Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ недѣлю пятую Великаго поста,
сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома, 9-го марта 1858 года.

Образъ покаянія тебе имуще, всепреподобная Маріе, Христа моли, во времени поста, сему намъ дароватися (Свѣтиленъ).

Мы видѣли образъ поста и молитвенныхъ подвиговъ, намъ близкій и доступный, въ лицѣ преподобнаго Іоанна Лѣствичника. Нынѣ предъ нами образъ покаянія такъ же близкій и доступный, въ лицѣ преподобной Маріи Египетской. Кто не знаетъ дивной жизни этой дивной жены? Кто не знаетъ, въ какую глубину золъ она низошла, на какую высоту добродѣтелей потомъ взошла и какъ совершился этотъ поразительный переходъ? Не станемъ же разсказывать то, что извѣстно всѣмъ, а изложимъ только, какія главныя истины, относящіяся къ подвигу покаянія, напоминаетъ намъ эта поучительная жизнь.

Первая истина та, что покаяніе для насъ всегда возможно. Какъ бы велики и многочисленны ни были наши пороки, какъ бы ни долго уже мы служили беззаконію, какъ бы ни укоренились и ни застарѣли во злѣ, — мы всегда можемъ очувствоваться и обратиться къ Богу съ молитвою о помилованіи. Семнадцать, самыхъ свѣжихъ и цвѣтущихъ, лѣтъ своей жизни Марія предавалась грѣхамъ нераскаянно. И какъ предавалась? Какимъ грѣхамъ? Казалось, она потеряла всякій стыдъ; казалось, она совершенно изгнала изъ сердца своего страхъ Божій, совершенно заглушила въ себѣ голосъ совѣсти. Имя Маріи было покрыто всеобщимъ позоромъ. Однакожъ и эта, повидимому, погибшая душа могла покаяться: отчего же не покаяться и намъ? Можетъ быть, наши грѣхи менѣе грѣховъ Маріи: тѣмъ легче для насъ покаяніе. А если даже не менѣе, если даже болѣе? Марія пришла въ себя и начала каяться, когда стремиласъ въ храмъ, чтобы поклониться животворящему древу креста Господня: св. крестъ — этотъ якорь спасенія для грѣшныхъ всегда съ нами; кровь Іисуса Христа, распятаго на крестѣ, способна очистить насъ отъ всякаго грѣха (Іоан. 2, 1). Воззовемъ только къ Нему, подобно Маріи, съ живою вѣрою въ Его крестныя заслуги и надеждою на Его милосердіе. Марія, когда начала каяться, узрѣвъ икону Богоматери при входѣ въ храмъ, со слезами умоляла Ее о ходатайствѣ предъ Богомъ: можемъ ли сомнѣваться, что Пресвятая Богородица всегда готова ходатайствовать и за каждаго изъ насъ, едва только мы обратимся къ Ней? Марія тогда же дала обѣтъ оставить прежній, порочный образъ жизни и исправиться: что въ состояніи возбранить и намъ изречь такой же обѣтъ, если только мы пожелаемъ? Но все это только начало.

Вторая истина, какую внушаетъ намъ жизнь преподобной Маріи Египетской, та, что недостаточно только сознать свои грѣхи и показать сокрушеніе о нихъ, недостаточно просить помилованія отъ Бога и дать обѣтъ лучшей жизни, а надобно потомъ на самомъ дѣлѣ исполнить этотъ обѣтъ, надобно вступить въ борьбу со всѣми страстями и пороками, въ которыхъ мы раскаивались, и побѣждать ихъ; надобно стараться загладить прежнія свои вины и благоугождать Богу противоположными добродѣтелями, скорбями, лишеніями. Послѣ семнадцати лѣтъ порочной жизни Марія, рѣшившись исправиться, немедленно удалилась въ пустыню и тамъ другія семнадцать лѣтъ неусыпно боролась съ своими грѣховными вожделѣніями и помыслами, которые влекли ее на прежній путь, — боролась, какъ съ лютыми звѣрьми, по ея собственному выраженію, пока не одержала надъ ними совершенной побѣды. Затѣмъ еще тридцать лѣтъ провела въ пустынѣ посреди всякаго рода лишеній и трудовъ, оплакивая свои прежнія студныя дѣла, измождая свою плоть воздержаніемъ и постомъ, подвизаясь въ непрестанномъ Богомысліи и молитвѣ. Плоть Маріи до того утончилась и покорилась духу, что иногда во время молитвы поднималась отъ земли и могла ходить по водамъ, какъ по сушѣ. Вотъ каково должно быть истинное покаяніе, а не такое, какимъ оно большею частію является у насъ! Нынѣ мы сокрушаемся о своихъ грѣхахъ, а черезъ день или нѣсколько дней снова принимаемся за тѣ же дѣла. Нынѣ даемъ обѣтъ отказаться отъ своихъ дурныхъ наклонностей и привычекъ и дѣйствовать по закону Божію, а при первомъ искушеніи уступаемъ этимъ наклонностямъ безъ малѣйшаго сопротивленія и борьбы. Нѣтъ, покаяніе во грѣхахъ, сознаніе ихъ виновности, сокрушеніе о нихъ, обѣты исправиться — все это только добрыя сѣмена. Нужно еще, чтобъ эти сѣмена отъ житейскихъ заботъ не заглушились и принесли плодъ: иначе что пользы? И кающіеся должны постоянно помнить слова св. Іоанна Предтечи: сотворите убо плодъ достоинъ покаянія (Матѳ. 3, 8), — т. е., засвидѣтельствуйте истину вашего покаянія исправленіемъ вашей жизни.

