Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Никаноръ Бровковичъ († 1890 г.)
Поученіе въ день Преображенія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа.

Преобразился еси на горѣ, Христе Боже, показавый ученикомъ Твоимъ славу Твою, якоже можаху. Да возсіяетъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный, молитвами Богородицы, Свѣтодавче, слава Тебѣ (Празд. тропарь).

Во славу преобразившагося на горѣ Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, въ честь свѣтлаго праздника пресвѣтлаго преображенія Господня и въ наше назиданіе, повторимъ евангельское сказаніе о славномъ событіи преображенія.

Преображенію Господню предшествовали слѣдующія обстоятельства.

Въ послѣдній годъ своей земной жизни, Господь нашъ Іисусъ Христосъ однажды, въ предѣлахъ Кесаріи Филипповы, вопрошаетъ своихъ учениковъ; вы кого Мя глаголете быти? Св. апостолъ Петръ отвѣчаетъ: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго. Въ лицѣ Петра теперь святые апостолы въ первый разъ признали и исповѣдали Іисуса не только Христомъ, обѣтованнымъ избавителемъ, но и единороднымъ и естественнымъ Сыномъ Бога живаго. Ихъ вѣра въ божественное происхожденіе и достоинство ихъ Учителя еще не была тверда. А Господь оттолѣ, съ тѣхъ поръ началъ говорить ученикамъ своимъ, что подобаетъ Ему итти во Іерусалимъ и много пострадати отъ старцевъ и архіереевъ и книжниковъ и убіену быти и въ третій день востати. Петръ пререкаетъ Ему: милосердъ Ты, Господи, — помилуй Господи, не можетъ быть этого съ Тобою. Вмѣстѣ съ евреями того времени, святые апостолы думали, что Господь Іисусъ, какъ обѣтованный Мессія, воцарится надъ Израилемъ на землѣ и ихъ воцаритъ вмѣстѣ съ собою. Укоривъ Петра словомъ: не мыслиши, яже суть Божія, но человѣческая, разрушая человѣческія предубѣжденія и расчеты всѣхъ апостоловъ, уча ихъ мыслить по Божіему, Господь говоритъ имъ о самоотверженіи, о воздаяніи въ будущей жизни, а не въ настоящей: аще кто хощетъ по Мнѣ итти, да отвержется себе и возметъ крестъ свой и по Мнѣ грядетъ. Кто хочетъ спасти душу свою отъ огорченій жизни временной, тотъ погубитъ душу въ вѣчности; а кто погубитъ душу въ жизни временной, — кто обречетъ себя на всѣ страданія и даже въ случаѣ нужды на смерть ради Меня и евангелія, обрящетъ и пріобрѣтетъ душу для вѣчности. Пріити бо имать Сынъ человѣческій во славѣ Отца своего со ангелы своими: и тогда воздастъ комуждо по дѣяніямъ его; не послѣдуете вы Мнѣ, не возмете креста Моего, будете въ этой жизни спасать себя отъ всѣхъ огорченій, будете гоняться за почестями и другими благами міра сего, тогда въ день Моего славнаго пришествія что вы дадите въ замѣнъ погубленной души своей? А послѣдуете вы Мнѣ съ самоотверженіемъ, — Я воздамъ вамъ комуждо по дѣламъ вашимъ, въ день моего славнаго пришествія: тогда дѣйствительно вы сядете около Меня на двоюнадесяте престолу, судяще обоимонадесять колѣнамъ Израилевымъ.

Что же это такое внушаетъ Господь своимъ еще маловѣрнымъ ученикамъ? Сынъ человѣческій когда-то придетъ во славѣ, но прежде Ему подобаетъ много пострадать и быть убитымъ. Его послѣдователи когда-то получатъ блистательное воздаяніе; но прежде должны отречься себя, обречь себя на страданія и подвиги, погубить душу свою. И послѣ славнаго преображенія Господня, видѣвши его самъ, Петръ однажды (скоро послѣ преображенія), позволилъ себѣ задать своему Господу вопросъ: се мы оставихомъ вся и въ слѣдъ Тебе идохомъ, — что убо будетъ намъ? А теперь до преображенія, видно, ученики Господни сказали себѣ въ сердцахъ своихъ нѣчто въ родѣ слова: жестоко слово сіе; видно ихъ вѣра требовала подпоры, сомнѣніе — доказательства. И Господь продолжаетъ: аминь глаголю вамъ — Господь увѣряетъ въ истинности своихъ словъ, отклоняетъ сомнѣнія, — яко суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже видятъ Сына человѣческаго грядуща во царствіи своемъ. Вы думаете, что Сынъ человѣческій прославится, и прославится ль еще? — только по смерти своей, что вы увидите, — и увидите ль еще Его во славѣ? — только по смерти вашей; нѣтъ, нѣкоторые отъ здѣсь стоящихъ не увидятъ смерти, пока не увидятъ Сына человѣческаго во славѣ Сына Божія.

