Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Свящ. Михаилъ Морошкинъ.
Слово на новый годъ.

Родъ преходитъ, и родъ приходитъ (Еккл. 1, 4).

Какъ рѣки льются въ море и тамъ исчезаютъ, такъ текутъ годы и теряются въ вѣчности. Одно поколѣніе смѣняется другимъ, молодость вытѣсняетъ изъ міра старость и сама въ свою очередь дѣлается старостію, и смѣщается новымъ поколѣніемъ: родъ преходитъ, и родъ приходитъ (Еккл. 1, 4). Куда же идутъ и къ чему стремятся эти преемственно смѣняющіеся роды и племена? Опредѣляется ли какими-либо законами эта разнообразная, суетливая, тревожная и, повидимому, безпорядочная и нестройная дѣятельность людей и племенъ? Безслѣдна ли она, какъ устремленіе и теченіе волны морской, безсознательна ли она и неразумна, какъ движеніе воды и шумъ вѣтра? Такъ ли же безслѣдно исчезнетъ жизнь народовъ, жизнь каждаго изъ насъ, какъ безслѣдно пропадаетъ движеніе волнъ, или сотрясеніе воздуха? Нѣтъ, жизнь народовъ, жизнь наша не есть что-то случайное, явившееся на время и потомъ исчезнувшее куда-то, безъ всякаго слѣда; въ ней есть смыслъ, она опредѣляется разумно нравственными законами, она оставляетъ послѣ себя такой неизгладимый слѣдъ, который идетъ въ вѣчность, дѣлается достояніемъ нашихъ потомковъ, ихъ наслѣдствомъ — дорогимъ, или горькимъ; она поэтому подлежитъ суду нашей совѣсти, нашихъ современниковъ и потомковъ, наконецъ она подлежитъ суду Божію. А потому и каждая смѣна прошедшаго года новымъ для человѣка, особенно для христіанина, не есть только безсмысленное и неимѣющее никакого значенія истеченіе 12-ти мѣсячнаго продолженія времени и замѣщеніе этихъ 12-ти мѣсяцевъ новыми 12-ю, а напротивъ имѣетъ особый смыслъ и особенное значеніе.

