Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ,
сказанное въ тамбовскомъ женскомъ монастырѣ 6-го апрѣля 1858 года.

Слава и честь всякому, дѣлающему благое (Рим. 2, 10).

Не напрасно, братіе, послѣ величайшихъ торжествъ въ честь и славу умершаго за насъ на крестѣ и воскресшаго Господа, св. Церковь празднуетъ нынѣ въ честь тѣхъ лицъ, которыя удостоились быть ближайшими свидѣтелями Его смерти и воскресенія. Лица эти суть съ одной стороны — св. жены мѵроносицы, а съ другой — св. мужи Іосифъ Аримаѳейскій и Никодимъ. Всѣ они, по-истинѣ, достойны такой высокой чести не только потому, что какъ бы послужили при двухъ важнѣйшихъ тайнахъ нашего спасенія — при смерти и воскресеніи Христа Жизнодавца, но еще болѣе — за свою неизмѣнную любовь къ Нему, явленную особенно въ такое время, когда Онъ былъ оставленъ всѣми.

Благочестивыя сестры о Господѣ! Вамъ преимущественно долженъ быть близокъ примѣръ св. женъ мѵроносицъ и назидательна каждая черта, сохранившаяся изъ ихъ жизни. Внимайте! Едва только онѣ узнали Іисуса Христа, едва услышали Его ученіе, а нѣкоторыя пріяли отъ Него и исцѣленіе отъ духовъ злыхъ и недуговъ, какъ оставивъ все — жилища и семейства свои, послѣдовали вслѣдъ за Нимъ. Господь проходилъ съ двѣнадцатью учениками своими грады и веси галилейскія, благовѣствуя царствіе Божіе: св. жены сопутствовали Ему всюду и служили Ему, чѣмъ и какъ могли, а многія служаху Ему даже отъ имѣній своихъ (Лук. 8, 1-3; Марк. 15, 4). Господь пошелъ съ учениками своими въ Іерусалимъ, ясно предсказывая объ ожидающихъ Его тамъ страданіяхъ и крестной смерти: не устрашились пойти туда за Нимъ и св. жены. Господь преданъ однимъ изъ своихъ учениковъ и всѣ ученики, оставивъ Его, разбѣжались: не оставили Его только св. жены; онѣ горько плакали и рыдали, сопровождая Божественнаго Крестоносца на Голгоѳу (Лук. 23, 27). Господь — на крестѣ, всѣ почти злорадуются вокругъ Него и издѣваются надъ Нимъ: св. жены, пришедшіе за Нимъ изъ Галилеи, стоятъ издали вмѣстѣ съ пречистою Его Матерію и возлюбленнымъ ученикомъ и въ глубочайшей скорби взираютъ на Него (Лук. 23, 49). Господа погребаютъ: св. жены замѣтили мѣсто Его погребенія и спѣшатъ въ городъ, чтобы приготовить драгоцѣнное мѵро и ароматы, да помажутъ тѣло Его (Лук. 23, 55-56). Едва прошла великая суббота, св. жены мѵроносицы зѣло рано идутъ ко гробу Господа съ уготованными благовоніями, — и здѣсь уже ожидала ихъ вожделѣннѣйшая награда... Онѣ первыя пріяли отъ Ангела вѣсть о воскресеніи Жизнодавца, — первыя удостоились узрѣть Его самого воскресшаго и услышать отъ Него сладостнѣйшій гласъ: радуйтеся, первыя возвѣстили о воскресеніи Его самимъ св. апостоламъ (Матѳ. 28, 1-10; Лук. 24, 1-11).

Научитесь и вы, всѣ иночествующія и не иночествующія сестры, любить Господа такою же глубокою, постоянною и неистощимою любовію, какою любили Его св. жены мѵроносицы. Однѣ изъ васъ оставили міръ и все мірское, чтобы всецѣло посвятить себя здѣсь на служеніе Господу и уневѣстили себя Христу добровольными обѣтами дѣвственной, подвижнической жизни: старайтесь же соблюсти эти святые обѣты до конца, не смотря ни на какія скорби, лишенія и труды. Чѣмъ выше ваши обѣты, чѣмъ больше будетъ съ вашей стороны подвига и борьбы: тѣмъ высшая уготована вамъ и награда въ чертогахъ вашего небеснаго Жениха. Другія изъ васъ, хотя живутъ въ мірѣ и не принимали на себя того, что не всѣ понести могутъ, всѣ однакожъ сочетали себя Христу еще обѣтами крещенія, — обѣтами быть Его послѣдователями и исполнять во всемъ Его заповѣди: храните жъ эти спасительныя заповѣди всегда и неуклонно, какъ бы иногда ни казались онѣ вамъ тяжкими посреди соблазновъ міра, и помните твердо, что только этимъ вы можете показать свою любовь къ Тому, который сказалъ: аще кто любитъ Мя, заповѣди Моя соблюдетъ (Іоан. 14, 15. 23), только чрезъ это удостоитесь услышать отъ Него: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ (Матѳ. 5, 12).

