Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архимандритъ Неофитъ Пигасъ.
Бесѣда на день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, сказанная въ с.-петербургской греческой церкви 25 марта 1879 г.
[1].

Да радуются небесная, земная, преисподняя и вся созданная въ нихъ. Ибо нынѣ содѣлалось явленнымъ таинство, сокровенное отъ вѣковъ (Ефес. 3, 9); возсіялъ на землѣ свѣтлѣйшими солнца лучами день сей, о которомъ возвѣстили столько пророковъ, котораго ожидали столько патріарховъ и на который уповали столько праведныхъ. Единородный Сынъ Божій единосущный всесвятому Отцу своему дѣлается сыномъ человѣческимъ; дѣлается человѣкомъ, не переставая быть Богомъ; всенепорочная Дѣва Марія, отъ всѣхъ поколѣній, родовъ, языковъ, племенъ и народовъ избранная, дѣлается матерію Бога, не переставая быть дѣвою; земная дѣлаются небомъ; міръ разрѣшается отъ древнія клятвы; Адамъ обновляется; Ева освобождается первыя печали; явилось намъ воззваніе къ первому достоянію. Таковы неизглаголанныя, преестественныя событія, празднуемыя нынѣ святою матерію нашею Церковію и предлагаемыя вѣрѣ и благоговѣнію нашему. О чудо, удивительнѣйшее всѣхъ чудесъ! О таинство, никогда не престающее быть таинствомъ! О таинство, содѣлавшееся средоточіемъ другихъ множайшихъ, послужившее основаніемъ нашего искупленія и упованій нашихъ! О неизглаголаннаго снисхожденія! О неизреченаго твоего человѣколюбія, всесвятый и всеблагій Господи! И какой витія, даже самого божественнаго Златоуста несравненный даръ слова, его дивное краснорѣчіе и ясность мыслей имѣющій, возможетъ показать величіе сего таинства? Какой богословъ, даже самого святаго Григорія Назіанзина высотою и проницательностію ума владѣющій, возможетъ изъяснить, какимъ образомъ несозданное и непостижимое существо Слова, на которое не смѣютъ взирать и самые многоочитіи Херувимы, восхотѣло пріобщиться немощному и перстному человѣческому естеству? Какъ же я, недостойный и грѣшный, дерзну изслѣдовать это всесвятое таинство? Какъ возмогу я не остановиться изъ страха предъ нимъ? О Дýше всесвятый, Утѣшителю благій, снисшедшій на блаженнѣйшую Дѣву, очисти мой языкъ, согрѣй мое сердце, просвѣти мою мысль, дабы я возмогъ раскрыть должнымъ образомъ къ благочестію моихъ слушателей чтенное (Лук. 1, 24-48) сегодня изъ сего святаго евангелія! О Дýше всесвятый, споспѣшествуй мнѣ!

Въ празднуемомъ нынѣ таинствѣ, которое поистинѣ можетъ быть названо вторымъ твореніемъ, видимъ мы, что пребезначальный Отецъ, по Своимъ, никогда неоскудѣвающимъ, щедротамъ, милосердуя о созданномъ по Его образу, но нечистотою грѣха омрачившемъ толикую красоту, и всячески отвергшемся человѣкѣ, благоизволяетъ послать изъ преблагихъ и пречистыхъ своихъ нѣдръ сопрестольнаго, и равномощнаго, и соблагаго Сына, дабы Онъ воспріялъ человѣческое естество. Сынъ соизволяетъ волѣ Отца; Духъ же всесвятый приступаетъ, дабы содѣйствовать сему великому и преестественному чуду. Такъ предъуготовляется въ нѣдрахъ Божества искупленіе рода человѣческаго. Кому же повелѣваетъ всесвятый Господь служить таинству? Одному изъ высшихъ ангеловъ, Гавріилу. Посылаетъ его въ смиренный Галилейскій городъ Назаретъ къ Дѣвѣ, обрученной мужу, ему же имя Іосифъ, изъ дома Давидова и имя Дѣвѣ Маріамъ (Лук. 1, 26-27); къ Дѣвѣ, на которую взиралъ Онъ, когда еще полагалъ основанія земли, когда закономъ связывалъ бездну, и числомъ, вѣсомъ и мѣрою распредѣлялъ тварей; къ Дѣвѣ, которую попреимуществу ея высота, несравненное смиренномудріе и безпримѣрная чистота содѣлали достойною вмѣстить Того, Котораго міръ не можетъ вмѣстить.

