Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.)
Прощальное слово къ пастырямъ и пасомымъ Алеутской епархіи.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Промыслительная Десница Божія, приведшая меня, въ моихъ служебныхъ странствованіяхъ, семь лѣтъ тому назадъ, къ вамъ, возлюбленные, нынѣ, совѣтомъ высшаго Священноначалія Церкви Русской и Державной волей Помазанника Божія, паки поемлетъ меня и ведетъ къ иному мѣсту служенія въ вертоградѣ Христовомъ, — на инъ свѣщникъ.

Судьбы Божіи — бездна многа! Значитъ, то, къ чему въ промыслительныхъ цѣляхъ о васъ, я былъ предназначенъ Пастыреначальникомъ Христомъ, теперь уже исполнилось; значитъ, въ исторіи домостроительства о вашемъ спасеніи открывается съ нынѣшняго дня уже новая страница, а посему призывается и инъ дѣлатель!..

Пріявъ въ чувствѣ послушанія волѣ Божіей возвѣщенный мнѣ въ началѣ моего епископства жребій служенія среди васъ, я въ томъ-же чувствѣ пріемлю и сіе новое премѣненіе о мнѣ воли Божіей, твердо вѣруя, что въ вертоградѣ Христовомъ ни насаждаяй есть что, ни напояяй, но возращаяй Богъ (1 Кор. 3, 5-9).

Оставляя нынѣ васъ, и безъ сомнѣнія навсегда, я мысленно въ сіи минуты объемлю васъ всѣхъ, — и пастырей и пасомыхъ, и ближнихъ и дальнихъ, — и, призывая пренебесное благословеніе на домы ваши и васъ, молю Господа, да ущедряетъ Онъ васъ выну Своими милостями, небесными и земными, и сохраняетъ отъ всѣхъ бѣдъ и скорбей во вся дни живота вашего, и да будутъ миръ и радость о Дусѣ Святѣ со всѣми вами присно!..

О чемъ уже многократно говорилъ вамъ, уча въ церкви и внѣ оной, то считаю нужнымъ повторить и нынѣ: бодрствуйте, стойте въ вѣрѣ, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13); въ наученія же странна и различна не прилагайтеся (Евр. 13, 9)... Помните, что по милости Божіей вы принадлежите къ единой, святой, соборной и апостольской Церкви, — что исповѣдуемая вами вѣра есть единственно-истинная, а посему и единственно-спасительная, — что внѣ Церкви Божіей спасенія нѣтъ и быть не можетъ... Не соблазняйтеся же временными выгодами и земными прибытками, какіе, быть можетъ, будутъ когда-либо предлагаться вамъ тѣми, у которыхъ, кромѣ этихъ благъ, ничего болѣе и не имѣется; не продавайте своего первородства въ средѣ христіанъ различныхъ исповѣданій за чечевичную похлебку; напротивъ, твердо держите всегда въ сердцѣ своемъ слова апостола Павла: аще и ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8)!

Говорю вамъ все это съ такою настойчивостью потому, что вижу не только въ окружающемъ насъ инославіи попытки навязать намъ свои заблужденія; но, увы! — даже и въ средѣ самаго православія нѣкоторыхъ ревнующихъ не по разуму и готовыхъ въ семъ разѣ поступиться тѣмъ, за что собственно слѣдовало бы и душу свою положить... И здѣсь теперь, къ прискорбію, стали появляться учители, которые, въ угоду инославію, хотятъ не только ослабить правила и уставы святой Церкви, но даже премѣнить и самые догматы вѣры привнесеніемъ особыхъ мнѣній, никогда святою Церковію не принимавшихся. Прежде насъ учили соблюдать эти правила и эти уставы и строго взыскивали, если кто отступалъ самочинно отъ нихъ; а теперь учатъ, — и въ большинствѣ совершенно безнаказанно, — и словомъ и примѣромъ, какъ обходить все это и не исполнять! Прежде насъ утверждали въ святости и непреложности нашего исповѣданія, а нынѣ являются учители, которые изъ ошибокъ и погрѣшеній отдѣльныхъ лицъ сплетаютъ цѣлыя системы къ оправданію своихъ неправославныхъ взглядовъ, стараясь навязать все это и матери нашей Церкви, въ цѣляхъ принизить ее до уровня инославныхъ церквей и общинъ и тѣмъ самымъ открыть свободный доступъ въ ея нѣдра всѣмъ тѣмъ, кто доселѣ не имѣлъ на это права — по своимъ заблужденіямъ. Въ тѣхъ же, безъ сомнѣнія, цѣляхъ высказываются, и также открыто, о необходимости омірщенія нашего духовенства, забывая, что духовенство, какъ особый жребій Божій (ϰληρονομία), какъ не отъ міра сего (Іоан. 15, 19), должно быть по самому существу своему чуждо омірщенія, дабы, въ противномъ случаѣ, и съ нимъ не случилось того-же, что бываетъ съ обуявшей солью (Матѳ. 5, 13). Заявляютъ — и даже съ нѣкоторымъ цинизмомъ, — что «въ православіи можно спасаться и безъ грибовъ», т. е. безъ постовъ и воздержанія, безъ распятія себя со страстьми и похотьми, и т. д. Такіе учители и такія ученія тѣмъ опаснѣе, чѣмъ, повидимому, они искреннѣе и благожелательнѣе, — и чѣмъ бóльшею ученостію прикрываютъ свою лживость и все легкомысліе!.. Блюдите-же себя, возлюбленные, отъ такихъ учителей и такихъ ученій, дабы и вамъ не потерять вмѣстѣ съ ними своего спасенія!..

