Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 22 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Никифоръ Ѳеотоки († 1800 г.)
Толкованіе воскресныхъ Апостоловъ съ нравоучительными бесѣдами.

Толкованіе на Апостолъ изъ Посланія Павлова ко Ефесеемъ,
читаемый въ двадесять шестую недѣлю.

Духъ Святый, глаголавшій чрезъ Пророковъ, не токмо предрекъ о Іисусѣ Христѣ, но и предвозвѣстилъ законоположенія Евангельскаго нравоученія: отъ чего происходитъ совершенное согласіе Пророческихъ и Апостольскихъ ученій. Видимъ мы оное и между нынѣ чтеннымъ Апостольскимъ посланіемъ и поучительными словесами Царе-Пророка Давида. Точію Давидъ, поелику поя и пѣснословя Бога, увѣщанія давалъ человѣкамъ, посему съ великою краткостію произрекъ основанія всего Евангельскаго нравоученія: уклонися, рекъ онъ, отъ зла, и сотвори благо (Псал. 33, 41). Поистиннѣ же на семъ основывается и утверждается Евангельское законоположеніе и спасеніе всякаго вѣрнаго человѣка, на убѣганіи, то есть, отъ всякаго грѣха и на дѣланіи всякія добродѣтели. Не довлѣетъ ко спасенію единаго бѣганія грѣха, но нужно и дѣланіе добродѣтели. Уклонися отъ зла, и сотвори благо. Сіе рекъ Пророкъ Давидъ. Сіе самое рекъ и Апостолъ Павелъ: но, поелику онъ собственно поучалъ Ефесеевъ, а чрезъ нихъ и всю вселенную, нравственнымъ Евангельскимъ правиламъ, то сперва объявивъ именно, какое то есть зло, завѣщавалъ, чтобы мы совершенно воздерживались отъ онаго. Блудъ же, сказалъ, и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется въ васъ, якоже подобаетъ святымъ; и сквернословіе, и буесловіе или кощуны, яже не подобная (Ефес. 5, 3-4). Потомъ показавъ поименно, какое есть благо оное, показавъ то есть главныя добродѣтели, благостыню, правду и истину, училъ дивнымъ образомъ отвращаться грѣха, и творить добродѣтели. Толкованіе святыхъ его словесъ объяснитъ содержащіяся въ нихъ небесныя мысли. Вы убо, кои желаете наслаждаться душевнымъ вашимъ спасеніемъ, пригвоздите слухъ къ слышанію, а умъ къ уразумѣнію онаго.

Ефес. 5, 8. Братіе, якоже чада свѣта ходите.

Чада свѣта, сказалъ Онъ, вмѣсто, просвѣщенные, какъ и чада естествомъ гнѣва (Ефес. 2, 3), вмѣсто, подъ гнѣвомъ состоящіе. Подобныя же выраженія находимъ и въ Евангелистахъ, сынове лукаваго [1] (Матѳ. 13, 38), вмѣсто, злые, и, сына геенны (Матѳ. 23, 15), вмѣсто, въ геенну опредѣленнаго: и да сынове свѣта будете (Іоан. 12, 36), вмѣсто, да просвѣтитеся. Поелику же выше сказалъ: бѣсте бо иногда тьма, нынѣ же свѣтъ о Господѣ (Ефес. 5, 8; Іоан. 12, 36): для того приложилъ: якоже чада свѣта ходите (Ефес. 5, 8). Вы были, говоритъ онъ, прежде помраченные мракомъ невѣрія и идолослуженія, нынѣ же просвѣтилися свѣтомъ вѣры и благодати Господа Іисуса Христа: посему ходите не яко помраченные, но яко просвѣщенные. Помраченный чувственнымъ въ воздухѣ мракомъ падаетъ въ стремнины и пропасти: помраченный же умственнымъ мракомъ невѣрія впадаетъ въ беззаконія и неправды. Подобно, просвѣщенный вещественнымъ въ воздухѣ свѣтомъ ходитъ по пути своему безпреткновенно: просвѣщенный же умнымъ свѣтомъ благодати ходитъ по пути добродѣтели безгрѣшно: ходите убо, говоритъ, то есть, содѣловайте, добрыя дѣла, якоже чада свѣта, то есть, яко просвѣщенные вѣрою и благодатію.

