Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ недѣлю о самарянинѣ,
сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 20-го апрѣля 1858 года.

Грядетъ часъ, и нынѣ есть, егда истинніи поклонницы поклонятся Отцу духомъ и истиною (Іоан. 4, 23).

Всѣ мы, братіе, безъ сомнѣнія, желали бы быть истинными поклонниками небесному Отцу. А потому для всѣхъ насъ весьма важно знать, что значитъ поклоняться Ему духомъ и истиною. Тѣмъ болѣе важно, что вокругъ насъ есть люди, именующіе себя духовными христіанами, которые превратно толкуютъ эти слова Спасителя и на основаніи ихъ отвергаютъ все внѣшнее Богослуженіе, нами содержимое. И мы поймемъ подлинный смыслъ этихъ словъ, если разсмотримъ ихъ въ цѣломъ составѣ рѣчи, въ которой они находятся, а не отрывочно, какъ обыкновенно поступаютъ неправомыслящіе, и если снесемъ съ другими мѣстами Священнаго Писанія, гдѣ также говорится объ истинномъ поклоненіи Богу.

Жена-самарянка, бесѣдуя съ Іисусомъ Христомъ, котораго приняла сначала за простаго іудея, скоро увидѣла, что Онъ — пророкъ (Іоан. 4, 19) и хотѣла предложить Ему для рѣшенія вопросъ, бывшій тогда предметомъ спора между самарянами и іудеями и считавшійся важнѣйшимъ. Вопросъ состоялъ въ томъ: гдѣ должно поклоняться Богу и совершать общественное Богослуженіе, — на горѣ ли Гаризинъ, гдѣ находился храмъ самарійскій, или во Іерусалимѣ, гдѣ стоялъ храмъ іудейскій, и слѣдовательно — какое поклоненіе, какое Богослуженіе лучше, угоднѣе Богу, самарянское или іудейское. Отвѣчая на этотъ вопросъ, заключавшій въ себѣ какъ бы двѣ половины, Спаситель возводитъ мысль жены-самарянки къ иному, высшему поклоненію и Богослуженію, которое принесъ на землю Онъ, и которое гораздо совершеннѣе, какъ самарянскаго, такъ и іудейскаго.

Жено, вѣру ми ими, — сказалъ Онъ, рѣшая первую часть вопроса, — яко грядетъ часъ, егда ни въ горѣ сей, ни въ Іерусалимѣхъ поклонитеся Отцу (Іоан. 4, 21), т. е., когда истинное поклоненіе и Богослуженіе не будетъ привязано ни къ горѣ Гаризинъ, ни къ Іерусалиму, а будетъ совершаться по всей землѣ, на всякомъ мѣстѣ. Здѣсь указывается первое превосходство христіанскаго Богослуженія предъ іудейскимъ и самарянскимъ. Іудейское могло, по закону, совершаться только въ іерусалимскомъ храмѣ; самарянское совершалось только на горѣ Гаризинъ. Слѣдовательно то и другое были мѣстными и не могли содѣлаться общими для всего человѣческаго рода. Христіанская вѣра предназначена для всѣхъ людей и возвѣшена всѣмъ народамъ; потому и христіанское Богослуженіе должно совершаться повсюду, христіанскіе храмы могутъ устрояться во всѣхъ странахъ міра и не привязаны ни къ какому опредѣленному мѣсту.

