Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

См. эту рѣчь по парижскому изданію 1933 года.       

Свт. Николай, архіеп. Охридскій и Жичскій († 1956 г.)
Св. равноапостольный Великій Князь Владиміръ.

Говорятъ, что ни одного чуда не совершилось на ракѣ св. Владиміра. Но развѣ этотъ избранный мужъ не совершилъ самое большое чудо надъ самимъ собой при своей жизни? Всѣ чудеса, которыя совершаютъ святые люди съ помощью вѣры, какъ, напримѣръ, исцѣленіе отъ болѣзней, освобожденіе отъ страстей, перерожденіе порочныхъ, возвращеніе разума сумасшедшимъ, воскрешеніе мертвыхъ, — всѣ эти чудеса совершилъ св. Владиміръ надъ собой. Если бы къ тому же еще и на гробѣ его совершались чудеса, то, думаю, что люди почитали бы его въ этомъ случаѣ какъ бога, а не какъ угодника.

Да и самый переворотъ, который произошелъ въ душѣ Владиміра при его жизни, является такимъ великимъ чудомъ, что его можно приписать не столько усилію человѣка, сколько силѣ и милости Божіей. Можетъ быть, кто-либо изъ желающихъ постичь пути Промысла Божія въ недоумѣніи спроситъ: почему Богъ избралъ крестителемъ и возродителемъ русскаго народа такого именно человѣка, который въ первой половинѣ своей жизни превзошелъ во злѣ, вѣроятно, всѣхъ своихъ языческихъ предковъ и современниковъ? Но развѣ Тотъ, Который Савла-гонителя обратилъ въ апостола Христовой вѣры, не зналъ, что дѣлаетъ, когда такого язычника, какъ Владиміръ, избралъ для самой великой миссіи среди такого великаго народа? Воистину трудно различить всѣ нити въ тончайшей ткани Божественнаго Промысла, но въ данномъ случаѣ эта нить довольно ясно различается. Именно раскаявшагося грѣшника нужно было поставить во главѣ всѣхъ поколѣній русскихъ. На порогъ новой Руси нужно было поставить освященнаго язычника, чтобы онъ стоялъ подобно мѣдному змѣю и своимъ примѣромъ предупреждалъ, ободрялъ и лѣчилъ споткнувшихся и павшихъ сыновъ русскихъ во всѣ грядущія времена. Самое лучшее поручительство для какого-нибудь лѣкарства, это излѣченнаго кіевскаго князя показать больнымъ, чтобы они съ радостью ухватились за лѣкарство, которое этому князю подарило здоровье. Изъ всѣхъ чудесъ, которыя совершаетъ въ мірѣ вѣра Христова, самое полезное чудо — превращеніе грѣшника въ праведника. Отмѣченный этимъ чудомъ, стоитъ св. Владиміръ во вратахъ христіанской Руси и какъ бы громко говоритъ каждому русскому: «Я былъ ночью, но превратился въ день! Чѣмъ былъ ты и во что ты нынѣ превратился?»

«Владиміръ, красное солнышко!» Такъ прозвалъ народъ русскій своего духовнаго родоначальника. Разумный и благородный народъ этими словами лучше всего очертилъ личность крестившагося князя-крестителя. Грубая чувственно-тѣлесная масса привратилась въ «красное солнышко». Это воистину случилось съ Владиміромъ. И Владиміръ сдѣлался и остался «краснымъ солнцемъ» на протеженіи всей исторіи русскаго народа. За время всей этой исторіи на Руси явилось множество святыхъ мужей и святыхъ женъ, святителей и чудотворцевъ, среди которыхъ были и двое сыновей Владиміра: свв. Борисъ и Глѣбъ. Они больныхъ исцѣляли, бѣсноватыхъ укрощали, мертвыхъ воскрешали. Но всѣ они являются должниками св. Владиміра. И всѣмъ имъ намного легче было стать святыми, чѣмъ Владиміру, великому князю и великому богачу, который сквозь игольныя уши долженъ былъ пройти въ Царство Небесное и который не имѣлъ предшественниковъ въ мѣсяцесловѣ святыхъ своего народа.

