Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.)
Поученіе на день вѣнчанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Александровича,
сказанное на крейсерѣ «Димитрій Донской» — во время стоянки въ г. Филадельфіи, 15-го Мая 1893 г.
[1]

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуется и возвеселимся въ онь!

Въ жизни народовъ, какъ и въ жизни отдѣльныхъ лицъ, выпадаютъ иногда такіе счастливые дни, одно воспоминаніе о которыхъ способно вызвать самыя отрадныя чувства и самую теплую молитву хвалы и благодаренія къ Тому, отъ Кого исходитъ всякое даяніе благо и всякъ даръ совершенъ. Къ такимъ днямъ въ отечествѣ нашемъ относятся дни, отмѣченные по преимуществу милостью Божіей, въ числѣ коихъ, безъ сомнѣнія, должно занимать не послѣднее мѣсто и вѣнчаніе на царство   Г о с у д а р е й   нашихъ. Въ священномъ вѣнчаніи на царство избранника Божія народъ нашъ издавна привыкъ видѣть проявленіе къ себѣ особенной милости Божіей, ибо хорошо помнитъ, къ чему приводило отечество наше безгосударево время. Да, онъ помнитъ, а потому въ сіи дни и радуется и веселится предъ Господемъ о себѣ и о Царѣ своемъ особенною радостію и особеннымъ веселіемъ... Но, братіе мои и соотчичи, если когда и къ какому вѣнчанію на царство, то, безспорно, къ вѣнчанію нынѣ царствующаго   Г о с у д а р я   болѣе другихъ прилично отнести слова пасхальной пѣсни: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь!

Чтобы понять весь смыслъ этого событія въ нашей исторіи, чтобы вполнѣ оцѣнить его, надобно вспомнить все, что предшествовало этому событію, — вспомнить 1 марта и послѣдовавшее затѣмъ время — время общей тоски, унынія, духовной пригнетенности. Да, то было время, когда во-очію всѣхъ колебался не только престолъ царскій, но и самое отечество наше, — когда по-видимому, готово было сдвинуться съ вѣковѣчныхъ устоевъ своихъ все... Всѣ, кто жилъ тогда сознательною жизнію и понималъ опасность, угрожавшую нашему отечеству, — всѣ такіе люди, а такихъ было безусловное большинство, ходили какъ будто придавленные чѣмъ, какъ будто наканунѣ ужасной катастрофы. Пульсъ общественной жизни бился такъ сильно, что отдѣльныя лица буквально теряли разсудокъ... Но вотъ, какъ послѣ грозной и бурной ночи возсіяваетъ тихое майское утро, даря всѣхъ обиліемъ свѣта, теплоты и благоуханія; такъ точно было и событіе вѣнчанія на царство   Б л а г о ч е с т и в ѣ й ш а г о   Г о с у д а р я   нашего. Всѣ сразу почувствовали, что отечество наше остается на своихъ прежнихъ устояхъ, что сдвинуть его съ этихъ устоевъ уже никто не смѣетъ... Такое освѣжающее, ободряющее и укрѣпляющее впечатлѣніе на истинныхъ сыновъ отечества произвело сперва Царское слово, возвѣщенное вслухъ всего міра съ высоты трона 29-го апрѣля, а затѣмъ самое событіе вѣнчанія на царство — по завѣтамъ предковъ, по прадѣдовскому обычаю, въ сердцѣ Россіи, въ Москвѣ. Легко тогда вздохнула святая Русь: какъ будто кошмаръ какой свалился съ нея; всѣ перекрестились и возвеселились о Господѣ. Народъ ликовалъ всюду, — точно въ свѣтлый праздникъ Воскресенія Господня... Скажите, можно ли забыть эти минуты?! Иностранцамъ, живущимъ съ представителями своей власти на основаніи договорныхъ грамотъ, опредѣляющимъ свои взаимныя отношенія съ властью не столько довѣріемъ, сколько наоборотъ, недовѣріемъ другъ къ другу, — иностранцамъ, говорю, этого русскаго народнаго восторга, этихъ возвышенныхъ чувствъ его къ своему Государю не понять, какъ не понять слѣпому, еслибы ему вздумали толковать о цвѣтахъ!..