И вотъ мы приближаемся къ подножію горы Ѳавора, къ славному событію пресвѣтлаго преображенія Господня.

И по днѣхъ шестихъ, спустя шесть дней послѣ выше-описанной бесѣды Господа со святыми апостолами своими, поятъ Іисусъ Петра, Іакова и Іоанна, и возводитъ ихъ на гору высоку едины. Петръ, Іаковъ и Іоаннъ, избраннѣйшіе ученики Господа, были тѣ избранники, которымъ соблаговолилъ Онъ, Сынъ человѣческій, явить себя въ царственной славѣ Сына Божія. Восходитъ съ ними Господь на гору Ѳаворъ, восходитъ помолитися. Мы знаемъ и другіе случаи, когда Господь уединенно восходилъ ночью на гору помолитися. Видно, и въ этотъ разъ была ночь. Спутники Господни, Петръ, Іаковъ и Іоаннъ, не въ силахъ противиться влеченію чувственной природы, погружаются въ сонъ, бяху отягчени сномъ. А Богочеловѣкъ, слѣдуя влеченіямъ своего святѣйшаго и божественнаго человѣческаго естества, весь погружается въ бесѣду съ Богомъ Отцомъ своимъ. Молитвою, конечно, имѣлъ Онъ намѣреніе предначать и великое событіе своего преображенія, какъ предначиналъ многія великія событія своей жизни. Молитва Его была такъ пламенно-свѣтозарна, что ея божественный свѣтъ изъ сокровеннѣйшихъ глубинъ Его существа проникъ сквозь покрывало пречистаго тѣла Его, даже сквозь одежды, и разлился божественно-прекраснымъ сіяніемъ на все окружающее; была такъ всеобъятна, что подвигла міръ преисподній и земной, подвигла небо и небо небесе. Господь преобразился. И бысть, егда моляшеся, видѣніе лица Его ино, просвѣтися лице Его, яко солнце, и одѣяніе Его бысть бѣло блистаяся; ризы Его быша блещащіяся, бѣлы зѣло, яко снѣгъ, какихъ не можетъ бѣлильникъ убѣлити на землѣ, — бѣлы яко свѣтъ. Богъ крыемый проявился въ человѣкѣ видимомъ; молнія божественнаго естества возблистала сквозь облако Его естества человѣческаго; заря неописаннаго боголѣпія засвѣтилась сквозь покровъ Его человѣческаго смиренія; явился не только взору небожителей, но и бреннымъ очамъ земныхъ человѣковъ во славѣ своей Богочеловѣкъ, явился во славѣ большей той славы, въ какой являлся Онъ въ ветхозавѣтныхъ видѣніяхъ Моѵсею на Синаѣ, Иліи на Хоривѣ и другимъ боговидцамъ пророкамъ, въ той самой славѣ, въ какой уже по вознесеніи своемъ являлся Онъ тайновидцу Іоанну Богослову, окруженный седмію златыми свѣщниками, — въ той самой славѣ, хотя изъ снисхожденія къ бренности св. апостоловъ, очевидцевъ преображенія, и сдержанной славѣ, которая избранникамъ Божіимъ во градѣ небесномъ будетъ свѣтить вмѣсто солнца и луны вѣчно; явился въ такой славѣ, что свѣтъ зрака Его, осіявъ все окружающее, превзошелъ собою прекраснѣйшіе переливы зари раждающагося утра и помрачилъ первые обыкновенно самые блестящіе свѣтозарнѣйшіе лучи восходящаго вещественнаго солнца, какъ поетъ нынѣ святая церковь. Молитва преобразившагося Богочеловѣка подвигла преисподнюю и привлекла оттуда пребывавшаго тамъ съ прочими ветхозавѣтными праведниками пророка Моѵсея, подвигла небо и привлекла оттуда вознесшагося на небо пророка Илію. Съ трепетною радостью парятъ на гору Ѳаворъ тотъ самый Моѵсей, который, видѣвъ Бога въ нѣсколькихъ видѣніяхъ и разныхъ образахъ мрака, дыма, молній, огня, молился Господу на горѣ Синаѣ (припомните нынѣ чтенныя париміи): яви ми Тебе самаго, да разумно вижду Тя, и однакоже услышалъ въ отвѣтъ: не возможеши видѣти лица Моего, не бо узритъ человѣкъ лице Мое и живъ будетъ, и удостоился видѣть только задняя славы Божіей; тотъ самый огненно-ревностный Илія, который на горѣ Хоривѣ хотѣлъ усмотрѣть и не усмотрѣлъ Бога въ видѣніи вихря, сокрушающаго горы и камни, въ видѣніи землетрясенія и огня, и ощутилъ сѣнь существа Божія во гласѣ хлада тонка, — въ вѣяніи тихой отрадной прохлады; парятъ, по мановенію Божію, утолить давнюю жажду своей и вообще человѣческой природы — откровенными очами узрѣть, что есть Богъ являющій себя не въ образахъ вихря, или огня, символахъ свойствъ Божіихъ неизобразимыхъ, но Богъ въ существѣ своемъ, которое ѵпостасно соединилось съ естествомъ человѣческимъ и изъ него проявляетъ славу свою. Вотъ они, покрытые славою преображенія на горѣ Ѳаворѣ, предстоятъ Господу, которому предстояли древле на горахъ Синаѣ и Хоривѣ; законодатель Моѵсей и пророкъ Илія предстоятъ Ему, какъ исполнителю и Господу закона и пророковъ, — воспрянувшій изъ преисподней обители мертвыхъ Моѵсей и низшедшій съ горней обители небожителей Илія предстоятъ Ему, какъ Владыкѣ смерти и жизни, какъ Господу неба и земли и преисподней, и бесѣдуютъ съ Нимъ о смерти, которую Онъ хотѣлъ вкусить въ Іерусалимѣ, о смерти — искупительной жертвѣ, которая должна была примирить землю съ небомъ, которой чаяли и на небѣ и на землѣ и въ преисподней. И се явистася Моѵсей и Илія съ Нимъ глаголюща, явльшася во славѣ; глаголаста же исходъ Его, егоже хотяше скончати во Іерусалимѣ.

