Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ недѣлю XXII-ю по Пятидесятницѣ,
сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 27 октября 1857 года.

Чадо, помяни, яко воспріялъ еси благая твоя въ животѣ твоемъ, и Лазарь такожде злая: нынѣ же здѣ утѣшается, ты же страждеши (Лук. 16, 25).

Да не подумаетъ кто-либо, слыша этотъ отвѣтъ отца вѣрующихъ — Авраама богачу, страдавшему во адѣ, будто всѣ богачи, всѣ счастливцы міра, воспріявшіе благая въ настоящей жизни, будутъ страдать въ жизни загробной, и напротивъ всѣ бѣдные, несчастные, вкусившіе злая на землѣ, будутъ утѣшаться на небеси. Такая мысль была бы величайшею несправедливостію: ибо и между богатыми и знатными встрѣчаются люди добрые и истинные христіане, а между бѣдными и нищими — люди порочные, даже въ высшей степени порочные. Нѣтъ, отвѣтъ Авраама относился къ богачу, но богачу нечестивому, не воспользовавшемуся своимъ богатствомъ для спасенія души своей, и касался бѣдняка — Лазаря, но бѣдняка благочестиваго, умѣвшаго воспользоваться своею бѣдностію для своего спасенія. А потому изъ словъ отца вѣрующихъ мы можемъ выводить для себя вотъ такого рода уроки:

Положимъ, что вы принадлежите къ числу людей богатыхъ и счастливыхъ. Наслаждаясь благами міра, которыми благословилъ васъ Господь, чаще — чаще вопрошайте самихъ себя: чѣмъ вы заслужили эти блага? Старались ли угождать Господу исполненіемъ Его воли? Умѣли ли жить такъ, какъ повелѣваетъ св. вѣра? Если совѣсть ваша дастъ вамъ утвердительный отвѣтъ: то радуйтесь и благодарите Всевышняго за Его къ вамъ милости. Благодарите не словами только, а новыми и новыми дѣлами христіанскаго благочестія. Воспользуйтесь самимъ богатствомъ, какъ средствомъ благоугодить Господу. Въ какомъ бы обиліи ни текли къ вамъ сокровища, не прилагайте къ нимъ сердца (Псал. 61, 11). Желаете ли умножить ихъ и распространить? Умножайте, но средствами законными, согласными съ духомъ христіанской справедливости, честности и любви къ ближнимъ. Хотите сдѣлать изъ своего богатства надлежащее употребленіе? Употребляйте его на самыя существенныя свои нужды, а не на прихоти, не на излишества, не для удовлетворенія своимъ страстямъ: употребляйте — во славу Божію, для созиданія и украшенія св. храмовъ и св. обителей, и во благо ближнихъ — на дѣла общественной и частной благотворительности, для пособія нищимъ, сиротамъ, вдовицамъ и вообще нуждающимся въ вашей помощи. Что можетъ быть тогда завиднѣе вашей участи? Не напрасно уже васъ будутъ называть счастливцами: воспріявъ благая своя въ жизни настоящей, вы не только не подвергнетесь страданіямъ, напротивъ воспріимите вѣчныя блага и въ жизни загробной. Но если совѣсть ваша скажетъ вамъ и будетъ повторять, что вы живете беззаконно и не заслуживаете тѣхъ благъ, какими ущедряетъ васъ Промыслъ: тогда страшитесь и будьте крайне внимательны къ своему положенію. Тутъ одно изъ двухъ: или Господь осыпаетъ васъ дарами своими и милостями, не смотря на ваше нечестіе, единственно по своей неисчерпаемой благости, желая побѣдить своею отеческою любовію ваше холодное сердце, привести васъ къ покаянію и извлечь васъ изъ бездны пороковъ въ свои объятія. И тогда, если вы вознерадите о такомъ богатствѣ благости и долготерпѣнія Божія, если останетесь безотвѣтными на такой призывъ Отца небеснаго, вы только, по жестокости своей и нераскаянному сердцу, собираете и пріумножаете себѣ гнѣвъ въ день гнѣва и откровенія праведнаго суда Божія (Рим. 2, 4-5). Или, быть можетъ, Господь надѣляетъ васъ благами міра, при всей вашей грѣховности, по своей безконечной правдѣ, желая воздать вамъ и за тѣ немногія добрыя свойства, какія вы имѣете, за тѣ немногія добродѣтели, какія вы совершили, чтобы потомъ уже, если вы не раскаетесь въ теченіе настоящей жизни, воздать вамъ по смерти за все то зло, какому вы такъ долго и упорно предавались. Ахъ, восчувствуйте ваше опасное положеніе, поспѣшите исправить свою жизнь и воспользоваться богатствомъ для спасенія души своей! Иначе ваша участь по смерти будетъ ужасная: напрасно вы станете взывать о помилованіи. Чадо, скажутъ вамъ тогда и благость и правда Божіи, помяни, яко ты воспріялъ еси отъ насъ благая твоя въ животѣ твоемъ: теперь воспріими и злая твоя по твоимъ заслугамъ, за злоупотребленіе всѣмъ тѣмъ, чѣмъ отъ насъ пользовался.

