Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай (Зіоровъ) (†1915 г.)
Бесѣда на пятую недѣлю Великаго поста.
О средствахъ къ достиженію почестей высшаго званія и о началахъ взаимныхъ отношеній христіанъ (Марк. 10, 32-45).

Въ евангельскомъ чтеніи, которое вы выслушали, братіе, за нынѣшней литургіей, Господь намъ Іисусъ Христосъ, въ лицѣ Своихъ ближайшихъ учениковъ и Апостоловъ, предлагаетъ намъ урокъ о томъ — какими путями, или какими средствами мы должны достигать почестей высшаго званія въ царствѣ славы, а равнымъ образомъ, и о томъ, какъ должны мы устроять свои взаимныя отношенія здѣсь, на землѣ, чтобы достойнымъ образомъ приготовиться къ жизни тамошней, — небесной.

Событіе, о которомъ теперь идетъ рѣчь, случилось незадолго до праздника Пасхи, — въ то время, когда Господь съ своими учениками шелъ въ Іерусалимъ праздновать уже послѣднюю на землѣ Пасху Свою, чтобы затѣмъ и Самому, какъ Пречистому Агнцу, заклатися и датися въ снѣдь вѣрнымъ. Это было, какъ можно предполагать, неподалеку отъ Іерихона. Іисусъ Христосъ шелъ большою дорогою, слѣдовательно — окруженный массою народа, частію слѣдовавшаго за Нимъ, чтобы слышать Его ученіе, а частію шедшаго на праздникъ Пасхи въ Іерусалимъ со всѣхъ концевъ Іудеи, — ибо, по закону Моисееву, закалать Пасхальнаго агнца можно было только въ храмѣ, который былъ единственный для всего народа. Вотъ почему, еще задолго до Праздника Пасхи начиналъ стекаться народъ не только изъ предѣловъ Іудеи, но даже изо внѣ оныхъ...

Іисусъ Христосъ, какъ и всегда, шелъ — уча народъ; но не весь народъ могъ слышать въ то время все, что надлежало открыть міру, — не у пріиде часъ для сего; вотъ почему, между прочимъ, Господь открываетъ волю Свою о всемъ только избраннымъ Своимъ — и наединѣ.... Впослѣдствіи, когда обѣтованный Утѣшитель пріидетъ и наставитъ всѣхъ на всяку истину, — они должны стать свидѣтелями и благовѣстниками всего слышаннаго и всего видѣннаго. Въ данномъ случаѣ, предстояло имъ открыть такую истину, которая должна была укрѣпить ихъ въ вѣрѣ, возвести ихъ взоръ отъ земнаго къ небесному, отъ тлѣннаго къ вѣчному, дабы, видя своего Господа и Учителя распинаема, уразумѣли бы вольную Его страсть. Для сего Онъ и преобразился, дабы въ Распинаемомъ они видѣли не обыкновеннаго человѣка, а Богочеловѣка, а потому не смущались-бы, не колебались въ вѣрѣ, а напротивъ, утверждались въ ней съ упованіемъ, — ожидая и тридневнаго Его воскресенія.

И поемъ паки обанадесять, начатъ имъ глаголати, яже хотяху Ему быти: яко, се, восходимъ во Іерусалимъ и Сынъ человѣческій преданъ будетъ архіереомъ и книжникомъ, и осудятъ Его на смерть, и предадятъ Его языкомъ: и поругаются Ему и уязвятъ Его, и оплюютъ Его, и убіютъ Его: и въ третій день воскреснетъ. — Итакъ, Господь ясно и необинуяся говоритъ, что въ Іерусалимѣ Его ожидаютъ страданія, всевозможныя поношенія, крестъ и смерть; но, вмѣстѣ съ тѣмъ, и воскресеніе изъ мертвыхъ. Казалось бы, что послѣ этихъ словъ духъ учениковъ Христовыхъ долженъ бы былъ потрястися до основанія, мысль и чувства оцѣпенѣть предъ картиною предстоящаго, — казалось бы, что слова Господа должны были вызвать только благоговѣйное молчаніе, казалось бы,... но на самомъ дѣлѣ вышло не такъ...