Петръ же и сущіи съ нимъ бяху отягчени сномъ. Но не для того, конечно, Господь воззвалъ ихъ на гору Ѳаворъ, чтобъ они сномъ почивали во время дивнаго преображенія. Они были тѣ избранники, которые не имѣли вкусить смерти, пока не увидятъ Сына человѣческаго и Божія въ царственной славѣ Его. Свѣтъ видѣнія коснулся ихъ, и они вспрянули отъ сна. И чтожъ они видятъ предъ собою и кругомъ себя! Великолѣпная окрестность, открывающаяся съ вершины Ѳаворской; загорающееся южное утро. Но утренній свѣтъ южнаго солнца помраченъ другимъ свѣтомъ, свѣтомъ источнымъ для всякаго свѣта. Изъ всѣхъ очертаній лица и всего самаго въ себѣ прекраснаго тѣла, даже изъ одеждъ Господа Іисуса Христа льется тихій небесно прекрасный свѣтъ божественной славы. Предъ Господомъ преобразившимся стоятъ осіянные славою Его величайшіе пророки ветхаго завѣта, одинъ умершій, другой на небо восхищенный, Моѵсей и Илія, и ведутъ съ Господомъ благоговѣйную бесѣду о предстоящей смерти Его въ Іерусалимѣ. Убуждшеся Петръ и сущіи съ Нимъ видѣша славу Его и оба мужа стояща съ Нимъ.

Что должны были почувствовать Петръ, Іаковъ и Іоаннъ, видя такое небесное зрѣлище, слыша такую божественную бесѣду, — видя своего смиреннаго Учителя во славѣ истиннаго Бога, Господомъ закона и пророковъ, Владыкою живыхъ и мертвыхъ и небожителей, Царемъ Моѵсея и Иліи, бесѣдующихъ съ Нимъ о предстоящей смерти Его, какъ событіи въ порядкѣ божественнаго домостроительства естественномъ и необходимомъ, — слыша, что вотъ эта дивная бесѣда прекращается, — видя, какъ Моѵсей и Илія, услышавъ отъ своего Господа, что должно было имъ услышать, узрѣвъ, что изъ глубины вѣковъ усиливались прозрѣть, разлучаются съ Нимъ и уходятъ кійждо во свояси, одинъ въ обители отшедшихъ праведниковъ, другой на небо проповѣдовать тамъ о близкомъ примиреніи неба съ землею, — что должны были св. апостолы подумать и почувствовать?! Имъ было здѣсь не до мыслей, не до соображеній. Забыли они про ужасы смерти, которымъ долженъ былъ скоро подвергнуться ихъ преобразившійся Учитель; забыли о бремени самоотверженія и страданій, которое должны были нести сами. Вся природа ихъ наполнилась однимъ чувствомъ, что имъ хорошо, — что это зрѣлище восхитительно, вѣкъ бы ему продолжаться, и вотъ оно прекращается: Моѵсей и Илія отходятъ. И бысть егда Моѵсей и Илія разлучистася отъ нихъ, восторгъ и сожалѣніе вырываются изъ устъ Петровыхъ. Наставниче, вопіетъ пламенный ученикъ, добро есть намъ здѣ быти: и сотворимъ сѣни три, едину Тебѣ и едину Моѵсеови и едину Иліи; говоритъ такъ пламенный ученикъ Господень въ восторженномъ смятеніи чувствъ, невѣдый, еже глаголаше.