Но, братіе и соотчичи, воспоминаемое нынѣ торжество наше усугубляется для насъ еще и тѣмъ, что мы въ своемъ Царѣ видимъ не просто правителя, — представителя порядка и власти; но и воистину Помазанника Божія — по сердцу не только нашему, но и Божію: непререкаемымъ свидѣтельствомъ этого можетъ служить для всякаго непредубѣжденнаго человѣка его двѣнадцатилѣтнее царствованіе! Образецъ во всемъ для своихъ подданныхъ, какъ въ жизни семейной, такъ и въ жизни общественной, — по сознанію даже и враговъ отечества нашего, — Онъ служитъ для всѣхъ насъ примѣромъ труда, любви и самоотверженія въ отношеніи къ своей родинѣ. Благодаря Его мудрой политикѣ, отечество наше успокоилось внутри и возвысилось извнѣ; реформы прежняго царствованія, приведенныя къ единству и окончательному оформленію по даннымъ опыта и другимъ указаніямъ жизни, способствовали духовному росту народа болѣе, чѣмъ какъ это было прежде; а со-внѣ Россія поставлена такъ, что теперь всѣ прислушиваются не къ тому, что скажутъ въ Парижѣ и Берлинѣ, а къ тому, — что скажутъ въ Петербургѣ, — и взираютъ туда одни со страхомъ, другіе съ завистію, а иные, какъ напр. американцы, съ любопытствомъ.

Будемъ же, возлюбленные, и впредь всегда слѣдовать не за измышленіями праздныхъ головъ, придумывающихъ способы осчастливить нашъ народъ новомодными теоріями, которыя въ сущности ведутъ къ гибели даже благоустроенныя государства; но — за велѣніями святой Церкви и за народною совѣстію, ибо въ этомъ, а не въ томъ, основа нашего благополучія; станемъ всѣ плотною стѣною около Помазанника Божія и Его престола, и, каждый въ кругѣ своей дѣятельности и своего званія будемъ, всегда на стражѣ завѣтныхъ началъ нашего отечества — православія самодержавія и народности, помня, что этими началами Русь всегда жила, росла и крѣпла, поборая всякія опасности, и что безъ нихъ она можетъ стать такимъ же игралищемъ страстей, борьбы партій и личныхъ, эгоистическихъ стремленій, какими страдаютъ современныя европейскія государства и которыхъ нечужда и та страна, праздновать юбилей которой пріѣхали, между прочимъ, и вы. Вамъ же, кромѣ этого, какъ воинамъ, которымъ ввѣрена защита отечества отъ враговъ внѣшнихъ, пусть всегдашнимъ напоминаніемъ того, чѣмъ вы должны быть для Государя и отечества, служатъ самыя имена вашихъ пловучихъ твердынь. «Рында» значитъ мечникъ, царскій тѣлохранитель: въ старину такъ называли ближайшую стражу цареву. Помните же это и будьте всегда стражами своего Царя, готовыми положить головы свои за него. Димитрій Донской — это одно изъ славнѣйшихъ именъ нашей исторіи; это былъ великій князь Московскій, собиратель земли русской. При немъ положено начало сверженія монгольскаго ига, тяготѣвшаго надъ Россіей болѣе 200 лѣтъ. Тамъ, на поляхъ Куликовскихъ, за Дономъ, этотъ благовѣрный князь вмѣстѣ съ другими князьями и воеводами русскими, съ благословенія преподобнаго Сергія, полагалъ животъ свой за отечество свое и Церковь Божію. Сродникъ его — князь Владиміръ Андреевичъ Серпуховскій и воевода Боброкъ-Волынскій были его доблестными соратниками и сподвижниками. Ревнуйте же и вы своимъ предкамъ въ ихъ славѣ! — Теперь мы наслаждаемся миромъ; но Господу одному извѣстно, что ожидаетъ всѣхъ насъ въ будущемъ; ибо часто бываетъ, что егда рекутъ миръ и утвержденіе, тогда внезапу нападаетъ всегубительство (1 Сол. 5, 3); посему будьте всегда готовы, съ вѣрою въ сердцѣ, встрѣтить всякаго врага грудью и славно умереть за Царя и за Русь. Пусть имена славныхъ героевъ нашего флота — Корниловыхъ, Лазаревыхъ, Нахимовыхъ и др. — никогда не исчезаютъ изъ памяти вашей, — напротивъ, пусть каждый изъ васъ, отъ самыхъ старшихъ и до самыхъ меньшихъ, ревнуетъ въ славѣ симъ героямъ!

Теперь же, братіе и соотчичи, вознесемъ наши сердечныя молитвы и моленія къ Отцу свѣтовъ — и первѣе всего за всѣ милости, явленныя нашему отечеству въ мимошедшія лѣта царствованія нашего Государя, и особенно за Его милость къ намъ въ Царѣ нашемъ, вѣнчанномъ и превознесенномъ; помолимся, затѣмъ, о самомъ Царѣ и царствѣ: да укрѣпляются они въ союзѣ своемъ, да утверждаются въ силѣ и славѣ.

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь! — Аминь.

«Димитрій Донской». 1893 года, 15 Мая.       

Примѣчаніе:
[1] Напеч. въ «Церков. Вѣд.» въ статьѣ «Изъ моего дневника».

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 170-174.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0