью, какъ старые навыки, ничѣмъ особенно не сдерживаемые, подъ вліяніемъ окружающей языческой среды, стали снова обнаруживаться среди новообращенныхъ христіанъ, вѣра и благочестіе стали постепенно ослабѣвать и наконецъ дѣло дошло до того, что многіе, именуясь христіанами, въ жизни своей стали снова на путь языческій. Неумѣренное употребленіе пищи и питія доводило до того, что многіе напивались допьяна на вечеряхъ любви, совершавшихся сейчасъ же за литургіей, другіе приступали къ св. Евхаристіи, т. е. причащенію Тѣла и Крови Христовой безъ надлежащаго приготовленія, третьи простирали свое равнодушіе къ вѣрѣ до того, что ходили даже на языческія торжества; дѣла свои христіанскія отдавали на судъ язычниковъ; спорили о предметахъ вѣры, не имѣя на то права, напр. говорили, что воскресенія изъ мертвыхъ не будетъ, что умремъ-сгніемъ и дѣло съ концомъ; а потому лучше ѣсть, пить и веселиться, пока есть жизнь въ насъ; нѣкоторые даже дерзали отрицать Ап. Павла, говоря, что онъ не былъ самовидцемъ Господа, какъ напр. Ап. Киѳа, т. е. Петръ; а потому и вѣрить ему такъ, какъ Петру, нельзя. Разбирали его рѣчи и говорили, что онъ и въ рѣчахъ не такъ краснорѣчивъ, какъ другіе. Въ концѣ концовъ всѣ раздѣлились на партіи и спорили между собою, называя себя — одни Петровыми, другіе Аполлосовыми, третьи Павловыми, четвертые Христовыми. Дошло даже до того, что одинъ изъ христіанъ, ведя жизнь развратную, сталъ жить съ своею мачихой, т. е. сдѣлался кровосмѣсникомъ.

Извѣстія о такихъ нестроеніяхъ въ церкви Коринѳской дошли и до св. Ап. Павла, — и вотъ онъ пишетъ имъ свое посланіе, начало котораго вы слышали нынѣ, и увѣщеваетъ ихъ оставить всѣ раздоры и нестроенія и жить въ единеніи духа и союзѣ мира. Въ этомъ посланіи Апостолъ спрашиваетъ ихъ: чего они хотятъ: хотятъ ли, чтобы онъ съ жезломъ пришелъ къ нимъ — или съ кротостію? Требуетъ, чтобы кровосмѣсника отлучили отъ общенія съ собою, предаетъ его сатанѣ во изможденіе плоти — да духъ спасется; повелѣваетъ, чтобы не ходили на судъ къ язычникамъ, чтобы воздерживались въ пищи и питіи, приступали къ таинству причащенія съ достойнымъ приготовленіемъ, не предавались разврату, а лучше бы вступали въ бракъ, и пр. Это увѣщаніе такъ подѣйствовало на христіанъ Коринѳскихъ, что Апостолъ въ другомъ посланіи уже благодаритъ ихъ за ихъ добродѣтельную жизнь.

Но какое отношеніе къ намъ христіанамъ могутъ имѣть эти слова св. Апостола, обращенныя къ коринѳянамъ? Иные могутъ сказать, что это было уже давно и въ настоящее время приложенія не можетъ имѣть. Нѣтъ, братіе, слово Божіе всегда и для всѣхъ временъ имѣетъ свое значеніе и назиданіе; оно приложимо и ко всѣмъ намъ во всякое время, ибо всѣ мы люди грѣшные, съ тѣми же страстями и дурными наклонностями, съ какими были люди за нѣсколько сотъ лѣтъ до насъ. Слушая чтеніе изъ апостольскихъ посланій, ты христіанинъ, представь себя стоящимъ предъ лицемъ самаго Апостола и спроси совѣсть свою, — не обличаетъ ли она тебя въ чемъ либо; не согрѣшилъ ли и ты подобно Коринѳскимъ христіанамъ невоздержаніемъ въ чемъ либо; не соблазнилъ ли этимъ кого либо изъ новообращенныхъ христіанъ, не сдѣлалъ ли св. православную вѣру, вслѣдствіе этого, предметомъ насмѣшекъ и укоризнъ у другихъ, неправославныхъ; всегда ли проводилъ дни св. праздниковъ въ должномъ благоговѣніи и святости; не осквернялъ ли ихъ чѣмъ либо, напоминающимъ языческое времяпрепровожденіе; достаточно ли приготовленнымъ приступалъ къ Тѣлу и Крови Христовой, не осуждалъ ли своихъ пастырей и архипастырей, подобно коринѳянамъ... О, если бы этого не было!.. Тогда блаженны вы... Если же совѣсть ваша усмотритъ въ себѣ что стропотное, тогда съ вѣрою и сокрушеніемъ сердца припадите въ семъ храмѣ предъ алтаремъ Господнимъ и исповѣдайте свои грѣхи предъ своимъ пастыремъ, дабы не уподобиться нераскаяннымъ грѣшникамъ, которыхъ конецъ — погибель. Приходъ долженъ быть одной духовной семьей; не должно быть раздѣленій на богатыхъ и бѣдныхъ, знатныхъ и незнатныхъ: всѣ должны быть едино во Христѣ Іисусѣ! Всѣ прихожане должны соединяться вокругъ св. своего храма и около своего пастыря духовнаго. Храмъ Божій долженъ быть мѣстомъ, куда всякій и во всякое время долженъ приходить съ молитвою прошенія, хвалы или благодаренія; сюда должны приносить и отъ трудовъ своихъ на поддержаніе благолѣпія храма. Священникъ долженъ быть тѣмъ лицомъ, предъ которымъ не должно быть ничего сокрытаго... Это есть отецъ духовный; слѣдовательно, отношенія къ нему должны быть сыновнія. Въ приходѣ не должно быть нищихъ: братство во Христѣ требуетъ, чтобы была оказываема взаимная помощь другъ другу. Апостолъ совѣтуетъ Коринѳянамъ въ началѣ недѣли отлагать нѣчто отъ своихъ избытковъ на пользу бѣдныхъ, дабы потомъ, въ свою очередь, ихъ излишекъ былъ въ восполненіе недостатка другихъ. Такъ слѣдуетъ поступать и во всякой приходской общинѣ. Забота о своихъ дѣтяхъ должна быть главною, а потому школа церковно-приходская должна стоять ближе всѣхъ учрежденій къ семьѣ и обществу. Отдавать свои заботы этому дѣлу — это значитъ дѣлать угодное Господу, совершать спасеніе душъ малыхъ сихъ. Нельзя отговариваться недостатками и бѣдностью; ибо гдѣ нѣтъ лишенія, тамъ не можетъ быть и особенной заслуги.

Итакъ, молю васъ, братіе, именемъ Господа нашего Іисуса Христа — да не будутъ въ васъ распри и нестроенія, но да будете утверждени въ томъ же разумѣніи и въ тойже мысли, въ какой утверждались христіане первыхъ вѣковъ. — Аминь.

1892 г., 19-го Іюня. о. Ситха.       

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 214-219.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0