Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.)
Бесѣда въ недѣлю мытаря и фарисея.
О томъ, съ какою настроенностью духа слѣдуетъ приходить въ храмъ и молиться Богу.

Въ нынѣ чтенномъ евангеліи св. Церковь предлагаетъ намъ, братіе, — въ притчѣ о фарисеѣ и мытарѣ, — наставленіе относительно того, какая молитва бываетъ угодна Богу и какъ мы должны молиться. Остановимся же своимъ вниманіемъ на этомъ предметѣ и извлечемъ для себя назиданіе, ибо и собрались мы сюда не для иного чего, какъ только для молитвы и назиданія.

Человѣка два внидоста въ церковь помолитися, — такъ начинаетъ Христосъ Спаситель свою притчу, т. е. разсказъ въ подобіи, въ примѣрѣ, въ иносказаніи. — Цѣль, повидимому, добрая: пришли помолиться Богу, т. е. воздать Ему хвалу и благодареніе, а вмѣстѣ съ этимъ вознести и свои прошенія; — и самъ Спаситель и Его Апостолы заповѣдали Христіанамъ, чтобы они непрестанно молились; — пришли помолиться въ церковь, т. е. въ мѣсто особеннаго присутствія Божія, мѣсто освященія, — мѣсто, на которомъ, по слову самого же Бога, — очи Его выну пребываютъ, — куда самъ Онъ повелѣлъ приходить съ молитвами и жертвами...

Единъ — фарисей, а другій — мытарь: — два человѣка, совершенно различные по своему общественному положенію.... Фарисей — это человѣкъ привилегированнаго положенія, — человѣкъ высшаго общества, — изъ церковной аристократіи... — Фарисеи стремились не только исполнить въ точности предписанія Закона Моисеева, какъ толковали его старцы, но даже — и больше, чѣмъ сколько предписывалось. Они стремились къ праведности законной и за это пользовались особеннымъ почетомъ въ обществѣ. Мытарь — это было званіе низшаго разряда людей, — почти презрительное въ мнѣніи народномъ. Мытарь, или — сборщикъ податей, — служа у Римскаго правительства, подъ властію котораго находилась Іудея во времена Христа Спасителя, — считался не только корыстолюбцемъ, но даже и непатріотомъ: на него смотрѣли съ презрѣніемъ и считали — грѣшникомъ.

Вотъ эти два челевѣка — съ такимъ неодинаковымъ положеніемъ въ обществѣ и съ такою неодинаковою репутаціей въ общественномъ мнѣніи, — пришли однажды помолиться.

Фарисей же ставъ, сице въ себѣ моляшеся: въ словахъ «фарисей же ставъ» — хотя ясно и не высказывается, какъ пришелъ въ церковь и гдѣ сталъ фарисей, но по всему ходу рѣчи Христа Спасителя явствуетъ, что фарисей и пришелъ въ церковь и сталъ какъ то особенно: вѣроятно, онъ пришелъ съ сознаніемъ своего достоинства, съ поднятымъ челомъ и твердою увѣренною поступью, — вѣроятно, онъ сталъ и гдѣ нибудь на видномъ мѣстѣ, а не въ толпѣ народа, — можетъ быть, даже и у самаго святилища.

Сице въ себѣ моляшеся: изъ этихъ словъ не видно, какъ молился фарисей, — въ слухъ или про себя только; во всякомъ случаѣ, сущность дѣла отъ этого нисколько не измѣнилась, ибо Сердцевѣдецъ Господь не только видитъ дѣла наши, но знаетъ и всѣ помышленія наши, — всѣ движенія нашего сердца.

Боже! хвалу Тебѣ воздаю: начало молитвы, какъ будто вполнѣ достойное Бога, ибо что какъ не хвалу и благодареніе должны воздавать твари Тому, Кто даетъ всѣмъ и жизнь и дыханіе и вся; но... вотъ дальнѣйшія слова молитвы показываютъ, что эта хвала фарисея не столько относится къ Богу, сколько къ нему самому, — что это есть не Богохваленіе, а самовосхваленіе. — Хвалу Тебѣ воздаю, яко нѣсмь, якоже прочіи человѣцы, хищницы, неправедницы, прелюбодѣе, — какъ будто всѣ они стали такими по волѣ Творца, а не по своему произволенію, — или якоже сей мытарь; здѣсь уже прямо осужденіе ближняго и даже презрѣніе къ нему... Затѣмъ перечисляетъ свои собственные подвиги: Пощуся двакраты въ субботу, десятину даю всего елико притяжу: — это уже указаніе на сверхдолжныя заслуги, ибо Господь требовалъ десятины только отъ извѣстныхъ предметовъ, а не отъ всего... Молясь такъ, забывалъ только одно фарисей, — что имаши, его-же нѣси пріялъ отъ Бога?.. Итакъ, уважаемый всѣми человѣкъ, — праведникъ, — молится Богу такъ, что хваленіе въ его устахъ есть самовосхваленіе, — есть выраженіе собственнаго достоинства и признаніе своего превосходства надъ всѣми прочими и, въ частности, надъ тѣмъ человѣкомъ, который носилъ презрѣнное имя «мытаря».

