Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій (Булгаковъ) († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ недѣлю св. отецъ,
сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 4-го мая 1858 года.

Се есть животъ вѣчный, да знаютъ тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ еси Іисусъ Христа (Іоан. 17, 3).

Такъ мало, повидимому, требуется отъ насъ для достиженія живота вѣчнаго: знать и содержать только два догмата — одинъ о Богѣ истинномъ, другой объ Іисусѣ Христѣ. Но если мы внимательнѣе разсмотримъ, чтó значитъ знать единаго истиннаго Бога и посланнаго Имъ Іисуса Христа: то убѣдимся, что отъ насъ требуется для достиженія живота вѣчнаго — знать и содержать не два, а всѣ догматы христіанства и содержать именно такъ, какъ ихъ содержитъ и преподаетъ св. православная каѳолическая Церковь.

Истинное ученіе о Богѣ и Іисусѣ Христѣ, безъ сомнѣнія, то, которое заключается въ Божественномъ откровеніи. Слѣдовательно знаетъ Бога и Іисуса Христа тотъ, кто принимаетъ и исповѣдуетъ это самое ученіе. Какъ же учитъ откровеніе объ истинномъ Богѣ? Оно учитъ, что Богъ есть чистѣйшій, совершеннѣйшій Духъ, — Духъ самобытный, вездѣсущій, вѣчный; Духъ всевѣдущій и премудрый, всесвободный, всесвятый, всеправедный, всеблагій, всемогущій. Оно учитъ, что этотъ высочайшій Духъ единъ по существу, но троиченъ въ лицахъ, которыя, различаясь только личными свойствами, совершенно равны между собою и единосущны. Учитъ, что этотъ единый Тріѵпостасный Богъ создалъ все существующее, міръ видимый и невидимый, ангеловъ и человѣковъ, и о всѣхъ своихъ созданіяхъ отечески промышляетъ; что, по грѣхопаденіи человѣка, Онъ не оставилъ его на вѣчную погибель, но далъ ему обѣтованіе о будущемъ Избавителѣ, далъ законъ и пророковъ и наконецъ дѣйствительно послалъ обѣтованнаго Мессію въ лицѣ Іисуса Христа. Какъ учитъ откровеніе о Христѣ? Учитъ, что Онъ есть совершенный Богъ и совершенный человѣкъ, по Божеству прежде вѣкъ рожденный отъ Отца, а по человѣчеству во времени рожденный отъ Пресвятой Дѣвы — Богородицы; что въ Немъ два естества Божеское и человѣческое, но едино лице; что, явившись въ міръ, Онъ возвѣстилъ намъ истины спасенія, принесъ самого Себя въ искупительную за насъ жертву, основалъ на землѣ свою св. Церковь съ ея спасительными таинствами; что, по вознесеніи своемъ на небеса, ниспослалъ оттуда Духа Святаго, ходатайствуетъ тамъ за насъ предъ Отцемъ небеснымъ, является судіею и мздовоздаятелемъ для каждаго умирающаго человѣка, и что, по кончинѣ временъ, Онъ снова придетъ на землю, чтобы судить живыхъ и мертвыхъ и воздать каждому по заслугамъ. Не видите ли, что ученіе о Богѣ истинномъ и ученіе объ Іисусѣ Христѣ обнимаютъ собою всѣ догматы христіанства, весь составъ православнаго сѵмвола, что эти два ученія составляютъ какъ бы основаніе и средоточіе всего христіанскаго вѣроученія, а прочіе догматы служатъ только подробнѣйшимъ раскрытіемъ ихъ и изъясненіемъ? Тотъ, кто не принимаетъ какихъ-либо догматовъ вѣры Христовой, содержитъ уже не все ученіе о Богѣ и Іисусѣ Христѣ, и знаетъ ихъ не столько, сколько слѣдуетъ знать по Божественному откровенію, — слѣдовательно недостаточно для достиженія живота вѣчнаго. Для этой цѣли необходимо знать и содержать все, что Самъ Богъ благоволилъ сообщить намъ о Себѣ и о Христѣ Іисусѣ въ Божествѳнномъ своемъ откровеніи.