Къ сей Пречистой Дѣвѣ, приходитъ архистратигъ небесныхъ силъ, слетѣвшій съ небесныхъ круговъ, дабы возвѣстить Ей радость благовѣщенія, которую предутратила Ева. Какія же были первыя слова, которыя провозвѣстилъ Ей Архангелъ? Радуйся благодатная, Господь съ Тобою, благословенна Ты въ женахъ (Лук. 1, 28). О чудныя слова! Какую высоту, какое величіе заключаютъ они въ себѣ! Какое прославленіе, какую похвалу Вышній чрезъ Гавріила приноситъ Дѣвѣ Маріи! Радуйся благодатная! Радуйся, говоритъ архангелъ, отъ вѣковъ предопредѣленная Создателю и Царю вѣковъ; радуйся, священно-созданный чертогъ Царя; радуйся, богоносящее сокровище, и всякій слухъ превосходящее слышаніе; радуйся, вмѣстилище совершенныя жизни; неувядаемый рай чистоты, насажденное въ которомъ древо жизни произраститъ всѣмъ плоды спасенія; орудіе радости, посредствомъ котораго разрѣшено осужденіе клятвы и совозведено основаніе радости; златая стамно, носящая Усладившаго манну!.. Господь съ Тобою; благодать и истина съ Тобою; всякаго владычества Властеначальникъ Самъ съ Тобою и въ Тебѣ; Онъ въ душѣ твоей, въ сердцѣ твоемъ, въ волѣ твоей.

Благословенна Ты въ женахъ; Господь избралъ Тебя, дабы излить на Тебя всѣ свои дары. Благословенна Ты въ женахъ, ибо благословилъ Тебя Господь въ жилище Себѣ; ибо въ непорочномъ хранилищѣ дѣвства твоего Ты вмѣстила сокровище, въ Немъ же суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2; 3); ибо одна Ты наслѣдовала благословеніе, которое Богъ обѣщалъ людямъ чрезъ Авраама.

Какъ приняла слова сіи Пречистая Дѣва? Надмѣвается-ли Она гордостію? Предается-ли радости? Какая противоположность между словами прославленія, сказанными отъ имени Божія Гавріиломъ, и простосердечіемъ, съ которымъ Она выслушиваетъ его! Не надмѣвается Она, но изумляется; не предается кичливости, но смущается; отвѣтомъ Ея было молчаливое смущеніе: Она же, видѣвши, смутися о словеси его и помышляше, каково будетъ цѣлованіе сіе (Лук. 1, 29). Какое смиренномудріе! Какое разумѣніе! Чтоже Гавріилъ?

Видя смущеніе всесвятой Дѣвы, онъ тотчасъ же разрѣшаетъ недоумѣніе: говоритъ о благодати, изъясняетъ зачатіе, предвозвѣдаетъ рожденіе, нарекаетъ Раждаемому имя. Не бойся Маріамъ, говоритъ небожитель: обрѣла бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чревѣ, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Іисусъ. Сей будетъ велій и Сынъ Вышняго наречется и дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида Отца Его и воцарится въ дому Іаковли во вѣки и царствію Его не будетъ конца (Лук. 1, 30-33). Сіи слова небеснаго вѣстника открываютъ и ясно и точно опредѣляютъ святое таинство вочеловѣченія. Слова: зачнешь во чревѣ и родишь Сына, показываютъ, что Сынъ Маріи есть не только истинный Богъ, но также и истинный человѣкъ. Слово плоть бысть, говоритъ евангелистъ Іоаннъ, и вселися въ ны (Іоан. 1, 14). Человѣческая плоть, которую онъ благоволилъ принять, сдѣлалась истинною плотію Бога. Въ святѣйшихъ нѣдрахъ Маріи истинно Богъ содѣлался человѣкомъ, въ святѣйшемъ Ея чревѣ осуществилось тѣснѣйшее соединеніе Божества съ человѣческимъ естествомъ. О таинства страшнаго и преславнаго! О чрева, небесъ пространнѣйшаго, въ которомъ раздрано рукописаніе грѣха, — въ которомъ Богъ содѣлался человѣкомъ, не переставая быть Богомъ! О рожденія, благовѣстившаго человѣкомъ, не начала бытія, а измѣненіе естества, — не уменьшеніе могущества, не отдѣленіе отъ безначальнаго Родителя, но существеннѣйшее соединеніе Бога съ плотію! О божественное вочеловѣченіе! Что былъ бы безъ тебя человѣкъ? О, колико блаженъ вѣрующій въ сіе!