И предъ Него пріидоста Іаковъ и Іоаннъ, сына Заведеева, глаголюща: Учителю, хощева, да еже аще просива, сотвориша нама. Онъ же рече има: что хощета, да сотворю вама? Она же рѣста Ему: даждь намъ, да единъ одесную Тебе и единъ ошуюю Тебе сядева во славѣ Твоей. — Кто эти ученики и чего они просятъ? — Это родные братья 3аведеевы, родомъ изъ Галилеи, сыновья Заведея и Соломіи — рыбарей; это ближайшіе къ Божественному Учителю ученики, взысканные особенною Его любовью, — это тѣ, кого Онъ бралъ съ Собою на Ѳаворъ, которые своими ушами слышали гласъ съ небесе: Того послушайте, — это тѣ, которые потомъ увидятъ капли кроваваго пота, каплющаго съ Него въ саду Геѳсиманскомъ: — это они подходятъ къ Учителю своему и Господу съ такою странною, любочестною просьбою... По сказанію Евангелиста Матѳея, вмѣстѣ съ ними подошла и мать ихъ Соломія — и она первая начала рѣчь объ этомъ; значитъ, кромѣ собственнаго любочестія, они еще употребили и искательство своей матери... Какъ это должно было оскорбить святое сердце Господа Іисуса... О, несмысленные и косные сердцемъ, еже вѣровати отъ всѣхъ, яже глаголаша пророцы (Лук. 24, 25), могъ сказать Онъ и имъ, какъ сказалъ, при подобномъ неразумѣніи Его призванія, другимъ, Емаусскимъ спутникамъ; но Господь — въ данномъ случаѣ — еще долготерпитъ... Откуда могла быть такая просьба? Она могла произойти вслѣдствіе непониманія того, чтó говорилъ имъ Господь, ибо сердце ихъ, еще непросвѣщенное Духомъ Святымъ, все еще вращалось въ земныхъ мечтахъ о временной славѣ и временномъ Царствѣ Мессіи... Надобно было — хотя издали, но все же пройти за Господомъ и въ Геѳсиманію, и во дворъ Анны и Каіаѳы, быть у креста Его, видѣть все бывшее, чтобы уразумѣть, что это, воистину, Господь и Богъ, что царство Его не отъ міра сего, и что жизнь наша не здѣсь, а на небеси... Не тоже-ли, братіе, бываетъ и со всякимъ изъ насъ, когда мысль его бываетъ занята не тѣмъ, надъ чѣмъ надлежало бы ей сосредоточиться, а чувство направлено не туда, куда должно ему направляться? Не бываетъ-ли и съ нами, что присутствуя въ такомъ состояніи духа своего здѣсь, въ храмѣ, — мы слыша не разумѣемъ и видя не понимаемъ... Не бываетъ-ли, что выходя изъ храма, не можешь дать себѣ отчета, — а что было читано въ Евангеліи и Апостолѣ, — какой собственно былъ праздникъ сегодня? Присутствуя здѣсь тѣломъ и, повидимому, глядя на совершающееся вокругъ, всегда-ли бываемъ и мыслію и сердцемъ здѣсь, и, отвѣчая на возгласъ «горѣ имѣемъ сердца», дѣйствительно-ли сердца наши возносимъ горѣ, — напротивъ, не бываетъ-ли наоборотъ, что одни только уста говорятъ объ этомъ, а сердце все остается тяготѣющимъ долу? Тоже могло быть и съ апостолами: непросвѣтленное еще вполнѣ ихъ сознаніе уносилось часто не туда, куда надлежало, а посему — и такіе странные вопросы, такія непонятныя на первый разъ просьбы!...