Обратимся къ вамъ, люди бѣдные, страждущіе, называющіе себя несчастными въ мірѣ! Разсматривайте и вы повнимательнѣе собственную жизнь, и вникайте безпристрастнѣе, не сами ли вы виновны въ вашихъ бѣдствіяхъ, не заслужили ли вы ихъ своими пороками. Если окажется, что Господь наказываетъ васъ по грѣхамъ вашимъ: радуйтесь и благодарите Его. Онъ столько милосердъ къ вамъ, что наказываетъ васъ здѣсь, чтобы не наказывать уже въ вѣчности; Онъ наказываетъ васъ съ цѣлію, чтобы вы раскаялись въ своихъ злодѣяніяхъ и сдѣлались лучшими. Поймите-жъ силу отеческаго наказанія и воспользуйтесь имъ для спасенія души своей. Или, статься можетъ, вы страдаете невинно, страдаете за правду, благочестіе, за имя Христово? О, въ такомъ случаѣ еще болѣе радуйтесь и благодарите Бога: ибо мзда ваша многа на небесѣхъ (Матѳ. 5, 12). Посреди бѣдствій и скорбей душа ваша постепенно очистится, какъ очищается злато въ горнилѣ (Прем. 3, 6). Здѣсь-то, посреди окружающихъ васъ искушеній, открывается предъ вами обширнѣйшее поприще, чтобы показать во всемъ свѣтѣ вашу живую вѣру, вашу твердую надежду на Бога, вашу истинную любовь, которая николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 8), — чтобы подвизаться, воавышаться и преуспѣвать въ христіанскомъ смиреніи, кротости, терпѣніи, самоотверженіи и другихъ добродѣтеляхъ. А по мѣрѣ того, какъ вы, идя тернистымъ путемъ по землѣ, будете возвышаться въ добродѣтеляхъ, вы будете заслуживать себѣ высшія и высшія награды на небеси, и еже нынѣ легкое печали вашея, по преумноженію въ преспѣяніе тяготу вѣчныя славы содѣлаетъ вамъ (2 Кор. 4, 17). Но если, — отъ чего, Боже, васъ сохрани, — вы, навлекши на себя бѣдствія по грѣхамъ своимъ, не только не исправляетесь отъ этого наказанія и вразумленія Божія, а еще предаетесь новымъ порокамъ; или, если, подвергшись страданіямъ невинно, не находите въ себѣ столько твердости и мужества, чтобы переносить ихъ по-христіански, напротивъ начинаете роптать на Бога, малодушествовать и вслѣдъ за тѣмъ вдаваться даже въ преступленія, которыхъ прежде не знали: тогда горе вамъ, горе! Хотя бы вы бѣдствовали на землѣ цѣлую жизнь, хотя бы испытали на себѣ всѣ роды страданій и скорбей: они нисколько не послужатъ спасенію вашей души; отъ бѣдствій временныхъ вы перейдете къ вѣчнымъ мукамъ.

Братіе! Св. вѣра учитъ насъ, что настоящая наша жизнь есть время нашего воспитанія для вѣчности. Земля есть школа, гдѣ мы приготовляемся для неба. Счастливые и несчастные случаи въ нашей жизни — это уроки, какіе даетъ намъ нашъ небесный Наставникъ, содержащій въ десницѣ своей всѣ жребіи человѣческіе. Научимся же понимать эти уроки и пользоваться ими для спасенія души своей. Тогда и богатые и бѣдные будутъ равно въ состояніи достигнуть вѣчнаго блаженства. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 267-270.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0