Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 34.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.)
Слово, сказанное въ день Священнаго Коронованія Государя Императора Николая Александровича, 14 Мая 1896 года.

Что если бы, братіе, какимъ либо чудомъ въ сію минуту мы могли подняться на такую высоту въ воздушномъ пространствѣ, съ какой можно-бы было окинуть однимъ взглядомъ всю даль и ширь нашего отечества: какое бы, я думаю, чудное и необычайное зрѣлище увидѣли мы съ вами?! Представьте себѣ, что въ сію минуту, когда мы славимъ, хвалимъ и благодаримъ Господа, — что въ сію минуту десятки милліоновъ русскихъ сердецъ возносятъ такую же молитву, — что съ облаками кадильнаго ѳиміама возносится не меньшій облакъ и молитвенныхъ славословій; представьте себѣ эти необъятныя массы человѣческихъ существъ, подобно волнамъ океана, движущіяся къ храмамъ, эти клики радости — внѣ храмовъ, эти праздничныя лица и эти живописныя одежды: не правда-ли, что это картина безподобная, что это зрѣлище единственное въ своемъ родѣ?!

И не удивительно, что туда, въ сердце Россіи, теперь съѣхалось столько всякаго рода людей, — неудивительно, говорю, что очи всего міра нынѣ обращены туда, къ Бѣлокаменной, хотя съ увѣренностью можно сказать, что многаго они и не поймутъ изъ того, что увидятъ тамъ и услышатъ!

Что же это за необычайное событіе, и почему оно вызываетъ въ отечествѣ нашемъ такое всенародное движеніе, такія чувства?!

Это, братіе, вѣнчается на царство Государь Русскій, — это Онъ, Державный, подобно жениху, сочетавается съ своею невѣстою, Россіею, это заключается съ нимъ духовный союзъ Россіи, — это избранникъ Божій пріемлетъ помазаніе отъ Святаго, дабы съ помошью благодати Святаго Духа совершать подвигъ своего высокаго служенія! Государь исповѣдуетъ теперь вслухъ всѣхъ свою вѣру, а затѣмъ, колѣнопреклоненный, проситъ у Господа пресѣдящей Его престолу мудрости, дабы судити Ему люди своя въ правду и быть достойнымъ своего званія!

Скажите, гдѣ еще можно видѣть что либо подобное?!

И радуется народъ русскій и ликуетъ онъ! И какъ не ликовать, какъ не радоваться, когда знаешь, что Царь есть олицетвореніе порядка, что на Немъ, какъ на стержнѣ, держится все царство: что Онъ его «держава», его крѣпость и его сила... Какъ не радоваться, когда знаешь, что Царь есть блюститель высшей правды на землѣ, — что Его сердце въ руцѣ Божіей, что оно устремляется волею Вседержителя?! Если хотите, то это торжество можно назвать «торжествомъ Православія» въ собственномъ смыслѣ? — ибо то, что теперь совершается въ Россіи, — это есть зиждительное дѣло Православія, а потому оно и есть его торжество! И доколѣ у насъ будетъ Православная вѣра, доколѣ мы будемъ сами собою, а не космополитами, дотолѣ у насъ будетъ и самодержавіе,   дотолѣ и все, что теперь видятъ въ Россіи, будетъ повторяться изъ вѣка въ вѣкъ — съ восшествіемъ на престолъ всякаго новаго Государя!

Не скрываемъ, что и мы имѣемъ разнаго рода недостатки и несовершенства; но спросимъ: кто же ихъ не имѣетъ?! Мы знаемъ, по крайней мѣрѣ, что и народы, кичащіеся своею высшею культурою, не безъ этихъ недостатковъ... Мало этого: мы замѣчаемъ у нихъ и такія отрицательныя явленія въ жизни общественной и государственной, какихъ у себя пока еще, слава Богу, не видимъ и которыхъ, дай Богъ, и никогда не видѣть!

Нѣтъ, то, что совершается теперь въ Москвѣ, не «есть анахронизмъ; это не торжество внѣшней силы надъ безсиліемъ, это не комментарій къ нашему невѣжеству», — какъ выразилась вчера одна изъ мѣстныхъ газетъ! Если учрежденіе царской власти есть дѣло Божіе, то какой же это анахронизмъ?! Мы знаемъ только одну внолнѣ совершенную форму правленія, — это Ѳеократію; но она была только однажды, у народа Божія, и больше уже не повторялась!... Нѣтъ, это и не торжество внѣшней силы: это, наоборотъ, скорѣе торжество духа, торжество высшей свободы, ограничивающей себя добровольно передачею полноты власти одному лицу: это торжество вѣры, торжество Церкви, слѣдовательно — не внѣшней силы! И дай Богъ, чтобы эта вѣра никогда не изсякала у насъ, ибо только съ нею наша крѣпость и наша сила!

Возрадуемся же, братіе и соотчичи, и мы всѣмъ сердцемъ нашимъ о Царѣ нашемъ, какъ радуются теперь всѣ истинные сыны Россіи, — сольемся съ ними въ одномъ чувствѣ хвалы и благодаренія Богу, а вмѣстѣ съ этимъ любви къ своему Государю!

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь. Аминь.

Городъ С. Франциско.       

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 175-178.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0