Ефес. 5, 9. Плодъ бо духовный есть во всякой благостыни и правдѣ и истинѣ.

Поелику сказалъ: Якоже чада свѣта ходите (Ефес. 5, 8), то показываетъ въ видѣ привложенія, какія суть дѣла просвѣщенныхъ Всесвятымъ Духомъ, именуя оныя плодомъ Духа, потому что благодатію Его содѣловаютъ оныя человѣки. Когда писалъ онъ къ Галатамъ, исчислилъ девять плодовъ Святаго Духа. Плодъ же духовный, сказалъ, есть любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22). Ко Ефесеемъ же пиша, сократилъ плоды въ три токмо: во всякой благостыни и правдѣ и истинѣ (Ефес. 5, 9). Во первыхъ замѣть здѣсь положеніе, въ какомъ состоитъ число сіе три въ отношеніи къ девяти: изъ трехъ дѣлается девять, и три есть корень девяти. Во вторыхъ же примѣть, что къ тремъ плодамъ приложилъ: во всякой, дабы открыть, что въ совершеніи сихъ трехъ, великихъ добродѣтелей содержатся и прочія. Ибо, когда мы живемъ во всякой благостыни, благотворя и друзьямъ и врагамъ, и во всякой правдѣ, не дѣлая обиды ни себѣ самимъ содѣлованіемъ грѣха, ни ближнему неправосудіемъ и властительствомъ, и во всякой истинѣ, вѣщая истину вѣры, и истинствуя во всякомъ словѣ и дѣлѣ: тогда мы и любимъ и радуемся и мирствуемъ и долготерпимъ, тогда мы бываемъ и добры, и милосерды и вѣрны, и кротки и воздержны.

Ефес. 5, 10. Искушающе, что есть благоугодно Богови.

Вотъ способъ, коимъ ходимъ мы, яко чада свѣта, искушеніе дѣлъ угодныхъ Богу: мы жительствуемъ яко просвѣщенные при посредствѣ искушенія, то есть, искушая, какое дѣло есть угодно Богу, дабы совершить намъ оное. Но какъ могу я, скажешь ты дѣлать таковое искушеніе? Испытуй и познавай, какія суть дѣла, кои Богомъ въ Божественныхъ Писаніяхъ узаконены и святыми апостолами письменно или неписьменно преданы, и коимъ православная Церковь научаетъ: таковыя дѣла благоугодны Господу. Почему въ оныхъ утверждай нозѣ твои, и оныхъ держися. Стойте, такъ учитъ Апостолъ Божій, и держите преданія, имъ же научистеся, или словомъ или посланіемъ нашимъ (2 Сол. 2, 15). Другихъ же всѣхъ, кои суть человѣческіе вымыслы и онымъ противоположны, бѣгай, говоритъ тотъ же Апостолъ, яко скверныхъ и бабіихъ басней.

Ефес. 5, 11-12. И не приобщайтеся къ дѣломъ неплоднымъ тмы, паче же и обличайте. Бываемая бо óтай отъ нихъ срамно есть и глаголати.

Безплодныя дѣла тьмы суть грѣхи, какъ тотъ же Павелъ въ другомъ мѣстѣ истолковалъ, сказавъ: ниже, пріобщайся чужимъ грѣхомъ (1 Тим. 5, 22). Безплодны же грѣховныя дѣла потому, что никакого другаго плода не приносятъ, кромѣ стыда и смерти. Кій убо тогда имѣсте плодъ, писалъ къ Римляномъ Павелъ, о нихже нынѣ стыдитеся, кончина бо онѣхъ, смерть. Оброцы бо грѣха смерть (Рим. 6, 21. 23). Когда же не пріобщаюсь я къ дѣломъ неплоднымъ тьмы? Когда ни дѣломъ не вспомоществую согрѣшающему учинить грѣхъ, или пребывать въ ономъ, ни словомъ не побуждаю его, и не совѣтую ему согрѣшить, или пребывать въ грѣхѣ: кольми же паче тогда не пріобщаюся, когда всемѣрно подвизаюсь удержать его отъ грѣха. Но не довлѣетъ къ душевному спасенію, ежели токмо не пріобщаюся чужимъ грѣхамъ: ибо когда не бываю сообщникомъ грѣха, тогда уклоняюсь токмо отъ зла: нужно же, чтобы творилъ я и благое. Почему и сказалъ: паче же и обличайте. Обличеніе грѣха есть содѣлованіе дѣла благаго. Но какъ можетъ, скажешь ты, простолюдинъ обличить грѣхъ сановника и начальника? Многіе и различные суть образы обличеній: часто хваля обличаемъ: и самое одно изъявленіе отвращенія отъ грѣха есть обличеніе согрѣшающему. Для чего же должны мы не только удаляться отъ соучаствованія во грѣхахъ, но и обличать оныя? Для того, что грѣхи столь вредны и пагубны, и самые, то есть, втайнѣ содѣлываемые согрѣшающими, что и наименованія оныхъ срамны и срамотою наполняютъ уста: потому и завѣщалъ Апостолъ Божій (Ефес. 5, 3), дабы совсѣмъ и не именовалися. Вотъ и другое сильнѣйшее доказательство, по коему надлежитъ намъ обличать грѣхъ.

