Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ недѣлю четвертую Великаго поста,
сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома, 2-го марта 1858 года.

Сей родъ ничимже можетъ изыти, токмо молитвою и постомъ (Марк. 9, 29).

Въ минувшую недѣлю, такъ-называемую — средокрестную, св. Церковь для ободренія и укрѣпленія насъ въ подвигахъ великаго поста предлагала намъ св. крестъ нашего Спасителя и указывала на высочайшій образецъ Его крестныхъ подвиговъ, подъятыхъ для нашего спасенія. Нынѣ она съ тою же цѣлію возвѣщаетъ намъ изреченіе Спасителя о необходимости для насъ поста и молитвы и представляетъ болѣе близкій, болѣе доступный примѣръ для нашего подражанія въ преподобномъ Іоаннѣ Лѣствичникѣ.

Изреченіе Спасителя о духѣ злобы: сей родъ ничимже можетъ изыти, токмо молитвою и постомъ, повидимому, не относится къ намъ. Благодареніе Господу, мы не чувствуемъ себя одержимыми злымъ духомъ физически. Но, увы, братіе мои, всѣ мы болѣе или менѣе одержимы имъ нравственно по нашимъ грѣхамъ; во всѣхъ насъ онъ какъ бы обитаетъ и распоряжается нами: потому что, когда мы грѣшимъ, мы исполняемъ его волю, творимъ его похоти (Іоан. 8, 44). И если во дни четыредесятницы, по намѣренію св. Церкви, мы должны покаяться, очистить себя отъ грѣховъ, исправить свою жизнь: это значитъ, что мы должны изгнать изъ себя духа злобы, отвергнуться отъ него, отложить его темныя дѣла. Потому-то и заповѣдала намъ св. Церковь во всю четыредесятницу постъ и молитву, какъ самыя главныя и необходимыя средства для нашей цѣли. Необходима намъ теперь молитва и молитва усиленная: чѣмъ болѣе мы заботимся во дни покаянія изгнать изъ себя духа-искусителя, освободиться отъ его вліянія, тѣмъ упорнѣе онъ противится намъ, тѣмъ ожесточеннѣе нападаетъ на насъ, — а онъ и могущественнѣе насъ по самой своей природѣ и гораздо искуснѣе. Преодолѣть его мы можемъ не иначе, какъ только при помощи Божіей. Прочее, братіе моя, возмогайте во Господѣ и въ державѣ крѣпости его, сказалъ св. апостолъ Павелъ, начиная свои наставленія христіанамъ о духовныхъ оружіяхъ противъ духовъ злобы поднебесныхъ, и, окончивъ эти наставленія, снова повторилъ: всякою молитвою и моленіемъ молитеся на всяко время духомъ (Ефес. 6, 10. 18). Ибо оружія воинства нашего не плотская, но сильна Богомъ (2 Кор. 10, 4). Необходимъ намъ теперь постъ и постъ усиленный: бороться съ духомъ нечистымъ мы можемъ только своею душею, — а постъ, ослабляя нашу плоть, возвышаетъ и укрѣпляетъ душу и тѣмъ дѣлаетъ ее болѣе способною для борьбы. Чтобы успѣшнѣе дѣйствовать противъ діавола, надобно постоянно бодрствовать и слѣдить за всѣми его ухищреніями, — а постъ, укрощая въ насъ чувственныя пожеланія и влеченія, обыкновенно возмущающія нашу душу, устраняетъ главныя препятствія къ духовному бодрствованію и просвѣтляетъ око нашей души. Плоть наша съ ея страстями и худыми навыками есть первый союзникъ нашего исконнаго врага и вмѣстѣ съ нимъ воюетъ на нашъ духъ: надобно обуздать ее постомъ, обезсилить ея страсти воздержаніемъ и сдѣлать ее вполнѣ покорною духу. Другой союзникъ нашего врага есть міръ, во злѣ лежащій и увлекающій насъ своими соблазнами. Эти соблазны — по преимуществу соблазны чувственные, обольстительные для нашей плоти: постъ и воздержаніе, изнуряя тѣло, дѣлаютъ его менѣе воспріимчивымъ къ соблазнамъ міра и такимъ образомъ притупляютъ оружіе и другаго союзника діавола.

Не престанемъ же, братіе, со всѣмъ усердіемъ продолжать начатый нами постъ и усугублять наши молитвы какъ въ храмахъ Божіихъ, такъ и въ нашихъ жилищахъ, чтобы достигнуть желаемаго конца, — отогнать отъ себя діавола, отложить его дѣла, очистить себя отъ грѣховъ, памятуя постоянно слова Спасителя: сей родъ ничимже можетъ изыти, токмо молитвою и постомъ.