Теперь послушаемъ, какъ молится всѣми презираемый и отвергаемый человѣкъ — мытарь... Мытарь же издалеча стоя, т. е. вдали отъ святилища, какъ считавшій себя недостойнымъ приблизиться къ святому мѣсту, — вѣроятно, гдѣ нибудь у входа у дверей, — не хотяше ни очію возвести на небо: вѣроятно, фарисей молился съ поднятыми вверхъ глазами и простертыми руками; — но біяше перси своя, т. е. въ полнѣйшемъ сокрушеніи духа, въ глубочайшемъ смиреніи и униженіи: — глаголя: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику! — Кратко молится мытарь, но въ краткости его молитвы содержится такъ же много, какъ и въ молитвѣ того разбойника, который молился на крестѣ: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ! — Кратко молится, но молится всѣмъ существомъ своимъ — и тѣломъ и духомъ, — не правды, но милости ища себѣ... Для того, чтобы такъ молиться, надобно искоренить въ себѣ себялюбіе и гордость, надобно всецѣло переломить свою натуру, — возродиться.

И вотъ результатъ молитвы того и другаго: — Глаголю вамъ, яко сниде сей оправданъ въ домъ свой паче онаго, т. е. по суду Божію вышло совсѣмъ не такъ, какъ по суду человѣческому: Судъ Божій пріемлетъ только смиренныхъ сердцемъ: на кого воззрю, какъ не на смиреннаго и кроткаго сердцемъ, — говоритъ Самъ Господь; — сердце сокрушенно Богъ не уничижитъ, а гордымъ, самонадѣяннымъ, самохваламъ, — Богъ противится. Яко всякъ возносяйся, — смирится: смиряяй же себе вознесется, — заключилъ Господъ притчу Свою.

Братіе Христіане! Господь вчера и днесь и той же во вѣки; посему и подобіе сіе, или притча, имѣетъ въ виду не современниковъ только, но и всѣ послѣдующія поколѣнія людей, — всѣхъ христіанъ до скончанія вѣка, — посему и назиданіе ея для всѣхъ.

Стань же каждый предъ лицемъ совѣсти своей и предъ зерцаломъ Евангелія — и испытай себя, какъ ты молился и молишься во св. храмѣ, или церкви: молитвой ли мытаря, или молитвой фарисея; испытай себя и исправь, если можешь, себя въ будущемъ, чтобы и тебѣ не вынесть изъ храма сего приговоръ, подобный фарисею...

Если ты, христіанинъ, приходишь въ церковь молиться только потому, что молитва есть своего рода профессія твоя, отъ чего ты получаешь средства къ жизни, — если приходишь сюда только по привычкѣ, вь праздничный день, чтобы чѣмъ нибудь пополнить время свое, — если ты здѣсь не столько молишься, сколько развлекаешься пѣніемъ и разсматриваніемъ лицъ, окружающихъ тебя, — если ты приходишь не столько назидаться священнодѣйствіемъ и проповѣдью, сколько подмѣчать недостатки въ томъ и другомъ, — если ты приходишь изъ пустаго тщеславія, — показать себя и посмотрѣть на другихъ: то, братъ мой, твоя молитва такъ же недостойна Бога, какъ и молитва фарисея, и берегись, чтобы и тебѣ не услышать о себѣ такого же приговора, какой былъ произнесенъ надъ фарисеемъ.

Братіе христіане! Съ нынѣшней недѣли Святая Церковь особенно усиленно начинаетъ взывать къ чадамъ своимъ о покаяніи и призываетъ ихъ въ «объятія Отча»: «покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче» — слышали вы и вчера и сегодня — вотъ сейчасъ (вмѣсто причастна); — услышите въ чтеніи и пѣніи послѣдующихъ недѣль и еще болѣе сильныя воззванія; — будутъ вамъ представлены и примѣры милосердія Божія и гнѣва Его: потщитесь же придти на зовъ матери своей св. Церкви и съ раскаяніемъ во грѣхахъ принести плодъ, достойный покаянія. — Будемъ же молиться не безумными глаголами фарисея, а смиренною молитвою мытаря: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному. — Аминь.

г. С.-Франциско. 1893 г.       

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 12-16.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0