Ефес. 5, 13. Вся же обличаемая отъ свѣта являются: все бо являемое свѣтъ есть.

Свѣтомъ о Господѣ (Ефес. 5, 8) наименовалъ Божественный Апостолъ Ефесеевъ, яко просвѣщенныхъ Божественною благодатію. Всякая же ересь, всякой грѣхъ, всякой проступокъ доколѣ утаевается, никогда не исправляется; а когда обличаемъ будучи отъ свѣта, то есть, отъ просвѣщеннаго и добродѣтельнаго человѣка открывается, тогда возникаетъ надежда къ исправленію. Посему Павелъ, пиша къ Тимоѳею о наказаніи согрѣшающихъ, вѣщалъ: еда како дастъ имъ Богъ покаяніе въ разумъ истины (2 Тим. 2, 25). Грѣхъ бываетъ втайнѣ: бываемая бо óтай (Ефес. 5, 12), сказалъ онъ, по причинѣ страха и стыда. Всякое же дѣло явно бывающее есть свѣтъ, или добродѣтель. Все бо являемое свѣтъ есть. Когда грѣхъ объявится и обличится, тогда согрѣшающій чрезъ покаяніе становится свѣтомъ, то есть, содѣлываетъ добродѣтель. Свидѣтель сему Давидъ: онъ согрѣшилъ втайнѣ: Наѳанъ открылъ и обличилъ грѣхъ его, сказавъ: яко ты сотворилъ еси втайнѣ, азъ же сотворю глаголъ сей предъ всѣмъ Исраилемъ, и предъ солнцемъ симъ (2 Цар. 12, 12). Давидъ же чрезъ покаяніе избѣжалъ тьмы грѣховной, и вшелъ во свѣтъ добродѣтели. Сіе самое подтверждается и слѣдующимъ:

Ефес. 5, 14. Сего ради глаголетъ: востани спяй, и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ.

Кто глаголетъ сіе? Словъ сихъ въ Божественныхъ Писаніяхъ не обрѣтается. Нѣкоторые говорили, что оныя взяты изъ книгъ, апокрифическими называемыхъ, Пророка Іереміи, а другіе изъ Псалма нѣкоторыхъ писателей, которые сподобившись Божественныя благодати, написали Псалмы, о коихъ Апостолъ Павелъ сказалъ: кійждо васъ Псаломъ имать (1 Кор. 14, 26). Вѣроятнѣе однакожъ кажется, что мысль оная взята отъ сихъ Пророческихъ словъ Исаіи: людіе ходящіи во тьмѣ, видѣша свѣтъ велій: живущіи во странѣ и сѣни смертнѣй, свѣтъ возсіяетъ на вы (Ис. 9, 2; Матѳ. 4, 16). Въ иныхъ же словахъ представлена Апостоломъ Павломъ, какъ и другія нѣкоторыя реченія пророческія переиначены святыми Евангелистами (Матѳ. 2, 15; Ос. 11, 1. Матѳ. 27, 9; Іер. 32, 9). Спящимъ называетъ грѣшнаго, яко празднаго и бездѣйствительнаго въ дѣланіи добрыхъ дѣлъ, и вчиненнымъ съ мертвыми, яко имѣюшаго душу свою умерщвленную грѣхомъ. Къ покаянію же слово сіе грѣшника возбуждаетъ. Востани, говоритъ, спяй сномъ грѣховнымъ, и воскресни отъ мертвыхъ, дѣлъ грѣховныхъ. Сіе есть обличеніе грѣха. Но посмотри, какъ по обличеніи и по предполагаемомъ сокрушеніи сердца обѣщаетъ свѣтъ благодати: и освѣтитъ тя, говоритъ, Христосъ. Вотъ убо какъ чрезъ обличеніе бывый прежде грѣшнымъ и темнымъ содѣлывается праведнымъ и свѣтлымъ отъ свѣта благодати Іисусъ Христовы.