Пребывая въ вѣрѣ отцовъ своихъ сами, старайтесь и дѣтей своихъ воспитывать въ томъ же духѣ и въ томъ же направленіи. Сами видите, какъ плохо воспитываютъ здѣшнія публичныя школы: дѣти, побывавши тамъ, въ большинствѣ выходятъ оттуда, не имѣя не только страха Божія, но даже и обыкновеннаго стыдѣнія... Отсюда и объясняются всѣ тѣ ненормальныя явленія, какія сплошь и рядомъ встрѣчаются въ окружающей насъ дѣйствительности: непочтительность къ родителямъ и старшимъ себя, упрямство, своеволіе, вѣтренность, легкомысленное отношеніе къ обязанностямъ семейнымъ, общественнымъ и государственнымъ, стремленіе только къ легкой наживѣ, удовольствіямъ и развлеченіямъ и пр. и пр. Всего этого, конечно, не было бы, еслибы въ основу воспитанія полагали страхъ Божій и благочестіе. Начало премудрости, а вмѣстѣ и благочестія, есть страхъ Божій (Прит. 1, 7), — говоритъ Премудрый. — Страхъ Господень отрѣяетъ грѣхи: пребываяй же въ немъ, отвращаетъ гнѣвъ... Боящемуся Господа благо будетъ на послѣдокъ, и въ день скончанія своего обрящетъ благодать (Сир. 1, 21. 13). Воспитывайте же, возлюбленные, своихъ дѣтей, — снова повторяю вамъ, — воспитывайте въ страхѣ Божіемъ, въ наказаніи и ученіи Господни (Ефес. 6, 4), дабы и съ ними не случилось того, что случается съ дѣтьми не нашей вѣры и не нашего наученія...

Пусть дѣти ваши съ ранняхъ лѣтъ знакомятся съ мыслію, что Господь все видитъ, все слышитъ, все знаетъ, и что нигдѣ и никогда нельзя укрыться отъ Его всевидящаго ока, что не только всѣ дѣла наши, но и всѣ помышленія наши и даже самыя легкія движенія сердца, все, — все это пишется въ книгу живота, и за все это придется дать отчетъ Богу... Пусть хорошо будетъ извѣстна имъ граница между тѣмъ, что «можно», и тѣмъ, что «не можно», а также пусть твердо они усвоятъ себѣ и то, что «дóлжно». Чаще приводите ихъ въ храмъ Божій и питайте здѣсь пищею духовною, нетлѣнною, — тѣломъ и кровію Господа и Спаса нашего Іисуса Христа. Пусть они тутъ многаго сразу и не поймутъ: это ничего; всетаки какое нибудь слово, какой нибудь образъ, какая нибудь мелодія изъ церковнаго пѣснопѣнія западутъ въ сердце ихъ и, оставаясь тамъ подобно сѣмени, въ свое время разовьются и дадутъ плодъ многъ!

Въ церковно-приходской жизни старайтесь избѣгать раздѣленій на партіи, вражды и нестроеній... Священникъ въ каждомъ приходѣ пусть будетъ «отцомъ духовнымъ» не по имени только, а и на самомъ дѣлѣ. Къ нему обращайтесь за всѣмъ, и за молитвеннымъ утѣшеніемъ, и просто за совѣтомъ, и за разрѣшеніемъ всякаго рода недоумѣній. Повинуйтеся наставникомъ вашимъ, — учитъ насъ апостолъ, — и покаряйтеся: тіи бо бдятъ о душахъ вашихъ, яко слово воздати хотяще: да съ радостію сіе творятъ, а не воздыхающе: нѣсть-бо полезно вамъ сіе (Евр. 13, 17). Не дозволяйте, чтобы и у васъ, какъ нѣкогда во времена апостола и евангелиста Іоанна Богослова, и какъ это случалось и здѣсь по мѣстамъ, «первенстволюбцы Діотрефы» господствовали и разстраивали правильное теченіе приходской жизни своими интригами, своеволіемъ и непослушаніемъ: такихъ людей уже давно осудилъ апостолъ (3 Іоан. 9, 11), и быть имъ у насъ, при пастыряхъ и архипастырѣ, не подобаетъ.

Прочее же, братіе моя, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродѣтель и аще кая похвала, сія помышляйте. Имже и научистеся, и пріясте, и слышасте, и видѣсте, сія творите: и Богъ мира будетъ съ вами (Флп. 4, 8-9)!

Съ миромъ и любовію пришелъ я къ вамъ на свое служеніе: въ мирѣ и любви хочу и оставить васъ... Посему, усерднѣйше прошу всѣхъ: отпустите мнѣ мои прегрѣшенія, мои недостатки и мои ошибки; покройте все это своею любовію и молитесь о мнѣ Господу, да не поставитъ и Онъ всего этого мнѣ въ вину — и здѣсь, и тамъ, въ день, въ онь же приведутся во свѣтѣ вся тайная тмы и объявятся совѣты сердечныя (1 Кор. 4, 5). Непрестанная молитва другъ за друга можетъ быть съ этого времени самою лучшею связью между мною и вами!

Въ свою очередь, и я молю Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, да проститъ Онъ и вамъ, братіе и чада, благодатію и щедротами Своего человѣколюбія, вся ваша согрѣшенія противъ меня, и самъ также, властію Его мнѣ данною, прощаю и разрѣшаю всѣхъ васъ отъ сихъ грѣховъ — во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Призри съ небесе, Боже, и виждь и посѣти виноградъ сей, и утверди ѝ, его же насади десница Твоя! Аминь.

Санъ-Франциско. 5 октября. 1898 г.

Источникъ: Николай, епископъ Таврическій и Симферопольскій, бывшій Алеутскій и Аляскинскій. Прощальное слово къ пастырямъ и пасомымъ Алеутской епархіи. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1899. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1899. — С. 191-194.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0