Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай (Зіоровъ) (†1915 г.)
Поученіе въ недѣлю Крестопоклонную.
О добровольномъ и самоотверженномъ слѣдованіи за Іисусомъ Христомъ.

Нынѣшняя недѣля именуется Крестопоклонною. Именуется она такъ потому, что въ эту недѣлю выносится Крестъ Господень для поклоненія и благоговѣйнаго лобзанія вѣрующими... Въ церковныхъ службахъ этой недѣли раскрывается тайна Креста для вѣрующаго христіанина, а вмѣстѣ съ этимъ преподается утѣшеніе каждому въ его жизненномъ подвигѣ, который для многихъ бываетъ тяжелымъ и трудно носимымъ... Сравнивая св. Четыредесятницу съ странствованіемъ по пустынѣ евреевъ, одинъ церковный витія средокрестную недѣлю называетъ какъ бы перепутьемъ, передышкой послѣ долговременнаго и утомительнаго пути... Какъ путникъ, идущій въ знойный день по пустынѣ, бываетъ очень радъ встрѣтить благосѣннолиственное древо на пути, и, останавливаясь въ его прохладѣ, съ удовольствіемъ отдыхаетъ, — такъ и христіанинъ, совершающій свой постовой подвигъ, въ самой срединѣ этого пути встрѣчаетъ сіе треблаженное древо, на немъ же распяся Христосъ, и подъ сѣнію его находитъ покой, отраду и духовное удовлетвореніе: — взирая на Распятаго на немъ, онъ почерпаетъ себѣ утѣшеніе и ободреніе въ семъ образѣ и окрыляется надеждою достигнуть и славнаго воскресенія... Устремляя наши духовные взоры ко Кресту и Распятому на немъ, св. Церковь вмѣстѣ съ этимъ, въ возглашаемомъ нынѣ Евангеліи, устами Самого Распятаго призываетъ и насъ всѣхъ послѣдовать Ему въ крестоношеніи, какъ въ единственномъ пути, ведущемъ въ Царство славы... Примкнемъ же благоговѣйною мыслію нашею къ симъ глаголамъ живота вѣчнаго...

Рече Іисусъ: иже хощетъ по Мнѣ идти, да отвержется себе, и возьметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ. — Въ этихъ словахъ Христа Спасителя первѣе всего высказывается та мысль, что для того, чтобы быть Его послѣдователемъ, называться христіаниномъ, — недостаточно только числиться въ числѣ христіанъ, — ходить въ церковь, слушать тамъ чтеніе и пѣніе, исполнять нѣкоторые обряды, — нѣтъ, того мало: надобно еще жить въ этой церкви, проникнуться ея духомъ, претворить себя въ общемъ ея содержаніи, — надобно всецѣло сочетать себя Христу, какъ своему Богу Спасителю и Мздовоздаятелю. Надобно отвергнуть свою волю, грѣшную и неустойчивую, и во всемъ подчиниться волѣ Божіей, всегда святой и благой: «да будетъ воля Твоя, яко на небеси, и на земли», — училъ Онъ насъ въ молитвѣ Своей. Отвергнуться себя — это значитъ еще отказаться отъ всѣхъ своихъ земныхъ привязанностей ради высшаго званія, небеснаго; — это значитъ, если потребуется, то оставить и отца своего, и мать свою, и братію, и идти только за Христомъ, — это значитъ вмѣнить въ уметы, въ ничто, всѣ блага міра сего — ради сокровища нетлѣннаго, иже есть на небеси... Взять крестъ свой — это значитъ: съ терпѣніемъ и упованіемъ переносить всевозможныя злоключенія въ жизни сей, — безъ ропота, безъ унынія... Кресты бываютъ различные и многообразные: иной несетъ крестъ въ тяжкой болѣзни, другой въ несчастіяхъ семейной жизни, иной въ служеніи своемъ обществу и т. д.; но есть еще крестоносцы особаго разряда: это священники и монахи... Первые даютъ добровольное обѣщаніе спасать не только себя, но и другихъ, — и поэтому берутъ великую отвѣтственность предъ Богомъ, а другіе отказываются, ради высшаго совершенства, и отъ самыхъ, повидимому, невинныхъ радостей въ жизни... Все это кресты — и кресты не легкіе... Но недостаточно взять крестъ, т. е. рѣшиться на подвигъ; надобно и идти вслѣдъ Христа со своимъ крестомъ, т. е. постоянно пребывать въ этомъ подвигѣ, надобно не ослабѣвать въ трудѣ крестномъ; ибо только претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ. Есть много людей страждующихъ и обездоленныхъ, но поелику они не несутъ своего креста безропотно, а напротивъ: не только ропщутъ, но даже и богохульствуютъ, — то таковые крестоносцы не могутъ достигнуть вѣнца славы... Въ примѣрѣ Іова многострадальнаго, св. Ап. Іаковъ указуетъ примѣръ для всѣхъ христіанъ: въ терпѣніи стяжите души ваша; страданія Іова слышасте и кончину его видѣсте, — говоритъ онъ...

Итакъ, только тотъ христіанинъ, который добровольно, безъ принужденія и насилія, увѣровавъ во Христа, отвергся себя и, взявъ свой крестъ, идетъ неустанно за Христомъ, — только тотъ можетъ быть названъ истиннымъ христіаниномъ и настоящимъ крестоносцемъ, — тому и уготовляется вѣнецъ. Только побѣждающему — дамъ сѣсти на престолѣ, говоритъ Господь устами Тайновидца!

Иже бо аще хощетъ душу свою спасти, погубитъ ю; а иже погубитъ душу свою Мене ради и Евангелія, той спасетъ ю.