Такимъ образомъ, святой князь Владиміръ не былъ ни обычнымъ великимъ человѣкомъ среди остальныхъ великихъ людей, ни обычнымъ святымъ среди святыхъ. Онъ является піонеромъ величія и святости въ русскомъ народѣ, и къ тому же піонеромъ-политикомъ, который подлинное величіе и подлинную святость сдѣлалъ государственной программой. Удивленія достойна государственная программа, которая не можетъ быть выполнена, если ее предварительно не осуществитъ каждый гражданинъ въ самомъ себѣ, слѣдуя личному примѣру Владиміра! Отъ этого угодника, государственнаго мужа, начинается новая Русь, новый народъ, новый духъ, новый путь, новая культура. Крестивъ русскій народъ, св. Владиміръ изъ длительной русской ночи сдѣлалъ свѣтлый русскій день. Если бы кто-либо вывелъ подземную рѣку на поверхность земли, прокопалъ для нея новое русло подъ небомъ и использовалъ ее затѣмъ въ ста направленіяхъ, онъ бы совершилъ дѣло, подобное тому, которое совершилъ св. Владиміръ для русскаго народа, но во много разъ меньшее и болѣе легкое. Темная языческая русская масса черезъ крещеніе сдѣлалась, съ теченіемъ времени, «краснымъ солнышкомъ» среди остальныхъ народовъ. И мы можемъ воскликнуть: «О, русскій народъ, красное солнышко!»

Если мы оглянемся теперь и прослѣдимъ жизнь русскаго народа отъ св. Владиміра и донынѣ, то увидимъ ея крестителя. Поколѣніе за поколѣніемъ рождалось на русской землѣ и по своемъ рожденіи было поставлено передъ выборомъ одного изъ двухъ царствъ; избирало Царство Небесное и уходило. Милліоны за милліонами являлись въ міръ, принимали на себя крестъ Владиміра и, восклицая Христу: «Осанна!», уступали мѣсто новымъ милліонамъ. Жатва Христова становилась все болѣе великой, все болѣе обильной. Но это историческое теченіе русской жизни было не безъ застоя, не безъ колебанія, не безъ пыли. Были въ немъ остановки, ожиданіе немощныхъ, утомленныхъ, призывъ заблудившихся, омываніе загрязнившихся, какъ это обычно случается съ путешественниками. Рѣка русской народной исторіи текла въ опредѣленномъ направленіи, и это самое главное, иногда быстро, иногда медленно, иногда же такъ тихо, что трудно было установить, течетъ-ли она впередъ или назадъ.

Вы слышали объ удивительномъ психическомъ явленіи, наблюдавшемся у нѣкоторыхъ лицъ, когда они въ моментъ какой-либо смертельной опасности могли вдругъ увидѣть и обозрѣть всю свою жизнь отъ дѣтства до этого часа опасности. Я вѣрю, что во дни теперешнихъ смертельныхъ ужасовъ, которые давятъ русскій народъ, должна была бы хотя немногимъ русскимъ явиться передъ очами картина всего прошлаго ихъ народа — отъ Крещенія въ Кіевѣ до нашихъ дней. Если бы мы попытались вызвать въ своей душѣ и почувствовать тотъ смертельный ужасъ, который нынѣ царитъ надъ Россіей, наши глаза открылись бы для созерцанія русскаго прошлаго за послѣдніе девять вѣковъ. И мы увидѣли бы, что на всемъ своемъ протяженіи историческая жизнь русская является классически ясной. Мы увидѣли бы шесть періодовъ русской исторіи отъ св. Владиміра и до сего дня, и седьмой уже приближается съ семью Христовыми Таинствами.

Первый періодъ, Владимірскій, соотвѣтствуетъ тайнѣ св. крещенія. Онъ коротокъ, но необычайно знаменателенъ, вслѣдствіе переворота въ жизни русскаго народа вслѣдствіе вступленія на новый путь и устремленія къ новой опредѣленной цѣли.

Второй періодъ слѣдуетъ за первымъ и тянется до монгольскаго ига. Этотъ періодъ соотвѣтствуетъ тайнѣ мѵропознанія. Въ этотъ періодъ народъ лѣчился отъ остатковъ язычества и утверждался въ религіи креста. Надъ каждой отдѣльной русской душой нужно было совершить то перерожденіе, которое случилось съ Владиміромъ, и на каждую душу въ отдѣльности нужно было наложить печать Царства Небеснаго. А мѵропомазаніе, какъ тайна, и означаетъ утвержденіе въ вѣрѣ печатью дара Духа Святого.

Третій періодъ протекалъ подъ властью монголовъ. Этотъ періодъ соотвѣтствуетъ тайнѣ св. покаянія. Было необходимо накопившіеся за время свободы грѣхи сдунуть съ души народной суровымъ вѣтромъ рабства въ Россіи подъ монголами, точно такъ же, какъ на христіанскихъ Балканахъ подъ турками. Замедленную рѣку жизни нужно было перевести на скатъ и ввести въ каменистое русло, чтобы она потекла быстрѣе и чтобы воды ея очистились. Въ рабствѣ народъ молчитъ, погружается въ прошлое и кается. Рабство вполнѣ плодотворно вліяло на то, что всегда являлось главной цѣлью русской исторіи, цѣлью, которую отчетливо и твердо поставилъ святой Владиміръ. А этой цѣлью было очищеніе духа отъ земли и избраніе Царства Небеснаго.