Въ отвѣтъ на послѣднюю часть вопроса Господь сказалъ самарянкѣ: вы, самаряне, кланяетеся егоже не вѣсте; мы, іудеи, кланяемся егоже вѣмы: яко спасеніе отъ іудей есть (Іоан. 4, 22), т. е., ваше поклоненіе Богу ложное: ибо извѣстно, что самаряне были язычники и хотя приняли законъ Моѵсеевъ, не переставали однакожъ служить идоламъ свдимъ по обычаю языковъ (4 Цар. 17, 33); а наше — іудейское поклоненіе есть истинное: ибо іудеи содержали истинное откровеніе Божіе и изъ Іудеи должно было возсіять спасеніе для всего міра. Но, продолжалъ Господь, не смотря на то, что іудейское поклоненіе Богу есть истинное и лучше самарянскаго, грядетъ часъ, и нынѣ есть, егда истинніи поклонницы поклонятся Отцу не только не такъ, какъ поклоняются самаряне, да и не такъ, какъ поклоняются іудеи, а поклонятся Ему духомъ и истиною: духомъ — въ противоположность поклоненію самарянскому, исключительно чувственному; истиною — въ противоположность поклоненію іудейскому, сѵмволическому и прообразовательному. Самаряне, хотя бояхуся Господа (4 Цар. 17, 32-33), хотя чтили Іегову, но въ то же время поклонялись и бездушнымъ истуканамъ; потому все ихъ Богослуженіе ограничивалось одними внѣшними обрядами и чувственными жертвами. Іудеи поклонялись Богу истинному, Богу — Духу, и потому, принося Ему чувственныя жертвы, въ то же время возносились къ Нему духомъ и вѣрою въ грядущаго Мессію, исповѣдывали даже, что жертва Богу духъ сокрушенъ (Псал. 50, 19); но самыя ихъ жертвы, составлявшія сущность ихъ внѣшняго Богослуженія, были только сѣнію грядущихъ благъ, а не истиною (Евр. 10, 1), прообразовали великую жертву, принесенную на Голгоѳѣ и ежедневно приносимую въ христіанскихъ храмахъ. Въ этомъ-то смыслѣ обрядовый законъ ветхозавѣтный противополагается благодати и истинѣ и говорится: законъ Моѵсеомъ данъ бысть, благодать же и истина Іисусъ Христомъ бысть (Іоан. 1, 17). Слѣдовательно второе, важнѣйшее превосходство христіанскаго поклоненія и Богослуженія заключается въ томъ, что оно, вопреки самарянскому, не ограничивается одними чувственными обрядами, а есть вмѣстѣ и духовное, и, вопреки іудейскому, состоитъ не въ приношеніи прообразовательныхъ жертвъ, а въ приношеніи жертвы истинной — Христовой. Христіане вѣруютъ, что Богъ есть Духъ, и потому, поклоняясь Ему тѣломъ, нераздѣльно поклоняются Ему и духомъ и одно внѣшнее поклоненіе безъ внутренняго считаютъ недостойнымъ Бога. Вѣруютъ, что они получили дерзновеніе поклоняться Отцу небесному только въ силу крестныхъ заслугъ Его единороднаго Сына, и потому основаніемъ или средоточіемъ всего ихъ общественнаго Богослуженія служитъ приношеніе безкровной жертвы и свои молитвы къ Отцу небесному они возсылаютъ только во имя Іисуса Христа, исполненнаго благодати и истины (Іоан. 14, 14; 1, 14).