Наконецъ, третья истина, внушаемая намъ примѣромъ преподобной Маріи Египетской, состоитъ въ томъ, чтобы мы, стараясь сами раскаяться во грѣхахъ и исправиться, пользовались вмѣстѣ и богодарованными средствами для этой цѣли: таинствами покаянія и евхаристіи — и пользовались, какъ слѣдуетъ. Цѣлые десятки лѣтъ Марія оплакивала въ пустынѣ свой грѣхи и благоугождала Господу; многолѣтними подвигами совершенно преобразовала себя, взошла на высоту духовныхъ совершенствъ, уподобилась ангеламъ. А между тѣмъ все еще чувствовала надъ собою тяжесть давно минувшихъ своихъ беззаконій и молила Бога, чтобы Онъ удостоилъ ее облегчить совѣсть исповѣданіемъ своихъ грѣховъ предъ отцемъ духовнымъ. И вотъ, по устроенію Божію, приходитъ въ пустыню, гдѣ подвизалась преподобная, великій авва Зосима. О..., съ какою подробностію исповѣдала она тогда передъ нимъ свои грѣхи, какъ не щадила себя, какъ не устыдилась открыть ему всѣ даже малѣйшія обстоятельства, увеличивавшія ея виновность! Получивъ разрѣшеніе отъ преподобнаго, она просила его придти къ ней не прежде, какъ черезъ годъ, съ св. животворящими тайнами, желая достойнѣе приготовиться къ принятію ихъ, и когда тайны были принесены, она, послѣ обычныхъ молитвъ, съ величайшимъ благоговѣніемъ пріобщилась этой божественной пищѣ и питію. Если же такая высокая подвижница, столько лѣтъ каявшаяся предъ Богомъ, сочла для себя нужнымъ со всею подробностію исповѣдать свои грѣхи передъ отцемъ духовнымъ и со всѣмъ благоговѣніемъ вкусить тѣла и крови Христовой: не тѣмъ ли болѣе то и другое необходимо намъ — грѣшнымъ? Не самъ ли Спаситель сказалъ пастырямъ Церкви: имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ: и имже держите, держатся (Іоан. 20, 23)? А какъ они могутъ отпустить или не отпустить, если мы не откроемъ имъ, въ чемъ именно мы виновны? Кому также не извѣстны слова Спасителя, обращенныя ко всѣмъ намъ: аще не снѣсте плоти Сына Человѣческаго, ни піете крове Его, живота не имати въ себѣ (Іоан. 6, 53), а равно и наставленіе св. апостола: да искушаетъ же человѣкъ себе, и тако отъ хлѣба да ястъ, и отъ чаши да піетъ: ядый бо и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ, не разсуждая тѣла Господня (1 Кор. 11, 28-29)?

Напечатлѣемъ же, братіе, въ сердцахъ нашихъ всѣ три истины, какія преподаетъ намъ нынѣ примѣромъ своимъ преподобная мать наша Марія, и позаботимся теперь же, въ настоящемъ же посту, воспользоваться ими для нашего спасенія. А между тѣмъ не престанемъ взывать и къ ней: «образъ покаянія тебѣ имуще, всепреподобная Марія, Христа моли, во времени поста, сему намъ дароватися». Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 367-371.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0