Но, братіе, откровеніемъ пользуемся не мы одни: имъ пользуются раскольники и еретики. Откровеніемъ пользовался и нечестивый Арій, преданный анаѳемѣ св. отцами перваго вселенскаго Собора, въ честь которыхъ празднуетъ нынѣ св. Церковь. Недостаточно знать откровенныя истины о Богѣ и Іисусѣ Христѣ, а надобно еще правильно понимать ихъ: ложное пониманіе, конечно, не послужитъ къ нашему спасенію. Когда же мы можемъ правильно понимать эти истины, безъ опасности заблуждаться? Не тогда, когда, читая Слово Божіе, будемъ сами толковать его каждый по-своему, а когда мы будемъ разумѣть его такъ, какъ разумѣетъ и изъясняетъ св. Церковь. Самые просвѣщенные и благонамѣренные человѣческіе умы, по одной ограниченности своей, могутъ заблуждаться въ этомъ, какъ и во всякомъ дѣлѣ, если будутъ дѣйствовать безъ надежнаго руководства, а тѣмъ болѣе — умы менѣе просвѣщенные и благонамѣренные: отсюда-то и произошли всѣ ереси и расколы. Потому Господь Богъ, сообщая людямъ Свое откровеніе, ввѣрилъ его для храненія не частнымъ лицамъ, а своей св. каѳолической или вселенской Церкви, которую и поставилъ быть нашею наставницею въ дѣлахъ вѣры и которая не можетъ въ этомъ случаѣ погрѣшать, будучи, по выраженію апостола, столпомъ и утвержденіемъ истины (1 Тим. 3, 15). Отчего вселенская Церковь не можетъ погрѣшать въ дѣлахъ вѣры? Оттого, что Глава Церкви, постоянно ей присущая, есть самъ Господь Іисусъ, который руководитъ ею и предохраняетъ ее отъ всякаго заблужденія (Ефес. 1, 22-23); оттого, что въ Церкви обитаетъ самъ Духъ Святый, Духъ истины, который и наставляетъ ее на всякую истину (Іоан. 14, 16. 26). Орудіями, чрезъ которыя Христова Церковь преподаетъ людямъ свое непогрѣшительное ученіе, служатъ пастыри и учители, которые для того и поставляются Іисусомъ Христомъ, да не бываемъ ктому младенцы, влающеся и скитающеся всякимъ вѣтромъ ученія, во лжи человѣчестѣй, въ коварствѣ козней лщенія (Ефес. 4, 14). Вслѣдствіе такого устройства Церкви, во всѣ времена, какъ только возникала какая-либо ересь, взоры всѣхъ вѣрующихъ обращались къ пастырямъ и учителямъ Церкви; предстоятели Церкви — епископы, когда находили нужнымъ, собирались на вселенскіе Соборы, общимъ голосомъ обличали ереси и опредѣляли, какъ должно вѣровать христіанамъ. И опредѣленія вселенскихъ Соборовъ считались голосомъ самой истины, самого Іисуса Христа и Духа Святаго. Эти-то опредѣленія доселѣ остаются неизмѣннымъ основаніемъ и руководствомъ для всего ученія св. православной Церкви.

Будемъ же, братіе, твердо и неуклонно держаться ученія нашей духовной Матери — св. православной Церкви; будемъ съ живою вѣрою принимать сердцемъ и исповѣдать устами все, что она преподаетъ намъ, на основаніи откровенія, объ истинномъ Богѣ и посланномъ Имъ Іисусѣ Христѣ, чтобы мы достигли живота вѣчнаго. Въ случаяхъ какихъ-либо недоумѣній о предметахъ вѣры, будемъ обращаться къ пастырямъ и учителямъ Церкви, законно поставленнымъ, и да отвратимъ навсегда слухъ нашъ отъ самозванныхъ учителей и пастырей, которые, уклонившись отъ православной Церкви въ ереси или расколы, позволяютъ себѣ толковать Слово Божіе по своему произволу, и, будучи сами слѣпцами, увлекаютъ и другихъ несчастныхъ слѣпцовъ къ вѣчной погибели. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 413-416.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0