Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.)
Поученіе на Новый годъ.
О новогодней радости и ея истинномъ смыслѣ.

Итакъ, еще одинъ кругъ времени, именуемый «годомъ», отошелъ въ вѣчность, — еще на нѣсколько мгновеній стали всѣ мы ближе къ этой вѣчности.... Выброшенъ новый ярлыкъ времени (1895-й), но самое время осталось тѣмъ же временемъ, и движеніе его идетъ тѣмъ же порядкомъ и по тѣмъ же законамъ, по какимъ шло изначала.... Что же совершилось такого особеннаго, отъ чего всѣ приходятъ въ восторгъ, отъ чего всѣ ликуютъ, привѣтствуютъ и поздравляютъ одинъ другаго?! Неужели можно радоваться тому, что жизнь наша, какова бы она ни была — пріятная или непріятная, сокращается; что въ перспективѣ все явственнѣе и явственнѣе очерчивается образъ смерти съ оскаленными зубами; — неужели отрадно созерцать скорый судъ и, быть можетъ, осужденіе на всю вѣчность?! Но, очевидно, большинство объ этомъ и не думаетъ, ликуя въ сей день; очевидно, что большинство и не отдаетъ себѣ отчета, почему оно, въ самомъ дѣлѣ, радуется и ликуетъ, съ чѣмъ поздравляетъ себя и другихъ! Сдается мнѣ, что для многихъ новый годъ рисуется въ воображеніи въ смыслѣ не больше какъ — или новогоднихъ подарковъ, или — новогоднихъ развлеченій, пріуроченныхъ почему-то къ этому времени, или въ смыслѣ ожидаемыхъ прибылей отъ торговли, — наградъ, почестей и пр. и пр. въ этомъ родѣ, — во всякомъ случаѣ, въ смыслѣ чего-то такого, что исключаетъ всякую мысль о томъ, что есть едино на потребу, — и что, такъ или иначе, а должно-же когда-нибудь стать на первый планъ...

А между тѣмъ, наличная дѣйствительность у всѣхъ насъ, съ точки зрѣнія христіанской, такова именно, что и не даетъ права такъ безсмысленно радоваться; напротивъ, она такова, что заставляетъ скорѣе каждаго скорбѣть о себѣ, чѣмъ радоваться, — скорѣе призадуматься, углубиться въ себя, нежели жить очертя голову... Въ самомъ дѣлѣ, вникните въ то, что вы называете новымъ годомъ и чему радуетесь: что это? — вѣдь это есть ни больше ни меньше, какъ простой показатель нашей жизни, — что она сегодня сократилась еще на одну единицу времени и что мы ближе стали къ отвѣту за эту жизнь... Указывая на то, что жизнь наша сократилась, этотъ показатель не говоритъ однако-же о томъ, сколько еще имѣется ея въ остаткѣ, — когда наступитъ ея конецъ? А что, — если этотъ роковой конецъ ждетъ насъ въ этомъ году; что, — если въ этомъ мѣсяцѣ, — завтра, сегодня?!

Оглянитесь теперь назадъ и посмотрите, какой слѣдъ остается за вами, — и что вы несете за собой въ вѣчность, — съ чѣмъ готовы предстать къ отвѣту предъ Того, отъ Кого будетъ зависѣть — или ваше оправданіе или ваше осужденіе, — и уже на всю вѣчность (Апок. 14, 13)?!

Если мы взглянемъ на жизнь нашу такъ, а неиначе, — и, въ частности, и на нынѣшнюю смѣну времени; это, я думаю, что не у всѣхъ явится желаніе такъ безсмысленно радоваться и ликовать сегодня, какъ это бываетъ обыкновенно, напротивъ, у многихъ и многихъ явится желаніе поскорѣе уединиться, чтобы оглянуться назадъ, пройти мыслію своею, при свѣтѣ совѣсти своей, по прожитому, чтобы осмыслить себѣ это прожитое...

