Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Н

Архіеп. Нектарій Надеждинъ († 1874 г.)
Поученіе студенту С.-Петербургской духовной академіи (будущему свт. Николаю, архіеп. Японскому), по постриженіи его въ монашество, для поступленія на священническое мѣсто при нашемъ посольствѣ въ Японіи
[1].

Совершилось вступленіе твое въ чинъ иноческій. Путь, по которому отнынѣ долженъ ты итти въ животъ вѣчный, начертанъ и указанъ тебѣ. Не легокъ этотъ путь; не покой и радости срѣтятъ тебя на этомъ пути. Монашеская жизнь всегда была и есть жизнь непрестанныхъ трудовъ и подвиговъ; жизнь — одиночества тяжкаго въ здоровьи и въ счастіи, еще тягчайшаго въ болѣзняхъ и въ несчастіи; — жизнь постояннаго самоуничиженія, лишеній и скорби; — жизнь полная съ одной стороны соблазновъ и нападеній, съ другой — неусыпнаго бодрствованія или горькаго раскаянія. Монахъ — это тоже, что воинъ во время брани и въ походѣ противъ враговъ, съ тѣмъ тяжкимъ различіемъ, что враги монаха никогда не успокоиваются, — всегда и вездѣ съ нимъ и при немъ, и нѣкоторые изъ нихъ милы и дороги ему и составляютъ половину его — самаго. Монахъ и среди людей — въ пустынѣ, и въ обществѣ — одинокъ, и между своими — человѣкъ отчужденный. Для другихъ монашествующихъ тяготы жизни иноческой облегчаются тѣмъ, что они живутъ въ монастыряхъ, — составляютъ цѣлое общество людей, у которыхъ одна цѣль, однѣ стремленія, однѣ скорби, одни подвиги, однѣ надежды, — словомъ: все одно; для нихъ всегда доступны участіе и совѣты дружбы, утѣшеніе и любовь братства, дѣятельная помощь и молитва другъ о другѣ. Но для тебя, возлюбленный, не будетъ и этихъ утѣшеній и облегченій. Не въ монастырѣ ты долженъ совершать теченіе подвижнической жизни; тебѣ должно оставить самую родину и итти на служеніе Господу въ страну далекую и невѣрную. Съ крестомъ подвижника ты долженъ взять посохъ странника; вмѣстѣ съ подвигами монашества тебѣ предлежатъ труды апостольства. Господь одинъ вѣдаетъ, чтó ожидаетъ тебя въ этомъ дальнемъ пути по-сушѣ и морю, въ этомъ служеніи Церкви въ странѣ языческой. Конечно, можетъ быть не долго пробыть тамъ суждено тебѣ; можетъ быть не въ подвигахъ апостольства, а въ тишинѣ мирнаго Богослуженія и молитвъ пройдетъ тамъ жизнь твоя, и съ помощію Божіею ты возвратишься на родину цѣлъ и здравъ, съ пріобрѣтеніемъ разнообразныхъ свѣдѣній и запасомъ опытности въ жизни, съ искусствомъ и навыкомъ въ терпѣніи и побѣжденіи опасностей. Но тогда поведутъ тебя тѣмъ путемъ жизни, по которому идемъ мы и къ которому болѣе всего готовило тебя образованіе твое. Не легокъ, возлюбленный, и этотъ путь. Съ тяготами монашеской жизни, на этомъ пути, рука объ руку идутъ — труды и лишенія жизни учительской, тяжесть отвѣтственности наставника и руководителя, безпокойства и заботы начальника и правителя. И на этомъ пути ты будешь одинокъ среди людей: между тобою и между сверстниками твоими и сотрудниками по службѣ, какъ стѣна, какъ безмѣрное пространство, станетъ твое званіе съ его правами и обязанностями. А чтó сказать о тѣхъ враждебныхъ отношеніяхъ къ намъ, въ которыя не рѣдко становятся и свои и чужіе и по которымъ называютъ наше вступленіе въ монашество порывомъ честолюбія, наше