Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Михаилъ (Лузинъ), еп. Курскій и Бѣлгородскій († 1887 г.)

Михаилъ (въ мірѣ Матвѣй Ивановичъ Лузинъ, 1830-1887) — богословъ. Учился въ нижегородской семинаріи и московской духовной акд., гдѣ и принялъ монашество; былъ при ней (1854-1877) баккалавромъ и проф. по каѳедрѣ св. Писанія, инспекторомъ (1861-1870) и ректоромъ (1876-1877). Затѣмъ былъ назначенъ ректоромъ кіевской акд., въ 1878 г. епископомъ уманскимъ, а въ 1888 г. — курскимъ и бѣлгородскимъ. Напечаталъ: «О крещеніи чрезъ погруженіе и обливаніе» («Прибавл. къ твор. св. отцевъ» 1855; магистерская диссертація); «О евангеліи и евангельской исторіи», по поводу книги Ренана: «Жизнь Іисуса» (ib. 1864 и отд. М. 1865 и 1870, докторская диссертація); «О такъ наз. евангеліи отъ евреевъ» («Сборникъ, изд. по случаю юбилея москов. духовной акд.», М. 1864): «Толковое евангеліе» (т. I, М. 1870, 4-е изд. 1884; т. II, М. 1871; 2-е изд. 1884; т. III, М. 1874); «Библейская письменность, каноническая, неканоническая и апокрифическая» («Чт. въ общ. люб. дух. просв.» 1872, кн. 2); «Толковый апостолъ. Кн. I-ая, Дѣянія св. апостоловъ» (М. 1876; 2-е изд. 1886) и кн. 2-я, «Соборныя посланія св. апостоловъ» (Кіевъ, 1890, посмертный трудъ); «Соборныя посланія ап. Павла» (М. 1887) и мн. др.

Слова и рѣчи

Еп. Михаилъ Лузинъ († 1887 г.)
Рѣчь при гробѣ въ Бозѣ почившаго митрополита Филарета предъ подъятіемъ гроба къ погребенію.

Отче, отче, колесница Израилева и конница его! въ скорби душевной возопилъ нѣкогда одинъ пророкъ, при видѣ внезапно восхищаемаго отъ него отца и наставника его — пророка (4 Цар. 2, 12). Восклицаніе сіе имѣетъ тотъ смыслъ, чго внезанно восхищенный пророкъ въ духовной жизни Израиля былъ такою же мощною силой, какою въ древности на войнахъ были конники и колесничники.

Да проститъ намъ смиреніе твое, великій архипастырь, если мы въ чувствѣ удивленія величію и нравственной силѣ твоей, дерзаемъ при гробѣ твоемъ припомнить сіе пророческое восклицаніе! Дерзновеніе не неумѣстное. Вся Россія православная, отъ края до края и отъ вышнихъ до нижнихъ, знаетъ и чтитъ тебя, какъ великую, могущественную духовную силу въ жизни своей. Съ именемъ Филарета Московскаго народное сознаніе привыкло соединять понятія, выражающія дѣйствительную нравственную силу, понятія подвижника, мудраго ревнителя Православія, и оно не обманывалось.

Подлинно подвижникъ, онъ глубоко постигъ величайшую науку жизни, науку духовно-нравственнаго усовершенствованія, и дѣйственно и полно осуществилъ и провелъ ее въ жизни своей. Съ юныхъ лѣтъ давъ обѣтъ монашескаго подвижничества, онъ, при помощи Божіей, чѣмъ далѣе, тѣмъ болѣе восходилъ отъ силы въ силу нравственнаго усовершенія всѣхъ даровъ духовныхъ, и явилъ міру въ своей жизни дивный примѣръ подвижника, несмотря на всяческіе соблазны міра, неизбѣжные въ его положеніяхъ въ мірѣ. Мощный духъ его, вспомоществуемый благодатію, дѣйственно побѣждалъ всякія препятствія и выходилъ побѣдителемъ изъ всякой внутренней борьбы. И знаетъ и чтитъ его Россія православная, какъ монаха-подвижника; любители же подвижничества, наиболѣе внимавшіе его подвижничеству, чтутъ его наипаче.

Истинное и строгое подвижничество и одно само по себѣ дѣлаетъ человѣка мудрымъ; всякій истинный и строгій подвижникъ — мудрецъ. Но мудрость, достигаемая симъ путемъ, въ усопшемъ архипастырѣ соединялась съ мудростію, достигаемую путемъ научно-теоретическаго развитія. Необычайныя природныя дарованія путемъ строгаго научнаго изслѣдованія предметовъ божественныхъ и человѣческихъ развились въ немъ до поразительной для всѣхъ степени совершенства и притомъ чрезвычайно гармонически. Многосторонній, тонкій и твердый умъ его, подъ руководствомъ глубоко изученнаго имъ Слова Божія и Церкви Православной, полно обнималъ бытіе сущаго и вѣрно понималъ предметы. Достигнутая сими двумя путями мудрость его дѣйствительно была изумительна. И знаетъ и чтитъ его Россія, какъ мужа мудраго, любители же мудрости, наиболѣе внимавшіе его мудрости, чтутъ его наипаче.