Обращаюсь къ вамъ, благочестивые мужи, братіе о Христѣ! И для васъ есть ближайшій урокъ непосредственно отъ св. мужей — Іосифа и Никодима, урокъ такой же истинной любви къ Господу Іисусу, хотя вы, безъ сомнѣнія, понимаете, что и урокъ отъ св. женъ мѵроносицъ относится не къ однѣмъ женамъ. Надобно припомнить обстоятельства, посреди которыхъ жили св. Іосифъ и Никодимъ, чтобы понять все величіе ихъ преданности нашему Спасителю. Іосифъ былъ человѣкъ богатый и знаменитый членъ синедріона, верховнаго судилища іудейскаго (Матѳ. 27, 57; Марк. 15, 43); Никодимъ принадлежалъ къ сектѣ фарисеевъ, былъ князь жидовскій, т. е., одинъ изъ старѣйшинъ, и учитель народа — одинъ изъ книжниковъ (Іоан. 3, 1. 10). А члены синедріона, старѣйшины, книжники и фарисеи — они-то и были главными врагами Господа Іисуса, они-то и положили совѣтъ еще во дни Его проповѣди, да аще кто Его исповѣсть Христа, отлученъ отъ сонмища будетъ (Іоан. 9, 22), они-то и осудили и предали Его на смерть. И однакожъ, не смотря на все это, Іосифъ и Никодимъ не поколебались пойти противъ общаго предубѣжденія и ослѣпленія своихъ собратій, не поколебались приходить къ Іисусу, исповѣдать Его пришедшимъ отъ Бога и быть даже учениками Іисусовыми, хотя вначалѣ тайными страха ради іудейска (Іоан. 3, 2; 19, 38). Никодимъ не устрашился однажды защищать Господа на сонмищѣ архіереевъ и фарисеевъ, когда они невинно порицали Его (Іоан. 7, 50-51). Іосифъ смѣло воспротивился своимъ сочленамъ въ синедріонѣ и не присталъ совѣту и дѣлу ихъ, когда они осудили Господа на смерть, хотя одинъ противъ всѣхъ ничего не могъ сдѣлать (Лук. 23, 51). Когда же, наконецъ, Господь былъ распятъ на крестѣ и оставленъ всѣми: тогда Іосифъ и Никодимъ не стали болѣе скрывать своей вѣры въ Него, отложили всякій страхъ іудейскій, рѣшились на все изъ любви къ Распятому. Іосифъ смѣло идетъ къ Пилату просить тѣла Іисусова; Никодимъ приноситъ съ собою на Голгоѳу около ста фунтовъ смирны и алоя. Оба вмѣстѣ съ глубокою скорбію и слезами снимаютъ со креста окровавленное тѣло Божественнаго Учителя, омываютъ Его, посыпаютъ благовоніями и, обвивъ плащаницею чистою, полагаютъ въ новомъ гробѣ, въ саду Іосифовомъ. Злоба ослѣпленныхъ іудеевъ не замедлила открыться противъ благочестивыхъ мужей; они подверглись гоненіямъ, лишены всего, заключены въ темницу. Но воскресшій Жизнодавецъ утѣшилъ ихъ своимъ явленіемъ и сопричислилъ къ своему избранному стаду.

Такъ и мы всѣ, братіе, должны быть готовы на всякія жертвы изъ любви къ Господу. Ни богатство, ни знатность, ни власть, ни высокое образованіе — ничто не должно быть для насъ дороже Его св. вѣры и св. заповѣдей. И если бы что-либо сдѣлалось для насъ препятствіемъ къ неуклонному слѣдованію за Христомъ и къ исполненію Его воли: отвергнемъ отъ себя это препятствіе, какъ бы драгоцѣннымъ оно намъ ни казалось, и послужимъ нашему Господу всею душею, да воспріимемъ отъ Него нѣкогда и мзду по труду своему (1 Кор. 3, 8).

Братіе и сестры о Господѣ! Помните всегда, что въ христіанствѣ слава и честь всякому, дѣлающему благое, — всякому безъ всякаго различія пола и возраста. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 390-394.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0