Послѣ этого можете судить, справедливо ли умствуютъ мнимо-духовные христіане, будто поклоненіе Богу духомъ и истиною исключаетъ всякое внѣшнее поклоненіе и Богослуженіе. Но такое умствованіе, противное смыслу всей рѣчи Спасителя съ самарянкою, не менѣе противно и другимъ мѣстамъ Слова Божія объ истинномъ христіанскомъ поклоненіи и Богослуженіи. Вотъ, напримѣръ, какъ еще въ ветхомъ завѣтѣ Самъ Богъ пророчествовалъ іудеямъ объ упраздненіи ихъ прообразовательнаго Богослуженія и о замѣненіи его новымъ, совершеннѣйшимъ: и въ васъ затворятся двери, и не возгнѣтите огня алтареви Моему туне: нѣсть воля Моя въ васъ, глаголетъ Господь Вседержитель, и жертвы не пріиму отъ рукъ вашихъ. Зане отъ востокъ солнца и до западъ имя Мое прославися во языцѣхъ, и на всякомъ мѣстѣ ѳиміамъ приносится имени Моему, и жертва чиста (Мал. 1, 10-11). Не очевидно ли и здѣсь обозначены тѣ же самыя высокія преимущества христіанскаго Богослуженія, сравнительно съ іудейскимъ, какія указаны и въ бесѣдѣ Спасителя съ самарянкою, именно, что оно будетъ совершаться на всякомъ мѣстѣ и состоять въ приношеніи Богу ѳиміама и жертвы чистой, истинной? А приношеніе ѳиміама и жертвы возможны ли безъ внѣшнихъ дѣйствій? Но чтобы точнѣе уразумѣть смыслъ пророчества, перенесемся мыслію къ самому событію и посмотримъ, какъ дѣйствительно установилъ Христосъ приношеніе этой чистой жертвы и заповѣдалъ приносить ее своимъ послѣдователямъ: и пріемъ Іисусъ хлѣбъ, читаемъ въ Евангеліи, и благословивъ преломи, и даяше ученикомъ и рече: пріимите, ядите: сіе есть тѣло Мое; сіе творите въ Мое воспоминаніе. И пріемъ чашу и хвалу воздавъ, даде имъ, глаголя: пійте отъ нея вси: сія есть кровь Моя новаго завѣта, яже за многія изливаема во оставленіе грѣховъ; сіе творите, елижды аще піете, въ Мое воспоминаніе (Матѳ. 26, 26-28; Лук. 22, 19; 1 Кор. 11, 23-25). Не ясно ли для всякаго, что приношеніе жертвы чистой, новозавѣтной должно совершаться подъ чувственными видами хлѣба и вина и должно быть соединено съ чувственными дѣйствіями: возношеніемъ хвалы къ Богу, благословеніемъ и преломленіемъ хлѣба? Впрочемъ не касаясь болѣе приношенія новозавѣтной жертвы, составляющаго какъ бы средоточіе собственно общественнаго Богослуженія христіанскаго, предложимъ еще два вопроса — вообще объ истинномъ поклоненіи Богу. Духомъ ли и истиною поклонялся Отцу своему небесному Господь нашъ Іисусъ Христосъ во время своей земной жизни? Духомъ ли и истиною поклонялись св. апостолы? Безъ всякаго сомнѣнія. А между тѣмъ Господь Іисусъ возводилъ очи свои на небо, когда молился, и выражалъ свою молитву чувственными словами (Іоан. 17, 1), Господь Іисусъ даже паде на лицѣ своемъ, моляся въ саду геѳсиманскомъ (Матѳ. 26, 39). Апостолы Петръ и Іоаннъ восхождаста во святилище іерусалимское на молитву въ часъ девятый (Дѣян. 3, 1), и это уже по сошествіи на нихъ Святаго Духа. Апостолъ Павелъ, собравъ къ себѣ и подробно наставивъ ефесскихъ пресвитеровъ, въ заключеніе преклонь колѣна со всѣми ими помолися (Дѣян. 20, 36). И всѣ апостолы воздвигали гласъ свой къ Богу во время молитвы и выражали ее чувственными словами (Дѣян. 4, 24). Можно ли послѣ этого сомнѣваться, что поклоненіе Богу духомъ и истиною вовсе не исключаетъ тѣлесныхъ молитвенныхъ знаковъ и должно быть соединяемо съ поклоненіемъ наружнымъ?

Не престанемъ же, братіе мои, поклоняться Отцу нашему небесному духомъ и истиною, — такъ, какъ поклонялся Ему самъ Господь нашъ, какъ покланялись Ему св. апостолы, какъ доселѣ поклонялись Ему и мы: поклоняться духомъ, выражая однакожъ свое внутреннее поклоненіе внѣшними молитвенными дѣйствіями и прославляя Бога не только въ душахъ, но и въ тѣлесѣхъ нашихъ (1 Кор. 6, 20); поклоняться истиною, присутствуя всегда съ вѣрою при совершеніи безкровной жертвы и вообще при общественномъ Богослуженіи. И будьте увѣрены, что мы останемся тогда истинными поклонниками Богу, какими были доселѣ и какими должны быть всѣ истинные православные христіане. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 401-406.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0