Рѣдко встрѣчающееся развитіе духовныхъ силъ, совмѣстно путемъ подвижнически-созерцательнымъ и научно-теоретическимъ, до такой высокой степени совершенства, подъ строгимъ руководствомъ правилъ Православной Церкви, содѣлало усопшаго архипастыря, при его мощной волѣ, строгимъ ревнителемъ Православія. Не ускользало отъ его взора, изощреннаго подвижничествомъ и наукою, никакое прираженіе къ чистому лику Православія нечистоты неправовѣрія или невѣрія или суевѣрія, какою бы личиной они ни закрывались, и умѣлъ онъ, соотвѣтственно обстоятельствамъ, противопоставлять имъ дѣйственныя средства — то прямыя и немедленныя, то скрытныя и вдаль идущія, но тѣмъ не менѣе вѣрно достигающія цѣли. И при семъ, какъ и всегда, слово и дѣло его, какъ подвижника, какъ мудраго, какъ ревнителя было со властію; и говорилъ онъ и дѣйствовалъ яко власть имѣющій. И чтитъ его православная Россія какъ ревнителя о святынѣ своей, ревнители же, наиболѣе внимавшіе его ревности, чтутъ его наипаче.

Велики, необычайны были эти совершенства, которыми обладалъ почившій архипастырь, велики были и дѣйствія ихъ на церковь и народъ православный, велика была сила его въ нихъ. Какъ обильно падающій благовременный и плодоносный дождь, изливалась эта сила въ продолженіе полустолѣтія и болѣе — на ниву православнаго народа и во всенародномъ поученіи и въ келейной бесѣдѣ, и въ ученыхъ изслѣдованіяхъ, и простыхъ, но мудрыхъ книгахъ для народнаго обученія, и въ совѣтѣ и наставленіи, въ утѣшеніи и назиданіи, въ дѣлѣ и распоряженіи, въ благотвореніи и благословеніи, въ примѣрѣ и молитвѣ, и въ иныхъ разнообразнѣйшихъ дѣйствіяхъ его мощнаго духа, оплодотворяя ниву сію, не только довольно воздѣланную, но и поросшую терніемъ предразсудковъ, недоразумѣній и пороковъ.

И чувствовалъ православный народъ сердцемъ своимъ, что въ этомъ святителѣ сила великая для его духовной жизни, и чтилъ его, и любилъ его, и любовался имъ, и веселился о немъ, и радовался душою своею, взирая на этотъ высокопоставленный яркій свѣтильникъ, который свѣтилъ не только тѣмъ, иже въ храминѣ суть, но и внѣ храмины, къ свѣту коего текли не только свои, но и чужіе, — радовался этому свѣтильнику во все время свѣтенія его.

И этой мощной силы не стало! И этотъ великій свѣтильникъ погасъ! Отче, отче, колесница Израилева и конница его! Церковь израильская, лишаясь въ чудно восхищенномъ пророкѣ мощной силы духовной, имѣла утѣшеніе видѣть исполнившимся желаніе другаго пророка, выраженное оному восхищенному: да будеть духъ, иже въ тебѣ, сугубъ во мнѣ (4 Цар. 2, 9). Дерзнемъ ли и мы, при гробѣ восхищеннаго отъ насъ, молить о подобномъ утѣшеніи?... Аще волиши наказуя наказати насъ по грѣхамъ нашимъ, Господи, — да будетъ воля Твоя! Молимъ токмо, наказуй насъ не на мнозѣ. Аще же обрѣтохомъ благодать предъ Тобою, дерзновенно молимъ Тя, да не оскудѣетъ отъ насъ мужъ силы, мужъ подвига, мудрости и ревности но вѣрѣ!

Прости и благослови насъ, нашъ великій архипастырь! Дерзая уповаемъ, что Господь, Которому ты, какъ вѣрный рабъ служилъ отъ юности твоей, даруетъ тебѣ благодать предстательствовать предъ престоломъ Его небеснымъ о благѣ и благосостояніи Православной Церкви, Царѣ православномъ и православной Россіи. Предстательствуй и о томъ, да не оскудѣетъ въ ней духъ, одушевлявшій тебя, и сила твоя многоплодная для Церкви Православной! Духовныя нужды времени, мнимъ мы, настоятельно взываютъ о семъ!

Источникъ: Рѣчь при гробѣ въ Бозѣ почившаго митрополита Филарета предъ подъятіемъ гроба къ погребенію, сказанная инспекторомъ моск. духовной академіи архимандритомъ Махаиломъ. // Журналъ «Православное обозрѣнiе». — М.: Въ Университетской типографіи, 1867. — Томъ XXIV. — С. 36-40.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0