Что такое новый годъ съ христіанской точки зрѣнія? Это не просто прожитіе 12-ти мѣсяцевъ и вступленіе въ начало такого же порядка и продолженія времени; это не простая смѣна одного прожитаго нами года другимъ; это не простый кругъ 12-ти мѣсяцевъ прошедшихъ и начало новыхъ 12-ти мѣсяцевъ наступающихъ; нѣтъ, это есть что-то большее, что то болѣе важное. Это есть отчетъ годичный въ своей дѣятельности, даваемый каждымъ изъ насъ себѣ, т. е., своей совѣсти, и суду другихъ, и суду Божію; это есть повѣрка себя за цѣлый годъ, это есть обозрѣніе своей дѣятельности за 12-ть мѣсяцевъ, обозрѣніе полное, безпристрастное, какъ будто бы оно производится въ виду всего окружающаго насъ общества, въ виду современниковъ нашихъ и потомковъ, въ присутствіи ангеловъ небесныхъ, предъ лицемъ самого Бога. Это есть повѣрка себя во всѣхъ родахъ дѣятельности, въ жизни частной и общественной; повѣрка себя не только какъ частнаго человѣка, какъ христіанина только, но и какъ христіанина-гражданина. Общества христіанскія такъ устроены, что даже повидимому частная наша дѣятельность дѣлается общественною, отзывается на общественной жизни, благодѣтельно или разрушительно вліяетъ на общественный и даже государственный строй. Изъ совокупности извѣстныхъ дѣйствій членовъ извѣстнаго общества, изъ частаго, повторяющагося и преобладающаго рода частныхъ дѣйствій образуется общественно-нравственная атмосфера, — здоровая или удушающая, оживляющая или заражающая и разрушающая другихъ. Болѣе или менѣе длинный рядъ однихъ и тѣхъ же повторяющихся дѣйствій въ обществѣ составляетъ то, чтó называется особеннымъ характеромъ общества, его духомъ, его жизнію, даетъ извѣстное, почтенное или поносное, названіе этому обществу. Жизнь частная каждаго изъ насъ такъ тѣсно связана съ обществомъ, что непремѣнно отзывается на немъ, вноситъ въ него живительныя, или разрушительныя, начала. Не говорите мнѣ, что доля инаго изъ насъ бываетъ такъ скромна; дѣятельность такъ узка и ограниченна, что, повидимому, никакимъ образомъ, не можетъ вліять на общественную жизнь; нѣтъ, благое дѣло, самоотверженіе, устойчивость въ виду самыхъ обольстительныхъ искушеній, правда въ виду грозныхъ прещеній и устрашеній, здравая мысль, благоразумный совѣтъ, можетъ быть, произведутъ болѣе, нежели какія либо витіеватыя и блестящія рѣчи и распоряженія какого нибудь казеннаго оберегателя общественной и частной нравственности. Самое безвѣстное положеніе въ обществѣ, но нехристіански направляемое, вноситъ заразу, ядъ и разстройство въ общественную жизнь. Тѣмъ болѣе это должно сказать о такъ называемыхъ общественныхъ дѣятеляхъ, которыхъ даже частная жизнь есть, такъ сказать, общественная. Здѣсь нужно еще большее вниманіе къ себѣ и своимъ дѣйствіямъ. Если для всякаго изъ насъ настоящій день есть день отчета въ своей годовой дѣятельности, то тѣмъ болѣе это день отчета и день повѣрки и оцѣнки своихъ дѣлъ для лицъ, особенно призванныхъ служить обществу. Ихъ дѣятельность — нравственная и безнравственная — всего сильнѣе вліяетъ на общественный строй, на благосостояніе общества, всего сильнѣе вноситъ въ него разложеніе или жизнь. Ихъ жизнь — христіанская или нехристіанская — поражаетъ, двигаетъ и увлекаетъ своимъ примѣромъ мысли, направляетъ къ добру, или наталкиваетъ ко злу. Жизнь частнаго человѣка только посредственно отзывается на обществѣ, вліяетъ на него не прямо, а косвенно; но жизнь общественнаго дѣятеля прямо и непосредственно дѣйствуетъ на общество, прямо отражается на немъ и кладетъ на него свою печать. А потому-то о цѣломъ обществѣ составляется понятіе по общественнымъ дѣятелямъ; отъ нихъ прямо заключаютъ къ цѣлому обществу, котораго они служатъ представителями. Мало того: они зиждутъ внѣшнее и внутреннее благосостояніе общества, или разрушаютъ его, они имѣютъ вліяніе на долговѣчность и прочность общества, и на его скоротечность и паденіе. Общества до тѣхъ поръ существуютъ, когда въ нихъ еще хранятся сѣмена правды, честности, страха Божія; а гдѣ потеряно даже сознаніе объ нихъ, тамъ ничего нельзя ожидать добраго, тамъ слѣдуетъ смерть обществъ. Вотъ на какія мысли, по нашему понятію, долженъ наводить насъ новый годъ!

Что такое новый годъ съ христіанской точки зрѣнія? Самое настоятельное и неотступное напоминаніе намъ о вѣчности. Какъ ни говорите, какъ ни судите, чѣмъ себя ни убаюкивайте, какія мечты ни питайте, а въ голову каждаго настойчиво и неумолкаемо стучитъ сегодня мысль объ исчезновеніи еще года изъ нашей жизни, а слѣдовательно объ укороченіи разстоянія, раздѣляющаго насъ отъ вѣчности. Вѣдь и наступающій годъ также промчится, также исчезнетъ для насъ, какъ исчезли прошедшіе годы; а потомъ? А потомъ отворятся для каждаго изъ насъ врата вѣчности, потомъ судъ, вѣчное наказаніе или вѣчное блаженство. Да притомъ, кто знаетъ и кто можетъ сказать, что эти врата вѣчности не отворятся для насъ въ этотъ годъ, даже въ этотъ мѣсяцъ, даже въ эту недѣлю и этотъ день? Кто знаетъ, что ангелъ смерти уже не носится среди многихъ изъ насъ и заноситъ надъ головами нашими свою убивающую руку? При этомъ самъ собою долженъ представиться каждому изъ насъ вопросъ: что же сдѣлано нами для вѣчности? Или все для времени и земли, и ничего для вѣчности и неба? Или все для себя, для своихъ земныхъ выгодъ, и ничего для другихъ и для достиженія царствія небеснаго? Если такъ, то не содрогнется ли душа, когда отверзутся для нея врата вѣчности? Что скажетъ объ этомъ наша совѣсть; какой приговоръ произнесутъ о насъ наши современники и потомки? Не смущая васъ, пишу сіе въ день праздника, но только направляя взглядъ вашъ на настоящій день, по указанію и наставленію Церкви, которая начинаетъ свои молитвы на новый годъ покаянными прошеніями объ отпущеніи грѣховъ, содѣянныхъ нами въ мимошедшее лѣто, и потомъ уже обращается къ Отцу вѣковъ съ молитвою о благословеніи наступающаго лѣта своею благостію. Изъ этого легко понять, какъ смотритъ Церковь на новый годъ, и какъ научаетъ насъ смотрѣть на него; изъ этого явно, въ какой зависимости поставляетъ она будущее наше счастіе и благосостояніе въ предстоящемъ году отъ дѣйствій нашихъ прошлогоднихъ.

Теперь пусть каждый изъ насъ обратится къ себѣ, пересмотритъ свою жизнь и дѣйствія свои за прошлый годъ, и рѣшитъ въ своей совѣсти, до какой степени онъ приготовилъ себя для вѣчности и въ какой мѣрѣ содѣйствовалъ нравственному преуспѣянію общества, посѣвая въ немъ сѣмя правды, любви, честности, самоотверженія и другихъ христіанскихъ добродѣтелей. Обращаемся къ совѣсти каждаго изъ васъ быть судьями собственныхъ своихъ дѣлъ. Мы же, съ своей стороны, съ болію въ сердцѣ не можемъ не осуждать тѣхъ нехристіанскихъ явленій, которыми запятнало себя наше общество въ протекшій годъ; мы не можемъ не указывать на эти гнилыя и смрадныя язвы нашего общества. Этихъ нравственныхъ язвъ такъ много, что съ трудомъ можно перечислить ихъ, но мы ограничимся указаніемъ только на нѣкоторыя изъ нихъ. Язвы эти, по преимуществу, бросающіяся въ глаза, суть слѣдующія: страсть къ чувственнымъ удовольствіямъ, несоразмѣрная съ средствами содержанія, отсюда стремленіе жить на чужій счетъ, обокрадывать чужое, казенное; отсюда далѣе даже самыя кровожадныя и безчеловѣчныя дѣйствія по отношенію къ ближнимъ, какъ-то: самыя звѣрскія убійства, безчеловѣчныя грабительства, гдѣ не бываетъ жалости ни къ полу, ни къ возрасту, ни къ бѣдности, ни къ горю и безпомощности, гдѣ забывается всякое уваженіе къ себѣ, къ своему человѣческому достоинству и своему общественному положенію; скотская страсть къ пьянству, сопровождающаяся всякаго рода безчинствами и самыми возмутительными явленіями; безстыдная фальшь и ложь въ словахъ и дѣйствіяхъ, стремящаяся обходить законъ вездѣ, гдѣ только можно обойдти его безнаказанно, и только наружное исполненіе закона, безъ всякаго внутренняго и сердечнаго участія, лѣнь, отвращающаяся отъ труда и дѣятельности, доводящая до нищеты, грязи и всякой нечистоты; совершенное безучастіе къ пользѣ общественной, о благѣ отечества, и только дума о себѣ, своихъ выгодахъ, о своихъ родныхъ; презрѣніе къ отечественному, даже къ священному, презрительное отношеніе къ своему родному, и рабское и безсмысленное благоговѣніе предъ чужеземнымъ, и многія другія безчисленныя и вонючія общественныя язвы. Отдаемъ на вашъ судъ, хорошо ли, здорово ли, прочно ли такое общество? Есть ли въ народѣ, пораженномъ такими язвами, жизнь здорово-нравственная, и прочно ли его внѣшнее благосостояніе? Не пора ли нашему обществу начать жизнь истинно христіанскую, истинно общественную? Итакъ, по указанію Церкви, да будетъ сегодня наша молитва — покаянная о прежнихъ нашихъ грѣхахъ, и просительная о преуспѣяніи нашемъ въ жизни духовно-нравственной на будущій годъ и укрѣпленію насъ благодатію Божіею въ добрѣ. Аминь.

С.-Петербургъ. 1 января 1869 года.

Источникъ: Священникъ Михаилъ Морошкинъ. Слово на новый годъ. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1871. — Томъ I. — С. 81-86.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0