Итакъ чтожъ?! Неужели вся жизнь наша должна быть только однимъ плачемъ и рыданіемъ, одною безотрадною смѣною явленій — безъ проблеска радости и свѣта ?! Нѣтъ, и въ нашей жизни возможны радости и утѣшенія, — въ частности, возможно и сегодня радованіе, но только все это должно быть иного свойства, иного характера, иного направленія, — и исходить изъ иныхъ побужденій и цѣлей; — проще: наши радости должны быть болѣе духовнаго характера, возвышеннаго, нежели такого пошлаго, зауряднаго, безсмысленнаго, какимъ онѣ обыкновенно отличаются и какія вовсе нельзя назвать христіанскими... Взирая напр. со страхомъ въ неизвѣстное будущее и ожидая своего конца не неравнодушно, — мы, въ данномъ случаѣ, можемъ радоваться искренно, чисто и свято тому, что Господъ не попустилъ намъ погибнуть лютѣ безъ покаянія въ прошедшее лѣто, но даровалъ намъ еще нѣсколько моментовъ жизни для того, чтобы въ разумъ истины пріити, чтобы встрѣтить Его пришествіе — не какъ юродивымъ дѣвамъ, а какъ мудрымъ, — со свѣтильниками и масломъ (Матѳ. 25, 1-13). Такой взглядъ на нашу жизнь сообщитъ намъ тихую — небесную радость и наполнитъ наше сердце чувствами благодаренія Тому, отъ Кого исходитъ всякое даяніе благо и всякъ даръ совершенъ, — и Кто не по беззаконіямъ нашимъ сотворилъ намъ и не по грѣхомъ нашимъ воздалъ намъ! Но чтобы такъ радоваться, надобно быть непремѣнно благочестивымъ, — т. е. вѣрующимъ и стремящимся, по крайней мѣрѣ, къ жизни благочестной, — ибо нѣтъ нечестивымъ радоватися, — глаголетъ Господь (Ис. 48, 22).

Всякій разъ, когда наступаетъ новый годъ, мнѣ невольно припоминается одинъ печальный случай, бывшій на моей родинѣ, — въ одномъ изъ укромнѣйшихъ уголковъ благословенной Россіи. Жило тамъ одно почтенное семейство, — жило, какъ живутъ большинство людей, — какъ и мы съ вами живемъ, — т. е. изодня въ день, — погружаясь больше въ злобу дня, нежели въ то, что едино есть на потребу (Лук. 10, 41-42)... Жили такъ ни много — ни мало... И вотъ, однажды, пришелъ новый годъ... По обычаю встрѣтили его за обильной трапезой, — въ кругу родныхъ и близкихъ знакомыхъ, — со всяческими благожеланіями... Въ сію минуту никому, конечно, не приходило въ голову о смерти, и хозяйка дома, всего вѣроятнѣе, была озабочена болѣе тѣмъ, что приготовить на завтра къ обѣду, нежели вопросомъ о смерти... Въ три часа по полуночи, по старинному обычаю, —  у с т а в н о м у,   заблаговѣстили къ новогодней утренѣ.

Пошло и наше знакомое семейство къ церкви утренневати. Прошло уже около половины всей службы, — прочли евангеліе и стали помазывать елеемъ подходившихъ. Пошла и наша знакомая въ слѣдъ за другими. Поцѣловала св. евангеліе, получила елеопомазаніе, возвратилась на свое мѣсто, стала, по обычаю, на колѣни, положила земной поклонъ, — да такъ и осталась... Бросились ее поднимать, а она уже и душу Богу отдала. Говорю, что этотъ случай всегда припоминается мнѣ при наступленіи каждаго новаго года... А что, если это и со мною случится, — не сегодня, такъ завтра, — не завтра, такъ въ слѣдующій мѣсяцъ?! — и мысли принимаютъ совершенно иное теченіе, и чувства получаютъ иной тонъ, — чѣмъ какъ это бывало прежде, въ иные годы жизни...

Братіе христіане! Никто изъ насъ не предувѣдомленъ, что насъ ждетъ въ семъ году, — знаемъ только одно, что Господь приходитъ яко тать въ нощи (Матѳ. 24, 42-44)...

Что-же?! Станемъ-ли предаваться безпечности и нерадѣнію о себѣ, о своемъ спасеніи?! О, да не будетъ! Бдите и молитеся, да не внидете въ напасть (Матѳ. 26, 41; 24, 42) — сказалъ Божественный Учитель Своимъ ученикамъ. Этими же словами и я закончу свое новогоднее слово: (Марк. 13, 35-37) въ нихъ вамъ и мой привѣтъ, и мое благожеланіе. — Аминь.

С.-Франциско. 1-го Января 1895 года.       

Источникъ: Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 7-11.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0