Ефес. 5, 15-16. Блюдите убо, како опасно ходите, не яко же не мудри, но яко же премудри: искупующе время, яко дніе лукави суть.

Время есть мѣра, которою измѣряемъ продолженіе пребыванія вещей: посему оно не продается, ни покупается, ни выкупается. Равно и дни, будучи часть времени, ни лукавы, ни не лукавы суть: явствуетъ убо отсюду, что въ переносномъ смыслѣ употребилъ оныя слова Апостолъ Божій. Что же звачитъ: искупующе время яко дніе лукави суть? Тоже написалъ онъ и къ Колоссаемъ, говоря: въ премудрости ходите ко внѣшнимъ, время искупующе. Слово ваше да бываетъ всегда во благодати, солію растворено, вѣдѣти, како подобаетъ вамъ единому комуждо отвѣщавати (Кол. 4, 5-6). А сіе объясняетъ смыслъ предлежащихъ словъ: поелику изъ сего видно, что искупующе время значитъ то, что надлежитъ имъ со всякою мудростію и благоразуміемъ отвѣтствовать ко внѣшнимъ или къ невѣрнымъ, и ко всякому человѣку, помышляя о бѣдственныхъ тогдашняго времени обстоятельствахъ. Яко дніе лукави суть, настоящіе то есть дни исполнены скорбей, коварствъ и бѣдствій. Но и слѣдующая мысль кажется приличною предлежащимъ Апостольскимъ словесамъ. Когда мы вчера сидѣли въ праздности, а сего дня сдѣлали дѣла вдвое болѣе обыкновеннаго, тогда говоримъ, что мы сего дня выкупили время, которое вчера потеряли: а днями лукавыми называемъ оные, въ кои случаются скорби и несчастія. И такъ, можетъ быть, Апостолъ принявъ: искупующе время, въ семъ значеніи, сказалъ: содѣлайте нынѣ благихъ дѣлъ вдвое болѣе, за дѣла, коихъ не дѣлали прежде, когда служили идоламъ, помышляя, что настоящіе дни исполнены смертоносныхъ опасностей. Сверхъ того, поелику сіе, искупаю, значитъ въ Божественномъ Писаніи и покупаю, торгую, пріобрѣтаю, какъ-то сказалъ Навуходоносоръ къ волхвамъ: по истиннѣ вѣмъ азъ, яко время вы искупуете (Дан. 2, 8). Почему и слѣдующій смыслъ выходитъ изъ онаго реченія: Жительствуйте не яко не мудри, но яко премудри, покупая или пріобрѣтая время, мужественно перенося всѣ времени сего мученія, и все предая, да вѣру во Христа сохраните. Ибо во дни сіи тиранны дерзаютъ чинить всякаго рода насилія.

Ефес. 5, 17. Сего ради не бывайте не смысленни, но разумѣвайте, что есть воля Божія.

Отсюду мы познаемъ, кто есть несмысленъ, или глупъ, и кто мудръ. Несмысленъ есть тотъ человѣкъ, которой не знаетъ воли Господа своего. Безумнымъ возвѣстилъ Богъ того богача, которой не зная, что воля Господня есть, да не сокровиществуемъ сокровища на земли (Матѳ. 6, 19), помышлялъ выстроить большія житницы, чтобы собрать въ оныя сокровища свои. Безумне, рече ему Богъ, въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе, а яже уготовалъ еси, кому будутъ (Лук. 12, 20)? Мудрый же есть тотъ, которой зная волю Господню, милуетъ нищихъ. Почему мудрыми наименовалъ Господь оныхъ пять дѣвъ, которыя, пріяша елей въ сосудѣхъ со свѣтильники своими (Матѳ. 25, 4). Также и раба онаго, которой раздѣлялъ пищу въ надлежащее время. Сія есть истинная и спасительная мудрость, дѣятельное познаніе Божеской воли, которое доставляетъ вѣчное блаженство. Блаженъ рабъ той, рекъ Господь о мудромъ рабѣ, егоже пришедъ господинъ его обрящетъ тако творяща (Матѳ. 24, 46).