Четвертый періодъ — отъ сверженія монгольскаго ига до царя Петра. Освобожденіе началось Куликовской битвой, за девять лѣтъ до Косовской битвы, принесшей сербскому народу рабство. Этотъ блестящій періодъ свободы отвѣчаетъ святой тайнѣ брака. Душа народная, очищенная страданіемъ, обручается и всецѣло предается своему небесному Жениху. На Русской землѣ всецѣло царствуетъ Христосъ. Земля Русская украшается безчисленными святыми и святителями, какъ небо звѣздами. Воодушевленіе Христомъ проникаетъ всѣхъ и каждаго, начиная отъ царя и патріарха и до бездомнаго и юродиваго странника. Однимъ словомъ, свадебный пиръ, соединеніе съ Богомъ!

Пятый періодъ отъ царя Петра до 1-й міровой войны. Этотъ періодъ соотвѣтствуетъ святой тайнѣ елеосвященія. Въ теченіе этого періода русская интеллигенція разлагается и колеблется. Она уходитъ изъ Россіи съ полной сумой народныхъ добродѣтелей, а возвращается домой съ сумой, наполненной чужими заблужденіями. Появляется шатаніе. Между образованными людьми вспыхиваютъ жестокіе раздоры и препирательства не по мелочнымъ вопросамъ, но какъ разъ относительно основъ жизни, касательно народной программы св. Владиміра. Все чаще открываются раны, и гной ширится по городамъ. Церковь въ селѣ и далѣе остается украшенной Христовой невѣстой, тогда какъ въ городѣ она является больничной сидѣлкой, которая заботливо и скорбно бодрствуетъ надъ больными. Число избравшихъ царство земное растетъ лихорадочнымъ темпомъ. Утопленный Перунъ съ своей идольской семьей высовываетъ голову изъ Днѣпра. Но духъ св. Владиміра поражаетъ его въ голову. Рѣка русской жизни весьма замедляетъ свое теченіе, вслѣдствіе чего на ея поверхности накапливаются нечистоты. Но зато рѣка очень глубока. Ея глубина, это душа многомилліоннаго народа.

Шестой періодъ — отъ 1-й міровой войны или, лучше сказать, отъ мученической смерти Царя-Мученика, продолжается донынѣ. Князю міра сего Богъ попустилъ захватить власть надъ Святой Русью. Богъ допустилъ, чтобы временно была не Его воля, но воля грѣшная, которая отрекается Царства Небеснаго и избираетъ царство земное. Языческій до-Владимірскій духъ завладѣлъ Россіей. Этотъ мрачный и злой духъ напрягается изо всѣхъ силъ, чтобы рѣку русской жизни отвести отъ солнца Христова и сдѣлать ее подземной. Но народъ русскій причащается. Этотъ періодъ соотвѣтствуетъ тайнѣ святого Причащенія. Никогда русскій народъ такъ искренне не соединялся съ возлюбленнымъ ему Христомъ, какъ теперь, когда невѣрующіе плюютъ въ ликъ Христовъ. Никогда для него Кровь Христова не была такъ сладка, какъ теперь, когда она является запретной и когда ее такъ трудно достать. О, сладчайшая Кровь Іисусова, какъ ты стала несказанно сладка для тѣхъ сыновъ и дочерей Россіи, кровью и слезами которыхъ причащается Земля Русская въ эти дни!

А завтра настанетъ седьмой періодъ русской исторіи. Онъ будетъ соотвѣтствовать святой тайнѣ рукоположенія. На многострадальный народъ св. Владиміра изольется новая благодать Духа Божія. Русскій народъ станетъ священнымъ народомъ и будетъ какъ утренняя звѣзда между народами, «красное солнышко» между племенами земными.

Итакъ, исторія крещеной Руси микрокосмически представляетъ душевную драму св. Владиміра точно такъ же, какъ Владиміръ микрокосмически представляетъ всю исторію крещеной Святой Руси.

Обратимся теперь къ современному состоянію міра.

Неся на себѣ кровь міровой войны, современный міръ глубоко погрязъ въ пошлости и вульгарности. Какъ таковой, онъ нуждается не въ одномъ святомъ — одного мало, но въ цѣломъ освященномъ святомъ народѣ. Этотъ народъ долженъ и въ наши дни пройти черезъ Владиміровы муки внутренней борьбы, чтобы Царство Небесное восторжествовало надъ земнымъ. Этотъ народъ долженъ перетерпѣть многіе удары и стать черезъ нихъ убѣленнымъ отъ грѣха, подобно тому, какъ полотно дѣлается бѣлымъ вслѣдствіе ударовъ валикомъ. Онъ долженъ креститься огнемъ мученій и слезь для того, чтобы смягчился, облагородился, обожествился, усовершенствовался. Міръ ждетъ появленія такого народа. Кто же этотъ ожидаемый народъ? Это народъ, о которомъ міръ нынѣ не умѣетъ ничего сказать яснаго и опредѣленнаго, о которомъ безсвязно, какъ въ бреду лепечутъ на всѣхъ пяти континентахъ. Это народъ судьбы, который судьба угнетаетъ для того, чтобы изъ него получился наилучшій хлѣбъ для духовной трапезы изголодавшагося міра. Русскій народъ нынѣ живетъ раздѣленный на мучениковъ и мучителей. И одни, и другіе безконечно мучаются. И мы искренно желаемъ спасенія какъ однимъ, такъ и другимъ. Этимъ подвигомъ самоучительства русскій народъ готовитъ себя для своей великой миссіи среди человѣчества, готовитъ себя къ тому, чтобы громко произнести «новое слово».