смиреніе и терпѣніе — лицемѣріемъ, наше благочестіе — ханжествомъ, нашу твердость въ правдѣ — упрямствомъ, нашу ревность о благѣ общемъ или о пользахъ Церкви — властолюбіемъ и фанатизмомъ, нашу доброту и кротость — слабостію и малодушіемъ, нашу ласковость и привѣтливость — человѣкоугодничествомъ и искательствомъ? Чтó сказать о тѣхъ жалкихъ заключеніяхъ, которыя такъ часто въ наше время дѣлаютъ отъ одного случая въ жизни инока къ негодности всего монашескаго сословія? Чтó сказать о той жестокости, о той безпощадности, съ которою судятъ насъ за самыя безразличныя слова и дѣйствія? Ахъ, возлюбленный, все это неоднократно услышишь, увидишь и на себѣ самомъ испытаешь ты, и не одинь разъ сердце твое обольется кровію отъ этихъ тяжкихъ искушеній въ нашей жизни, не одинъ разъ изъ глубины души вздохнешь и скажешь: кто дастъ ми крилѣ яко голубинѣ и полещу въ тихую уединенную обитель и почію. Правда, насъ удостоиваютъ многихъ почестей, великихъ отличій; наша жизнь имѣетъ часто даже блистательную и роскошную обстановку. Но эти почести, эта блестящая обстановка увеличиваютъ тяготы нашей жизни. Горе тебѣ, если сердце твое прильнетъ къ этимъ приманкамъ земнымъ: онѣ оторвутъ тебя отъ Господа и отъ служенія Церкви и на вѣки погубятъ тябя! Но трудно тебѣ будетъ и не увлекаться этими приманками, — трудно будетъ среди ихъ сохранить и исполнить обѣты монашества. Жить въ мірѣ и быть отшельникомъ, быть среди обольщеній и соблазновъ и хранить чистоту не только тѣлесную, но и душевную, имѣть почести и быть нищимъ духомъ, жить въ довольствѣ даже роскошномъ и быть нестяжательнымъ до нищеты: не правда ли, что это почти тоже, что быть въ пламени и не обжечься, быть въ водѣ и не намокнуть? Да, возлюбленный, если для всѣхъ, то особенно для насъ монашество есть своего рода мученичество и мученичество медленное, долговременное и потому тягчайшее!... Но да не смущается сердце твое, ни устрашаетъ. Не первый ты вступаешь на этотъ путь тернистый; по этому пути прошли уже Павлы, Антоніи, Макаріи, Ѳеодосіи; этотъ путь былъ путь святыхъ Апостоловъ, Іоанна Крестителя и всѣхъ мужей, которые, по слову Апостола, скитались въ горахъ, вертепахъ и въ пропастѣхъ земныхъ, лишени, скорбяще, озлоблени. Всѣ они находили на этомъ пути такія радости и удовольствія, которыхъ міролюбцы и представить себѣ не могутъ! Не находитъ словъ одинъ изъ нихъ (Макарій Египетскій въ Бесѣдѣ 5 и 18-й) для выраженія той сладости духовныхъ утѣшеній, которую вкушаютъ посвятившіе себя Господу, — не обрѣтаетъ состоянія на земли, которе могло бы дать полное понятіе о блаженномъ состояніи души служащей Господу. Вспомни, возлюбленный, какія бѣды и напасти терпѣли святые Апостолы, какими страданіями исполнена была жизнь ихъ, и чтоже, — унывали они? Никогда! Въ самыхъ мученіяхъ они радовались такъ, какъ не радуются міролюбцы и на своихъ празднествахъ! Не отъ внѣшнихъ благъ, не отъ положенія нашего или состоянія на земли зависитъ наше счастіе, но отъ Господа исходитъ наше блаженство и на землѣ и на небѣ. Онъ — Одинъ для души нашей и свѣтъ, и жизнь, и покой, и радость! Тѣмъ и въ скорби легко и въ страданіи весело, съ кѣмъ Онъ пребываетъ. Пребудетъ Онъ и съ тобою. Если Онъ сіяетъ солнце Свое на злыя и дождитъ на неправедныя, если хранитъ и питаетъ птицъ небесныхъ, если раститъ и украшаетъ траву сельную, днесь сущую, а утрѣ въ пещь вметаемую; то оставитъ ли Онъ тѣхъ, которые ради Его оставляютъ отца, матерь, братьевъ, друзей и родину, отказываются для благоугожденія Ему отъ земныхъ удовольствій и наслажденій даже невинныхъ? Нѣтъ Онъ Самъ свидѣтельствуетъ, что скорѣе мать забудетъ дитя свое, нежели Онъ забудетъ преданныхъ Ему (Ис. 49, 15), что они для Него и мать, и братъ, и сестра (Марк. 3, 35), что ни одинъ волосъ ихъ не погибнетъ безъ воли Его (Лук. 21, 18). Итакъ, возлюбленный, вотъ твоя опора, твое утѣшеніе на трудномъ пути, избранномъ тобою! Помни, что ты принадлежишь Господу, что Онъ съ тобою всюду и вездѣ. Держись Его одного всѣми своими мыслями и желаніями. Тяжело будетъ тебѣ, скорбь и уныніе сдавитъ душу твою? Немедленно прибѣгни ко Господу, и, какъ сынъ отцу, какъ дочь матери, повѣдай Ему скорбь твою и съ полнымъ сыновнимъ дерзновеніемъ взывай къ Нему: Господи, помоги мнѣ; изнемогаю подъ бременемъ симъ; не дай мнѣ пасть и погибнуть; Твой есмь азъ, спаси меня! Увидишь недоброжелательство къ себѣ, подвергнешся злословію и клеветамъ, услышишь насмѣшки надъ собою и надъ званіемъ своимъ? Къ Нему же обратись душею своею и вспомни, что если объ Немъ говорили, что Онъ ядца и винопійца, другъ мытарей и грѣшниковъ, силою бѣсовскою изгоняетъ бѣсовъ; то чтó же удивительнаго, если на насъ клевещутъ, если насъ поносятъ и злословятъ! Ахъ, возлюбленный, не клеветъ и преслѣдованій людскихъ должны бояться мы, а вотъ чего, по Его словамъ: горе, егда добрѣ рекутъ вамъ вси человѣцы: по симъ бо творяху лжепророкомъ отцы ихъ!.. (Лук. 6, 20). Если Онъ терпѣлъ оскорбленія и даже мученія отъ Своихъ рабовъ и тварей, — терпѣлъ ради насъ грѣшныхъ; то намъ ли не потерпѣть отъ своихъ братій ради Его, Господа и Спасителя нашего! Радость объиметъ сердце твое, почестей удостоятъ тебя? И почести и радости дѣли съ Нимъ же; благодари Его и радуйся такъ, какъ бы Онъ былъ при тебѣ и съ тобою. Однимъ словомъ: будь всегда съ Господомъ и въ Господѣ! Ни однимъ желаніемъ, ни одною мыслію не удаляйся отъ Него! Съ Нимъ подвизайся, съ Нимъ и радуйся! Съ Нимъ возвышайся, съ Нимъ и смиряй себя! Ради Его страдай и терпи, Ему и жалуйся и повѣряй скорбь свою! Тогда, возлюбленный, Онъ сохранитъ тя во всѣхъ путехъ твоихъ: не преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змія; долготою дней исполнитъ тебя и явитъ тебѣ спасеніе свое! Да будетъ же, о да будетъ съ тобою Господь во вся дни жизни твоея! Ему ты посвятилъ себя; Ему и мы поручаемъ тебя. Да почіетъ надъ тобою благословеніе Его всегда нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ академической церкви 24-го Іюня 1860 г. ректоромъ академіи Н.[ектаріемъ,] Е.[пископомъ] В.[ыборгскимъ].

Источникъ: Поученіе студенту академіи, по постриженіи его въ монашество, для поступленія на священническое мѣсто при нашемъ посольствѣ въ Японіи. // «Христiанское чтенiе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи. — СПб.: Въ Типографiи Департамента Удѣловъ, 1860. — Часть II. — С. 203-208.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0