Преподобный Іоаннъ Лѣствичникъ, на котораго указываетъ намъ нынѣ св. Церковь, какъ на примѣръ для подражанія, есть одинъ изъ величайшихъ ратоборцевъ, побѣждавшихъ діавола постомъ и молитвою. Еще шестнадцати лѣтъ онъ оставилъ міръ и удалился на Синайскую гору. Девятнадцать лѣтъ провелъ онъ здѣсь подъ руководствомъ опытнаго старца-отшельника. Сорокъ лѣтъ подвизался одинъ въ пустынѣ, безъ земныхъ руководителей. Четыре года былъ самъ руководителемъ или игуменомъ другихъ въ знаменитой обители синайской. Наконецъ опять отошелъ въ свою любимую пустыню и, имѣя около восьмидесяти лѣтъ, предалъ духъ свой Богу. Вся жизнь угодника Божія, начиная съ шестнадцатилѣтняго возраста, была непрерывною войною съ врагами спасенія, въ особенности съ діаволомъ, и представляетъ собою одинъ, никогда не прекращавшійся, подвигъ поста и молитвы. Какъ плодъ своей духовной опытности, своихъ наблюденій за ходомъ духовной жизни въ самомъ себѣ, св. Іоаннъ оставилъ сочиненіе, извѣстное подъ именемъ Лѣствицы, отъ чего и самъ получилъ названіе Лѣствичника. Въ этомъ сочиненіи, которое также предлагаетъ намъ св. Церковь для чтенія во дни четыредесятницы, онъ съ подробностію описалъ весь путь восхожденія души человѣческой къ Богу, начерталъ духовную лѣствицу, состоящую изъ тридцати степеней и возводящую отъ земли на небо. На первыхъ степеняхъ показаны, такъ сказать, предварительные, начальные подвиги христіанина, желающаго спастися, приблизиться къ Богу и соединиться съ Нимъ. Затѣмъ — подвиги, чрезъ которые мало-по-малу совлекается христіанинъ ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотехъ прелестныхъ (Ефес. 4, 22), очищаетъ себя отъ всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1), искореняетъ въ себѣ все грѣховное. Наконецъ на высшихъ степеняхъ изображены подвиги, чрезъ которые христіанинъ облекается въ новаго человѣка, созданнаго по Богу въ правдѣ и въ преподобіи истины (Ефес. 4, 24). и достигаетъ въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4, 13). Всѣ эти подвиги, обозначающіе восхожденіе души человѣческой къ Богу, совершаются не иначе, какъ посреди непрестающей брани съ діаволомъ и его клевретами, и потому постоянно требуютъ отъ христіанина, какъ необходимыхъ оружій, поста и молитвы.

Изъяснять ли, братіе, какъ поучительны для насъ въ настоящіе дни жизнь и твореніе преподобнаго Іоанна Лѣствичника? Вотъ предъ нами не самъ Сынъ Божій, вочеловѣчившійся, съ его необычайными крестными страданіями, а совершенно подобострастный намъ человѣкъ! И этотъ человѣкъ провелъ цѣлые десятки лѣтъ въ подвигахъ не прекращавшагося поста и молитвы! Ужели же мы не можемъ и откажемся провести въ подобныхъ подвигахъ, по крайней мѣрѣ, четыредесятницу дней? Не говорите, что онъ былъ инокъ: развѣ не всѣ мы должны быть строгими подвижниками, особенно на время покаянія? Развѣ не всѣ должны отказываться отъ грѣховнаго міра и отъ удовольствій плоти, чтобы всецѣло служить Господу, отъ котораго ожидаемъ себѣ помилованія? Не говорите, что Лѣствица преподобнаго Іоанна написана собственно для иноковъ: она написана для иноковъ, но содержитъ въ себѣ прекрасныя наставленія и для мірянъ, ищущихъ спасенія; для иноковъ она можетъ служить руководствомъ всегда, а мірянами, по указанію св. Церкви, пусть съ благоговѣніемъ прочтется, по крайней мѣрѣ, въ теченіе св. четыредесятницы.

Преподобный и Богоносный отче нашъ Іоанне! Моли Христа Бога, да пошлетъ Онъ намъ силы и ревность шествовать вслѣдъ за тобою по степенямъ духовной лѣствицы, возводящей на небо, шествовать особенно въ настоящіе дни поста и покаянія. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 362-366.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0