Что значитъ погубить душу свою ради Христа и Евангелія? — По смыслу противоположенія въ семъ реченіи — это значитъ: отказать душѣ во всѣхъ ея земныхъ привязанностяхъ, во всѣхъ ея влеченіяхъ къ чувственному, во всѣхъ ея навыкахъ, влекущихъ ее къ самоуслажденію, къ тщеславію, гордости, любочестію и пр... Тотъ, кто отрѣшаетъ душу свою отъ всего этого въ сей земной жизни, тотъ погубляетъ ее для земли; но зато спасаетъ ее, или — другими словами — пріобрѣтаетъ для другой жизни, вѣчной, небесной... И поступающій такъ, поступаетъ весьма благоразумно, ибо онъ, жертвуя мимолетнымъ и скоропреходящимъ, пріобрѣтаетъ вѣчное и уже непремѣняемое; наоборотъ, тотъ весьма неблагоразуменъ, кто, гоняясь въ сей жизни за славою, честію и удовольствіями, теряетъ этимъ самымъ вѣчность.

Кая бо польза человѣку, аще пріобрящетъ міръ весь и отщетитъ душу свою... Нѣтъ никакой пользы для души человѣка тамъ, за гробомъ, на судѣ Божіемъ, если бы онъ обладалъ здѣсь, въ земной жизни, и всѣми благами міра; ибо тамъ деньгами уже никого не подкупишь, а на связи земныя уже никто не посмотритъ, если не будутъ у тебя и съ тобою добрыхъ дѣлъ... Все останется здѣсь, пройдетъ какъ дымъ; пойдутъ вслѣдъ — только дѣла, — и стократъ счастливъ тотъ человѣкъ, за которымъ вслѣдъ пойдутъ добрыя дѣла... Какая была громада славы у Александра Македонскаго, у Цезаря, у Наполеона и др., — сколько было богачей, подобныхъ Лукуллу; — что-жъ? гдѣ это все дѣвалось? — Все, все исчезло какъ дымъ, все прошло, какъ сонъ: даже и слѣдъ могилы нѣкоторыхъ изъ нихъ забытъ...

Или что дастъ человѣкъ измѣну на души своей... Здѣсь, во временной жизни, можно искупить всякій грѣхъ соотвѣтствующей жертвой, можно удовлетворить правдѣ земной соотвѣтствующимъ выкупомъ; но тамъ, на небѣ, послѣ суда общаго, уже невозможна никакая жертва, ничто не удовлетворитъ правдѣ Божіей — кромѣ самого виновнаго... Пусть же каждый христіанинъ въ этой невозможности загладить свой грѣхъ за гробомъ, — вспомнивъ притчу о богатомъ и бѣдномъ Лазарѣ, — ищетъ живѣйшее побужденіе творить добро здѣсь, на землѣ, чтобы явиться туда, на небо, не съ пустыми руками.

Иже бо аще постыдится Мене и Моихъ словесъ въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ, и Сынъ человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своего со ангелы Своими. — Эти слова относятся первѣе всего къ тѣмъ, кто призывается къ исповѣдничеству, т. е. къ открытому исповѣданію своей вѣры во Христа съ опасностью даже для своей жизни, — какъ это было въ первые вѣка христіанства, въ вѣка мученичества и исповѣдничества по преимуществу; но эти же слова можно разумѣть и въ другихъ смыслахъ — и въ приложеніи собственно къ каждому изъ насъ... Намъ, православнымъ, живущимъ среди инославныхъ, особенно часто приходится исповѣдывать свою вѣру во Христа и Его Евангеліе, — по уставамъ святой Церкви... Что жъ, всегда-ли мы стоимъ на высотѣ своего призванія? — всегда ли ревнуемъ о славѣ Божіей? — Увы, — часто и очень часто и мы стыдимся исповѣдывать Христа по своему чину и обряду: въ чувствѣ ложной стыдливости мы выносимъ, напримѣръ, иконы изъ переднихъ комнатъ, — въ томъ же чувствѣ отказываемся отъ соблюденія постовъ, въ этомъ же чувствѣ готовы бываемъ измѣнить и самыя церковныя чинопослѣдованія, счисленіе временъ и лѣтъ, праздники и пр. и пр., — измѣняемъ часто и наружный видъ свой... Что все это — какъ не стыдѣніе Христа?! — Іудеи въ семъ случаѣ могутъ быть для насъ примѣромъ подражанія: посмотрите, какъ они тверды бываютъ, и всегда, гдѣ-бы они ни были: если суббота, то ужъ субботу всѣ празднуютъ, если постъ, то всѣ постятся, и пр... Начнешь съ малаго, а окончишь и великимъ; станешь сперва стыдиться одежды своей, а потомъ пойдешь и къ другому, болѣе важному, — а затѣмъ, кончишь, пожалуй, и тѣмъ, что и совсѣмъ отречешься отъ Христа, чтобы не показаться не современнымъ, отсталымъ, необразованнымъ... Но горе тому, кто такъ поступаетъ: и Христосъ постыдится его на судѣ Своемъ, — и Христосъ отвергнется его предъ Отцемъ Своимъ и скажетъ: не вѣмъ сего. О, какова тогда будетъ скорбь, какой будетъ плачъ!...

Братіе христіане! — взирая на сей Крестъ, орудіе нашего спасенія, и на Распятаго на немъ, припадемъ къ нему съ вѣрою и, облобызавъ съ любовію, будемъ молить Распятаго — да подкрѣпитъ Онъ насъ силою Честнаго и Животворящаго Своего Креста въ нашихъ крестоношеніяхъ и да спасетъ насъ, ими же вѣсть судьбами, отъ работы вражія. — Аминь.

1893 года. Городъ С.-Франциско.       

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 102-107.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0