Іисусъ же рече има: не вѣста, чесо просита. Можета ли пити чашу, юже Азъ пію, и крещеніемъ, имъ же Азъ крещаюся, креститися. — Сердцевѣдецъ Господь, видя, что эти просьбы исходятъ не отъ злаго сердца, долготерпитъ и покрываетъ любовію Своею, направляя мысль ихъ къ другому. Онъ какъ бы такъ говоритъ имъ: видно, что вы еще не понимаете, о чемъ Я говорю, а потому и просите, не зная, что должно исполнить для того, чтобы получить вѣнецъ въ Царствѣ славы... Для того, чтобы войти въ славу Мою, есть единственный путь и единственное средство — это крестъ; чтобы быть Моимъ, надобно сораспясться Мнѣ со страстьми своими и похотьми, — надобно до дна испить чашу страданій, какія кому предназначены... Нельзя, имѣя только званіе Моего ученика, — получить вѣнецъ; необходимъ подвигъ, борьба, побѣда... Только побѣждающему дамъ сѣсти со Мною... Если въ царствахъ земныхъ — при достиженіи славы, власти и чести — возможны искательства, протекціи, ласкательства и проч.; — если тамъ даютъ власть часто по капризу и прихоти, то въ Моемъ Царствѣ такъ не бываетъ; въ Моемъ Царствѣ только побѣдитель увѣнчивается вѣнкомъ, только подвигъ получаетъ цѣну и значеніе, а все прочее вмѣняется въ ничто! Можете-ли вы исполнить все это? — Она же рѣста ему: можева. Не представляя себѣ всей тяжести креста, они такъ же, какъ и Ап. Петръ впослѣдетвіи, отвѣчаютъ самонадѣянно: можемъ...

Господь, какъ вѣдущій все сокровенное, отвѣчаетъ имъ, что они дѣйствительно пострадаютъ, но что все-таки обѣщать просимаго Онъ имъ теперь не можетъ, ибо получитъ каждый то, что ему уготовано. Въ данныхъ словахъ Спаситель не отрицаетъ Своей власти раздавать награды; Онъ только возвышаетъ ихъ мысль до того, что награды въ Его Царствѣ раздаются по заслугамъ, а не по искательствамъ... — Іисусъ же рече има: чашу убо, юже Азъ пію — испіета, и крещеніемъ, имъ же Азъ крещаюся, креститася: а еже сѣсти одесную Мене и ошуюю — нѣсть Мнѣ дати, но имъ же уготовано есть.

И слышавше десять, начаша негодовати о Іаковѣ и Іоаннѣ. Что вызываетъ негодованіе прочихъ апостоловъ: то-ли, что Іаковъ и Іоаннъ обратились съ такою неумѣстною просьбою къ Божественному Учителю, или же то, что своимъ искательствомъ — занять высшія мѣста въ царствѣ Славы, они какъ бы обходили ихъ, выставлялись впередъ, и такимъ образомъ унижали заслуги другихъ? — Т. е., было ли это, такъ сказать, благородное негодованіе, или попросту — здѣсь дѣйствовали чувство зависти, оскорбленное чувство собственнаго достоинства? Судя по тому, что и они стояли на томъ же уровнѣ нравственнаго развитія въ данное время, какъ и первыхъ два апостола, естественнѣе думать, что ими руководили не первыя, а послѣднія побужденія, — значитъ, и они отдавали еще дань земнымъ пристрастіямъ... Нѣчто подобное бываетъ и теперь въ тѣхъ общежитіяхъ, гдѣ нѣкоторые изъ членовъ сами хотятъ выдѣлиться изъ общихъ рядовъ и приблизиться къ начальнику: братія тогда негодуетъ и ропщетъ на своихъ собратовъ.