Это «новое слово» не будетъ по существу новымъ. Оно было въ началѣ русской исторіи и явилось чудодѣйственнымъ на св. князѣ Владимірѣ. Имъ русскій народъ оживотворяется и къ Царству Небесному прилеплялся на протяженіе девяти вѣковъ своей исторіи. Это то же самое слово, которое совершило первое чудо на землѣ, когда претворило воду въ вино, и первое чудо въ Россіи, когда претворило языческую гнилую воду въ духовное вино, въ питіе небесное.

Своимъ первымъ крещеніемъ водою и Духомъ, во время св. князя Владиміра Россія спасла Христіанство. Именно въ то время, когда православная вѣра, имѣвшая подпору въ святой Византіи, не вслѣдствіе своей немощи, но вслѣдствіе немощи людской, — совсѣмъ было ослабла, когда, съ другой стороны, политиканствующая вѣра Запада, вино, смѣшанное съ водой, боролась съ князьями этого міра за власть надъ земнымъ царствомъ, — Христіанство было на смертномъ одрѣ, а истинные христіане въ великой скорби и смущеніи. Тогда Промыслъ Божій подвигнулъ цѣлый континентъ, цѣлый до тѣхъ поръ неизвѣстный муравейникъ людской на помощь истинной вѣрѣ. То была Русь святого Владиміра. Нынѣ, когда, съ одной стороны, сосуды вѣры христіанской какъ на Востокѣ, такъ и на Западѣ, не являются достаточно сильными, чтобы помочь оглохшему и растерявшемуся міру, когда, съ другой стороны, закоренѣлое идолопоклонство подъ разными названіями подняло свою голову на всѣхъ пяти континентахъ, нынѣ снова Промыслъ Божій зоветъ Русь св. Владиміра на помощь христіанству, а черезъ него и человѣчеству. Думаю, что эта помощь состоитъ въ томъ, чтобы на вѣсахъ цѣнностей дать перевѣсъ той сторонѣ, которая во имя Сына Божія, свободно избрала Царство Небесное.

Идетъ время и почти уже пришло, когда крещеная и освященная мученичествомъ Святая Русь, свяжетъ всѣхъ модныхъ идоловъ, которые ее теперь гнетутъ, и, подобно св. Владиміру, броситъ ихъ изъ Земли Русской въ невозвратную бѣздну.

Идетъ время и почти уже пришло, когда на Руси будутъ обновляться не только святыя иконы, какъ это совершается нынѣ, но когда цѣлая рать русскихъ живыхъ святителей, отъ св. Владиміра до преп. Серафима Саровскаго и до послѣднихъ мучениковъ во главѣ съ Царемъ-Мученикомъ, объявитъ небу и землѣ, что весь народъ русскій обновленъ Христомъ, въ мукахъ рожденъ заново, заново кровью крещенъ и, какъ таковой, готовъ помочь цѣлому свѣту.

Идетъ время, братье мои, и уже на порогѣ, когда загрязненный и отъ мукъ постарѣвшій ликъ русскаго народа, засіяетъ какъ солнцъ и озаритъ всѣхъ тѣхъ, которые сидятъ «во тьмѣ и сѣни смертной». Тогда всѣ народы на землѣ съ благодарностью воскликнутъ: «Наша Россіи, наша мученица, красное солнышко наше», подобно тому, какъ русскій народъ непрестанно, а особенно въ нынѣшній день, каждый годъ зоветъ: «Владиміръ — красное солнышко!»

Блаженны вы, которые въ эти дни плачете вмѣстѣ съ Россіей, ибо вы вмѣстѣ съ ней утѣшитесь! Блаженны вы, которые нынѣ вмѣ-стѣ съ Россіей скорбите, ибо скоро съ ней и возрадуетесь!

† Епископъ Николай Охридскій.       

Источникъ: Епископъ Николай Охридскій. Св. равноапостольный Великій Князь Владиміръ. // «Православная жизнь» (Orthodox Life). (Приложеніе къ «Православной Руси»). — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 1988. — № 2 (458). — С. 1-8.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0