Ефес. 5, 18. И не упивайтеся виномъ, въ немже есть блудъ: но паче исполняйтеся Духомъ.

Почему завѣщавъ быть смысленными, тотчасъ завѣщаваетъ удаляться піянства? Потому что піянство выводитъ человѣка изъ ума, и дѣлаетъ его глупымъ и несмысленнымъ. Хотя же многіе роды питій производятъ піянство, но Апостолъ упомянулъ о винѣ производящемъ оное, поколику первый въ мірѣ Ной упился виномъ. А говоритъ: въ немже, то есть, въ винѣ, есть блудъ, потому что піяные дѣлаютъ всякаго рода распутство, всякое непотребство, и срамоту. Виждь потомъ, какъ исполненіе однимъ противупоставляетъ исполненію другимъ: но исполняйтеся, говоритъ Духомъ. Исполненіе дарами Святаго Духа полагаетъ вмѣсто исполненія виномъ, то есть, полезное и спасительное вмѣсто вреднаго и пагубнаго.

Ефес. 5, 19. Глаголюще себѣ во Псалмѣхъ и пѣніихъ и пѣснехъ духовныхъ, воспѣвающе и поюще въ сердцахъ вашихъ Господеви.

Вотъ способъ, какимъ исполняемся мы благодати Всесвятаго Духа. Псалмы зоветъ Царе-Пророка Давида: пѣнія же провозглашенныя святыми мужами по различнымъ обстоятельствамъ. О сихъ пѣніяхъ Давидъ произрекъ: посредѣ церкве воспою Тя (Псал. 21, 23); Матѳей говоря объ Апостолахъ, по принятіи ими таинственнаго Божественнаго причащенія: воспѣвше изыдоша въ гору Елеонску (Матѳ. 26, 30); Лука о Павлѣ и Силѣ, когда находилися они въ темницѣ: въ полунощи же Павелъ и Сила молящеся пояху Бога (Дѣян. 16, 25). А пѣсньми напоминаетъ двѣ пѣсни Моѵсеовы (Исх. 15, 1; Втор. 31, 22), пѣснь Девворы и Варака (Суд. 5, 1), и пѣснь Давидову (2 Цар. 22, 1; Псал. 17, 2). Добрѣ же рекъ въ пѣснехъ духовныхъ: ибо есть пѣсни и свѣтскія, кои возбуждаютъ срамныя плотскія похотѣнія. И такъ сіе: глаголюще себѣ во Псалмѣхъ и пѣніихъ и пѣснехъ духовныхъ, означаетъ то, что уча и наставляя себя словами содержащимися во Псалмахъ и въ пѣніяхъ, и въ пѣсняхъ духовныхъ, какъ то и къ Колоссаемъ писалъ, говоря: учаще и вразумляюще себе самѣхъ во Псалмѣхъ и пѣніихъ и пѣснехъ духовныхъ (Кол. 3, 16). А симъ: воспѣвающе и поюще въ сердцахъ вашихъ Господеви, учитъ, что должно не токмо устами и языкомъ пѣть, но вмѣстѣ и умомъ и душею приносить Богу пѣнія, Псалмы и пѣсни.

Примѣчаніе:
[1] По тексту Славянскому, непріязненніи, а по Греческому, лукаваго.

Источникъ: Толкованіе воскресныхъ Апостоловъ съ нравоучительными бесѣдами. Сочинено на Еллино-Греческомъ языкѣ Преосвященнымъ Никифоромъ бывшимъ Архіепископомъ Астраханскимъ и Стаѵропольскимъ. Томъ вторый. — М.: Въ Сѵнодальной Тѵипографіи, 1839. — С. 177-189.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0