Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 30.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Рѣчь въ недѣлю о слѣпомъ,
сказанная въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 27-го апрѣля 1858 года.

Егда въ мірѣ есмь, свѣтъ есмь міру (Іоан. 9, 5).

Сказавъ эти слова, Господь нашъ какъ бы въ оправданіе ихъ немедленно отверзъ очи слѣпорожденному и такимъ образомъ просвѣтилъ его (Іоан. 9, 6-7). Но не для однихъ слѣпцовъ, которыхъ такъ часто исцѣлялъ и просвѣщалъ Господь, Онъ на землѣ явился свѣтомъ: нѣтъ, Онъ былъ и остается свѣтомъ міру, свѣтомъ для всѣхъ людей, и слѣдовательно для каждаго изъ насъ.

Первое свойство свѣта то, что онъ прогоняетъ тьму и дѣлаетъ предметы видимыми. И Господь Іисусъ говорилъ о Себѣ: Азъ Свѣтъ въ міръ пріидохъ, да всякъ вѣруяй въ Мя во тьмѣ не пребудетъ (Іоан. 12, 46). Онъ разогналъ духовную тьму, облегавшую весь родъ человѣческій впродолженіе тысящелѣтій: тьму невѣжества, предразсудковъ и заблужденій, тьму многобожія, идолопоклонства и всякаго рода суевѣрій. Онъ далъ есть намъ свѣтъ и разумъ, да познаемъ Бога истиннаго, котораго никтоже видѣ нигдѣже (Іоан. 1, 18; 1 Іоан. 5, 20). Онъ уяснилъ для насъ нашу собственную судьбу отъ ея начала до конца, возвѣстивъ намъ о нашемъ происхожденіи и высокомъ предназначеніи, о нашемъ паденіи и средствахъ къ возстановленію. Онъ открылъ намъ и тайну бытія міра: его начала, цѣли, отношенія къ Богу и человѣку. И нынѣ, ходя во свѣтѣ лица Христова, мы видимъ все существующее въ истинномъ видѣ, хотя видимъ вѣрою, а не знаніемъ: потому что область святыхъ истинъ, открытыхъ намъ Христомъ, есть область вышеопытная, и не подлежитъ ни нашимъ чувствамъ, ни изслѣдованіямъ нашего разума, который даже на самыхъ высшихъ степеняхъ своего развитія, пока человѣкъ остается во тьмѣ, въ состояніи только гадать о ней, и высказывать одни мнѣнія, предположенія.

Но свѣтъ не только свѣтитъ, а и живитъ: способствуетъ развитію, возрастанію, созрѣванію живущихъ существъ. И Господь Іисусъ сказалъ о Себѣ: Азъ есмь Свѣтъ міру: ходяй по Мнѣ, не имать ходити во тьмѣ, но имать свѣтъ животный (Іоан. 8, 12). Христосъ есть для насъ свѣтъ животный: потому что, просвѣщая всякаго человѣка, грядущаго въ міръ своимъ ученіемъ (Іоан. 1, 9), Онъ дѣйствительно и оживляетъ каждаго вѣрующаго, или возраждаетъ духовно въ таинствѣ крещенія, сообщаетъ каждому вѣрующему вся Божественныя силы, яже къ животу и благочестію, чрезъ таинство мѵропомазанія (2 Петр. 1, 3), удостоиваетъ каждаго вѣрующаго пріобщаться вѣчному животу въ таинствѣ евхаристіи, снова оживляетъ всякаго согрѣшившаго, но кающагося христіанина, въ таинствѣ покаянія. Христосъ есть для насъ свѣтъ животный: потому что, просвѣтивъ нашъ разумъ истинами вѣры и надежды, просвѣтилъ и нашу волю истинами любви, указалъ намъ путь живота духовнаго, уяснилъ нравственные законы, которые хотя начертаны въ нашей совѣсти и сердцѣ, но вслѣдствіе грѣхопаденія омрачились въ насъ и ослабѣли; а съ другой стороны и потому, что способствуетъ намъ своею благодатію идти по этому пути живота, возрастать и укрѣпляться въ христіанскомъ благочестіи, приносить духовные плоды, какъ дѣйствуяй въ насъ и еже хотѣти, и еже дѣяти все доброе о благоволеніи (Флп. 2, 13).

Обратимся къ самимъ себѣ. Мы призваны въ чудный свѣтъ Христовъ (1 Петр. 2, 9), окружены этимъ свѣтомъ, называемся сынами свѣта (1 Сол. 5, 5): что же, дѣйствительно ли онъ просвѣщаетъ насъ и оживляетъ? Увы! Многіе, даже весьма многіе изъ насъ мало знаютъ истины откровенія, возвѣщенныя Христомъ, и слѣдовательно остаются во тьмѣ; другіе, если и достаточно знаютъ эти свѣтоносныя истины, но слабо вѣруютъ въ нихъ, или почти не вѣруютъ, и такимъ образомъ сами закрываютъ свои духовныя очи отъ свѣта Христова: ибо только вѣруяй, какъ сказано, во тьмѣ не пребудетъ; третьи — наибольшая часть — мало согрѣваются лучами благодати Христовой и не живутъ жизнію о Христѣ, а предаются дѣломъ неплоднымъ тьмы и смерти (Ефес. 5, 11). Скажите, этому ли надлежало быть? Для того ли намъ дарованъ свѣтъ Христовъ, чтобы мы пребывали во мракѣ? Для того ли мы сдѣлались христіанами, чтобы жить по-язычески?

Всѣ вы, которые мало знаете истины откровенія, старайтесь изучить ихъ, да возсіяетъ на васъ свѣтъ Христовъ; всѣ вы, которые слабо вѣруете въ истины откровенія, старайтесь стяжать и укрѣпить въ себѣ вѣру, да просвѣтигъ васъ Христосъ; всѣ вы, которые пребываете въ смерти по грѣхамъ своимъ, старайтесь обратиться къ Богу, да оживотворитъ васъ Христосъ. Да явимся всѣ мы, братіе, не по имени только, а по самой жизни сынами свѣта Христова. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 407-409.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0