И небо небесе подвигла молитва преобразившагося Господа. Еще Петру глаголющу, се облакъ свѣтелъ осѣни ихъ. Петръ и сущіи съ нимъ вошли во облакъ: ужасъ объялъ ихъ. Самъ Богъ Отецъ подвигся сюда любовію своею къ единородному своему Сыну. Вотъ изъ облака раздается гласъ Его: сей есть Сынъ Мой возблюбленный, о немже благоволихъ, Того послушайте; съ благоговѣйною и благопокорною вѣрою принимайте рѣчи Его, когда Онъ предвѣщаетъ, что подобаетъ быти убіену Ему, что подобаетъ отвергнуться себя и ради Его погубити души свои вамъ, что Онъ придетъ во славѣ Отца своего и тогда воздастъ вамъ и коемуждо по дѣяніямъ его: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о немже благоволихъ, который и на васъ привлечетъ мое благоволеніе. Услышавъ божественный гласъ, ученицы падоша ницы и убояшася зѣло. Конечно, не безконечную славу своего Божества показалъ Господь ученикамъ своимъ, показалъ имъ славу свою, якоже можаху воспріяти чувствами своего бреннаго естества. Но и тутъ напряженныя сначала восторгомъ, потомъ ужасомъ чувства ихъ не выдержали: въ трепетномъ смятеніи они пали на землю. Нужно было Господу Іисусу приблизиться къ нимъ, прикоснуться и ободрить ихъ. И приступивъ Іисусъ прикоснуся ихъ и рече: востаните и не бойтеся. Возведше же очи своя никогоже видѣша, токмо Іисуса единаго. Дивное зрѣлище, славное событіе пресвѣтлаго преображенія кончилось.

Немощь наша не предлагаетъ вамъ, братіе, назидательныхъ уроковъ. Ихъ бездна многа въ предлагаемомъ нынѣ церковію священномъ сказаніи о пресвѣтломъ преображеніи нашего Господа, въ священно-церковныхъ пѣсняхъ настоящаго торжества. Слушайте и назидайтесь сами на основаніи апостоловъ и пророковъ, сущу краеугольну самому Іисусу Христу, на основаніи попечительно-материнскихъ уроковъ торжествующей нынѣ и насъ для торжества сюда собравшей церкви.

Нынѣ на горѣ преобразился Христосъ Богъ, показавый ученикамъ своимъ славу свою, якоже можаху. Что жъ намъ грѣшнымъ дѣлать, чтобъ и намъ возсіялъ присносущный свѣтъ Господень? Блажени вы чистіи сердцемъ. Объ васъ сказано: яко тіи Бога узрятъ. А вы нечистою жизнію успѣли уже осквернить ваше сердце? Благодушно переносите ниспосылаемыя на васъ искушенія жизни ради Господа. Не даромъ Господь нашъ предварилъ событіе преображенія проповѣдію о самоотверженіи, о несеніи креста: яко бо во огни искушается злато, такъ и человѣцы очищаются въ пещи смиренія и страданій. Но и скорби жизни мало очищаютъ васъ, вы встаете и опять падаете и оскверняете себя грѣхами? Послѣдуйте Христу и церкви Его, очищайтесь Его святыми таинствами, причащеніемъ, покаяніемъ. Кровь Іисуса Христа Сына Божія очищаетъ насъ отъ всякаго грѣха, — учитъ св. апостолъ; аще исповѣдуемъ грѣхи наша, вѣренъ есть Богъ и праведенъ, да оставитъ намъ грѣхи наша и очиститъ насъ отъ всякія неправды. Средствъ очищать наши сердца, дѣлать ихъ способными узрѣть Бога, въ церкви Христовой столько, сколько у нея любви къ своимъ чадамъ, сколько у Господа Бога щедротъ. Жалки тѣ наши братія, которые отъ церкви бѣгаютъ, которые не исповѣдуютъ въ церкви своихъ согрѣшеній и не получаютъ очищенія своихъ неправдъ, которыхъ кровь Іисуса Христа Сына Божія не очищаетъ отъ всякаго грѣха, которые потому и въ пещи смиренія не могутъ быть пріятни Богу, которые, отвергая благодарованныя средства къ духовному очищенію себя, не могутъ быть чисти сердцемъ и не узрятъ Бога.

О нихъ и о себѣ воззовемъ къ источнику свѣтовъ и всякія чистоты: да возсіяетъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный, молитвами общія благосердыя нашея матери — Богородицы, Свѣтодавче! Слава Тебѣ! Аминь.

1859 г.

Источникъ: Бесѣды и поученія Никанора, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ IV. — Одесса: Типографія Окружн. Штаба Одесск. Воен. Округа, 1887. — С. 334-342.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0