Обратимся теперь къ отвѣту Преблагословенной Дѣвы на сіи высочайшія слова Гавріила. Како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю? — Недоумѣваетъ ли Она, говоря сіе, принять предложенную Ей честь? Ослабѣваетъ-ли вѣра Ея? Чѣмъ смущаемая, дѣлаетъ Она этотъ вопросъ? Страхомъ-ли погубить дѣвство, которое посвятила Высочайшему, вступая во храмъ? Како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю? (Лук. 1, 34). О слова сердца, всецѣло пламенѣющаго глубокою стыдливостію! «Ангелъ», говоритъ Святый Григорій Нисскій, «рожденіе благовѣствуетъ; она же прилѣпляется дѣвству, предпочитая непорочность явленному Ангеломъ» (слово на Рождество Христово). Сіи слова Пречистой Дѣвы не только открываютъ святость и величіе таинства, но и побуждаютъ Архангела сказать о неизъяснимомъ способѣ его совершенія. Духъ Святый, говоритъ онъ, найдетъ на Тя и сила Вышняго осѣнитъ Тя; тѣмже и раждаемое свято, наречется Сынъ Божій (Лук. 1, 35). Тотъ, говоритъ онъ, который хощетъ родиться, имѣетъ Отца, Творца всяческихъ; не отъ похоти плотскія, ни отъ похоти мужескія (Іоан. 1, 13) будетъ рожденъ Тотъ, о Которомъ я благовѣствую Тебѣ, ибо Онъ выше условій естества. Воля Его есть законъ всякой вещи. Ты же, содѣлавшись Матерію Бога, соблюдешь все достоинство своего дѣвства. О преславнаго чуда! О чуда неявляемаго, ниже имѣющаго явиться во всѣ вѣка!

Услышавши сіе, или правильнѣе сказать, просвѣтивши умъ свой свѣтомъ Обитающаго въ Ней, Пресвятая Дѣва отринула свой страхъ, познала величіе и цѣль возвѣщеннаго Ей таинства и готова уже открыть священныя уста свои, чтобы изрѣчь свое согласіе. О Дѣво, изреки слово, котораго съ нетерпѣніемъ ожидаетъ небо, уже столько вѣковъ заключенное для человѣка; склонись на вопль земли, чрезъ прегрѣшеніе ставшей мѣстомъ изгнанія несчастныхъ, юдолью плача, царствомъ нечестія и заблужденія; отвѣть, Тебя призываютъ патріархи и пророки, показывая Тебѣ жестокія цѣпи своего рабства и говорятъ: приклонись, о Дѣво! Твое согласіе разрѣшитъ узы нашего изгнанія, извлечетъ насъ изъ сѣти смертныя. О, не медли! О Дѣво, отъ слова имѣющаго изыти изъ устъ Твоихъ, зависитъ вѣчная участь рода человѣческаго, — дай Твое согласіе! — Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему (Лук. 1, 38). О, чуднаго отвѣщанія! О, слова многоцѣннѣйшаго! Воздохните, наконецъ, вѣки отъ долгаго томленія; растворите заключенныя небесныя врата, о блаженные небожители; и вы, о патріархи, пророки, праведные, свергните желѣзныя ваши узы! Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему. Сколько достоинства и какое смиреніе! Торжественно объявляется Матерію Господа и однако первое чувствованіе святой души Ея есть смиреніе! Чѣмъ больше видитъ Себя вознесенною, тѣмъ больше смиряется. Какой силы и совершенства исполненъ Ея отвѣтъ! Отвѣтъ сей составлятъ предѣлъ всѣхъ пророчествъ, возводитъ въ прежнее достояніе весь родъ человѣческій! Да будетъ (Быт. 1, 3), изрекъ Всемогущій Творецъ, когда произвелъ изъ ничего вселенную; — буди, сказала Марія, и спасено человѣчество! Пречистая Дѣва сказала буди, и новый порядокъ вещей, новыя судьбы, новые вѣка начинаются для человѣческаго рода!