Господь Іисусъ Христосъ, зная всѣ ихъ помышленія, призываетъ всѣхъ ихъ къ Себѣ поближе и начинаетъ раскрывать имъ смыслъ взаимныхъ отношеній... Онъ уясняетъ имъ, что въ Царствѣ благодати, т. е. въ основываемой Имъ Церкви, всѣ должны быть между собою равны, — не должно быть въ этомъ царствѣ такихъ отношеній, какія бываютъ въ царствахъ земныхъ, гдѣ обладатель съ презрѣніемъ смотритъ на обладаемаго, и не хочетъ признать въ немъ такое же человѣческое достоинство, какое онъ имѣетъ въ себѣ, — гдѣ одни служатъ на другихъ, а эти другіе только принимаютъ услуги, не платя съ своей стороны ничѣмъ; — въ Его царствѣ такихъ отношеній между братіей не должно быть, ибо всѣ они одинаково созданы по образу и по подобію Божію, всѣ — братья и сестры во Христѣ; въ Его Царствѣ, при видимыхъ знакахъ отличія власти и чести, должно быть невидимое, духовное, нравственное уравненіе всѣхъ, — гдѣ всѣ должны другъ друга честію больше творить, не возвышаясь одинъ надъ другимъ, а смиряясь другъ передъ другомъ, — словомъ, въ Его Царствѣ должно быть не любочестіе, а смиренномудріе, ибо блажени только нищіе духомъ, т. е. смиренномудрые, не высокомудрствующіе о себѣ... — Іисусъ же призвавъ ихъ, глагола имъ: вѣсте, яко мнящіися владѣти языки, соодолѣваютъ имъ; и велицыи ихъ обладаютъ ими. Не тако же будетъ въ васъ: но иже аще хощетъ въ васъ вящшій быти, да будетъ вамъ слуга: и иже аще хощетъ быти старѣй, да будетъ всѣмъ рабъ. Ибо Сынъ человѣчь не пріиде, да послужатъ Ему, но да послужитъ, и дастъ душу Свою избавленіе за многи.

Собственнымъ примѣромъ Спаситель подтверждаетъ преподанный урокъ... Онъ — Царь царствующихъ и Господь Господствующихъ, — однако же не имѣетъ, гдѣ главы подклонити, скитается и алкая и жаждая, не требуетъ Себѣ услугъ, а Самъ всѣмъ все бываетъ, — умываетъ и ноги Своимъ ученикамъ, подавая имъ примѣръ Своимъ смиреніемъ...

Христіанинъ! — урокъ, преподанный тебѣ Самимъ Христомъ, чрезъ Его Св. Апостоловъ, да запечатлѣется крѣпко въ умѣ и сердцѣ твоемъ... Помни, что для того, чтобы наслѣдовать Царство славы, стяжанное Имъ для всѣхъ на крестѣ, не достаточно только называться христіаниномъ, — надобны еще и добрыя дѣла, надобно сораспясться Ему... Посему, да будетъ для тебя цѣлью въ твоей жизни не блага только временныя, не честь и слава земныя, скоропреходящія, тѣмъ паче — не деньги только, не долларъ и не чрево твое, — а почести вышняго званія, къ которымъ устремляйся съ вѣрою и упованіемъ, трудяся и боряся...

Помни, христіанинъ, что возвышается въ Царствѣ Христовѣ только тотъ, кто на землѣ служилъ ближнимъ своимъ, какъ братіи во Христѣ... Посему, если ты имѣешь стяжаніе, служи отъ имѣній своихъ ближнимъ твоимъ; если ты имѣешь власть и силу, помогай невинно угнетенному, обидимому, — наипаче же вдовѣ и сиротѣ; если Господь даровалъ тебѣ знаніе и умъ, дѣлись и этимъ съ ближнимъ своимъ, давая ему полезный совѣтъ во благовремени, научая его на все доброе... Словомъ сказать, въ какомъ бы ты положеніи ни былъ, на какой бы ступени въ общественномъ служеніи ни находился, никогда не забывай, что все, что ты имѣешь, — не отъ тебя, а даръ Божій, что гордиться и превозноситься тебѣ нечѣмъ, — что стоящіе ниже, такіе же какъ и ты, а можетъ быть еще лучше тебя, ибо судъ Божій — не судъ человѣческій, и что по суду человѣческому хорошо, то по суду Божію мерзость бываетъ... Всегда помни, что гордымъ Богъ противится, а только смиреннымъ подаетъ Свою благодать.

Господи и Владыко живота моего! Духъ праздности, унынія, любоначалія и празнословія не даждь ми; духъ же цѣломудрія, смиренномудрія, терпѣнія и любве даруй ми, рабу Твоему: Ей Господи, Царю, даруй ми зрѣти моя прегрѣшенія и не осуждати брата моего, яко благословенъ еси во вѣки вѣковъ. — Аминь.

14 Марта 1893 г. Городъ С. Франциско.       

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 122-130.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0