Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.)
Слово въ Великій Пятокъ предъ плащаницею.

Взирая на сей гробъ и лежащаго въ немъ, какими мыслями и чувствами наполняешь свое сердце, христіанинъ: однимъ ли состраданіемъ къ этому Страдальцу, или быть можетъ, еще и чувствомъ негодованія къ Его предателямъ и убійцамъ?? Боюсь думать, что въ сіи священныя минуты у тебя нѣтъ никакихъ мыслей и чувствъ: ибо тогда для чего же и присутствіе твое здѣсь, у этого гроба?!

Взирая на сей гробъ и слыша возвѣщаемое о семъ Страдальцѣ съ сего священнаго мѣста, ты, быть можетъ, скажешь, что если бы ты жилъ въ тѣ времена, то никогда не поступилъ бы такъ, какъ поступили архіереи, книжники и старцы людскіе, — какъ поступили Іуда и Пилатъ, какъ поступили и тѣ многіе, которые излиха вопіяли: возьми, возьми, распни Его! Такъ... Но знаешь ли, христіанинъ, что и ты, не смотря на девятнадцать вѣковъ, отдѣляющихъ тебя отъ этого преступленія, — что и ты соучастникъ его, что и ты за одно былъ съ Іудой и Пилатомъ, архіереями, книжниками и старцами людскими, что въ сихъ язвахъ есть доля и твоего участія, и твоей вины?

Той язвенъ бысть за грѣхи наша, и мученъ бысть за беззаконнія наша, наказаніе мира нашего на Немъ (Ис. 53, 5; 1 Іоан. 2, 2), — вотъ что вѣщаетъ пророкъ Божій Исаія... Что же это значитъ? А это значитъ то, что Онъ не за грѣхи только пророка Исаіи и его современниковъ былъ мученъ, но за грѣхи мои и твои, — за грѣхи всего міра, всѣхъ людей, и всѣхъ временъ.

Когда все человѣчество заключалось въ одной только первозданной четѣ, Адамѣ и Евѣ, — подобно тому, какъ большое и многовѣтвистое дерево до своего прозябенія заключается въ маленькомъ сѣмени, — тогда вмѣстѣ съ благословеніемъ Божіимъ этой четѣ, усвоилось благословеніе и всему ихъ потомству, всему человѣчеству, — и наоборотъ: когда гнѣвъ Божій отяготѣлъ на этихъ людяхъ за ихъ Эдемское преступленіе, тогда и всѣ ихъ потомки подверглись этой же участи, т. е. стали чадами гнѣва Божія (Ефес. 2, 3). Такимъ образомъ, единѣмъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде и грѣхомъ — смерть, и тако смерть во вся человѣки вниде, въ немъ же вси согрѣшиша (Рим. 5, 12)... Грѣхъ, какъ ядъ какой, переходя отъ одного къ другому, разрушалъ и духовныя и тѣлесныя силы людей, внося не только въ природу людей, но и во всю вселенную разстройство и безпорядокъ (Рим. 8, 20)... Но и этого мало: участвуя въ прародительскомъ грѣхопаденіи, люди еще и сами умножали грѣхи своими собственными преступленіями закона Божія, начертаннаго въ сердцѣ каждаго, искажая этимъ въ себѣ образъ Божій и подобясь все болѣе и болѣе скотомъ несмысленнымъ (Рим. 1, 19-32)... Стеня подъ игомъ этого грѣха и падая нравственно все глубже и глубже, человѣчество, безъ сомнѣнія, въ конечномъ результатѣ дошло бы до совершенной погибели, еслибы премудрость и благость Божія не пришли къ нему на помощь... По предвѣчному совѣту Тріединаго Бога, второе лице Пресвятыя Троицы — Единородный Сынъ Божій, добровольно пріялъ на себя грѣхи всего міра и, когда исполнилось уреченное время, — сошелъ на землю, пріялъ плоть нашу отъ пречистыхъ кровей Преблагословенной Дѣвы Маріи и предалъ Себя за всѣхъ, положивъ въ насъ слово примиренія (2 Кор. 5, 19-21).

Итакъ, въ язвахъ сего Божественнаго Страдальца, ты, христіанинъ, созерцай очами вѣры и свои вины и свои преступленія... Да, этотъ терновый вѣнецъ надѣли на Его священную главу не руки только воиновъ Пилата, а и твои руки, — этотъ оцетъ съ желчью Онъ пилъ и за твое и за мое сладострастіе и невоздержаніе... Это эдемское преступленіе, это тяжесть грѣховъ всего человѣчества — заставили Его молиться въ саду Геѳсиманскомъ до кроваваго пота и вопіять: Авва-Отче, мимонеси отъ Мене чашу сію (Марк. 14, 36), — это наши неправды и беззаконія исторгли изъ сердца Его вопль къ Отцу Небесному, отъ котораго померче солнце и земля потрясеся, каменіе распадеся и тѣлеса многихъ умершихъ возсташа, — это мы вмѣнихомъ Его быти въ трудѣ и въ язвѣ отъ Бога, и въ озлобленіи (Ис. 53, 4; 2 Кор. 5, 21)!..

Но и это еще не все: Онъ не только понесъ за всѣхъ насъ наказаніе, искупивъ отъ клятвы законныя, бывъ по насъ клятва (Гал. 3, 13), но еще освободилъ и всю тварь отъ работы истлѣнія въ свободу славы чадъ Божіихъ (Рпм. 8, 21): Его язвою мы исцѣлѣхомъ (1 Петр. 2, 24)... Своею смертію Онъ попралъ смерть — оброкъ грѣха (Рим. 6, 23), и сущимъ во гробѣхъ животъ даровалъ, и все потребное, яже къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 3), т. е. благодать Всесвятаго Духа, пребывающую въ св. Церквп, и всегда немощная врачующую и оскудѣвающая восполняющую (Рим. 5, 18-21)...

Тако возлюби Богъ міръ!...

Чѣмъ же, братіе, воздадимъ мы Ему за Его къ намъ безпримѣрную любовь и снисхожденіе, чѣмъ воздадимъ за эти язвы и смерть и крестъ? — Отвѣта на это не нужно придумывать: онъ здѣсь — въ Его духовномъ завѣщаніи, которое теперь покоится на Его персяхъ; читайте чаще это завѣщаніе и старайтесь исполнять Его волю: этимъ вы покажете свою любовь и свою благодарность къ Нему... Большаго отъ васъ Онъ и Самъ не потребуетъ: аще любите Мя, говоритъ Онъ, заповѣди Моя соблюдите; о семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Іоан. 13, 35; 14, 15).

Итакъ, любовь за любовь и къ Нему и къ ближнимъ нашимъ: вотъ съ чѣмъ каждый изъ насъ пусть возвратится отъ гроба сего во своя си, и вотъ чѣмъ пусть воодушевляется каждый изъ насъ въ жизни, — дабы свечерять съ Нимъ въ невечернемъ свѣтѣ славы Его тамъ, за гробомъ, — Аминь.

1895 г. 31-го Марта, городъ С.-Франциско.       

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 142-145.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0