Кто возможетъ, благочестивое собраніе, изъяснить добродѣтели Пресвятой Дѣвы, славу, на которую она возвышена, блага, которыхъ чрезъ Нея удостоено человѣчество? Какой многогласный языкъ въ состояніи воспѣть Ее благоприлично? Какими цвѣтами хваленій сопетемъ достойный Ея вѣнецъ? Какіе дары возможемъ принести Ей, которой не достоинъ весь міръ? «Она», говоритъ Святый Проклъ, «святилище невинности священное; Она освященный Богу храмъ; Она златый всесожженія жертвенникъ; Она божественно-составленный ѳиміамъ; Она святый елей помазанія; Она многочестный сосудъ нарда пистикіа; Она священный эфудъ, Божію волю открывающая; она седьмисвѣщная лампада, держащая златой свѣщникъ» (ἐγϰώμ. εἰς τὴν Θεοτ. Μαρέαν, ϰεϕ. 13). Боговидецъ Моисей, Давидъ Царе-пророкъ, великогласнѣйшій Исаія, Даніилъ мужъ желаній, небошественникъ Исаія, всѣ святые пророки, Авраамъ, Исаакъ, Іаковъ и двѣнадцать патріарховъ, всѣ праведные! вы не удостоились пріять благодати, которую получила пречистая Дѣва; шестокрилатіи Серафимы, многоочитіи Херувимы, святѣйшіе Престоли! вы не получили такого дерзновенія предъ Богомъ всяческихъ, какое пріяла одна изъ дщерей перстнаго Адама! Никто, о Пресвятая Дѣва, никакое существо послѣ Бога не можетъ сравниться съ Тобою!

Къ Ней убо, о христіане, къ Ней, избраннѣйшей изъ всѣхъ женъ, непорочной и чистѣйшей, смиреннѣйшей Дѣвѣ, нѣжно-любивѣйшей изъ всѣхъ матерей, прибѣгнемъ съ дерзновеніемъ! Она — прибѣжище грѣшныхъ, утѣшеніе огорченныхъ, матерь оставленныхъ, матерь несчастныхъ и презираемыхъ. Никто изъ приходящихъ къ Ней не возвращается посрамленнымъ, но испрашиваетъ милость, получаетъ даръ по прошенію. Воззовемъ Ей нынѣ: О Пресвятая Богородице, содѣлавшаяся образцемъ человѣческаго совершенства, исполненная даромъ Святаго Духа, не забуди насъ, грѣшныхъ чадъ Твоихъ; подаждь свою помощь и спасеніе намъ въ тысящахъ нуждъ и страданій нашихъ! Не престай, молящи и взывающи о всѣхъ православныхъ, о мирѣ и соединеніи всѣхъ, Сыну Твоему и Богу нашему Іисусу Христу, Ему же слава, и держава, и честь со всесвятымъ Его Отцемъ и всесвятымъ и благимъ и животворящимъ Его Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Редакція, помѣщая эту бесѣду достопочтеннаго о. настоятеля столичной греческой церкви, имѣетъ въ виду ея оригинальныя особенности, весьма рѣдко встрѣчающіяся у отечественныхъ нашихъ проповѣдниковъ и приближающія ее по характеру къ церковнымъ синаксарямъ и акаѳистамъ и къ догматическимъ бесѣдамъ нѣкоторыхъ древнихъ греческихъ отцовъ и учителей Церкви. Ред.

Источникъ: Архимандритъ Неофитъ Пигасъ. Бесѣда на день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, сказанная въ с.-петербургской греческой церкви 25 марта 1879 г. // Христiанское чтенiе, издаваемое при С.-Петербургской Духовной Академiи. — СПб.: Типографiя Ѳ. Елеонскаго и К°. — 1879. — Часть II. — С. 154-160.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0