Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ недѣлю третью Великаго поста,
сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 23-го февраля 1858 года.

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).

Вся жизнь христіанина должна быть исполненіемъ этой заповѣди Спасителя. Но особенно ей посвящаются, по намѣренію св. Церкви, дни христіанскаго поста и покаянія. Истинный постъ и покаяніе непремѣнно требуютъ отъ насъ самоотверженія, — иначе они невозможны, — и состоятъ именно въ томъ, что мы, каждый на собственномъ крестѣ, распинаемъ плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), и стараемся умертвить своего ветхаго человѣка сь дѣяньми его, т. е., отложить и очистить свои грѣхи (Ефес. 4, 22). Подвигъ нелегкій для нашихъ слабыхъ силъ, тѣмъ болѣе, что онъ въ настоящій постъ долженъ продолжаться цѣлую четыредесятницу! Что же дѣлаетъ наша св. руководительница? Едва мы совершили половину труднаго поприща, какъ она износитъ изъ алтарей и поставляетъ предъ нами св. крестъ самого Господа Іисуса, по слѣдамъ котораго мы шествуемъ, чтобы мы, взирая на высокій образецъ нашего Предтечи (Евр. 6, 20) и Началовождя, ободрялись послѣ пройденнаго пути и укрѣплялись на дальнѣйшій трудъ поста и покаянія. Можно ли найти средство болѣе близкое и надежное?

Скажите, за кого это пострадалъ Христосъ Спаситель? Онъ пострадалъ не за Себя, а за насъ; Онъ чистъ отъ всякаго грѣха и совершенно невиненъ, но благоволилъ воспринять на Себя грѣхи всего человѣчества, и за нихъ-то умеръ на крестѣ, чтобы искупить насъ своею смертію отъ вѣчныхъ мученій за грѣхи и пріобрѣсть намъ вѣчное блаженство. А мы за кого страдаемъ или должны страдать на своихъ крестахъ? Мы страдаемъ за себя и для себя. Мы изнуряемъ плоть свою, воюющую на духъ, отказываемъ себѣ въ порочныхъ навыкахъ и удовольствіяхъ, не даемъ пищи своимъ страстямъ, сокрушаемся о своихъ грѣхахъ, сѣтуемъ, скорбимъ... для того, чтобы самихъ себя очистить отъ всякаго беззаконія, самихъ себя предохранить отъ огня адскаго, самимъ себѣ стяжать царство небесное. Итакъ, если Христосъ пострадалъ за насъ, единственно изъ любви къ намъ: ужели мы откажемся страдать за себя, изъ любви къ себѣ? Ужели изъ одной благодарности къ Нему не найдемъ въ себѣ довольно твердости, чтобы нести вслѣдъ за Нимъ свой крестъ и продолжать подвигъ поста и покаянія?

И что это за страданія, что это за крестъ, которые мы должны понести? Какъ малы, ничтожны они предъ крестомъ и страданіями нашего Спасителя, продолжавшимися всю Его жизнь! Вамъ кажется прискорбнымъ воздерживаться въ теченіе извѣстнаго времени отъ вашихъ любимыхъ яствъ, утучняющихъ тѣло, и быть вообще умѣреннѣе въ пищѣ и питіи: а Христосъ — Страдалецъ, какъ Онъ постился для насъ? Онъ постился сряду сорокъ дней и сорокъ ночей, не вкушая никакой пищи и питія, пока наконецъ взалкалъ; на крестѣ томила Его такая смертельная жажда посреди мученій за насъ, что онъ воскликнулъ: жажду, — и для утоленія этой жажды Ему поднесли оцетъ съ желчію! Вы обременяетесь тѣмъ, что должны въ продолженіе поста чаще посѣщать храмы Божіи и усилить свои молитвы и въ храмахъ и въ своихъ жилищахъ. А вспомните, сколько молился за насъ Христосъ, вовсе не имѣвшій нужды въ молитвѣ для Себя, какъ, уединившись, проводилъ Онъ цѣлыя ночи въ молитвѣ. Вспомните особенно Его молитву въ геѳсиманскомъ саду незадолго предъ крестными страданіями, которая была такъ сильна, пламенна и продолжительна, что тѣло Его источало кровавый потъ. Тяготитъ васъ и этотъ видъ смиренія, уничиженія, грусти, какого требуютъ сокрушеніе о грѣхахъ и самое время покаянія. А Христосъ въ какомъ униженіи находился ради насъ въ теченіе всей своей жизни, какія поруганія перенесъ предъ своею смертію, какому позору и поношенію подвергся на крестѣ, когда видъ Его былъ, по истинѣ, безчестенъ и умаленъ паче всѣхъ сыновъ человѣческихъ (Ис. 53, 3)! На нашихъ крестахъ если умерщвляется мало-по-малу нашъ ветхій человѣкъ, — то умерщвляется въ смыслѣ нравственномъ. А Христосъ потерпѣлъ за насъ физическія страданія: Онъ подвергся біенію, оплеваніямъ, заушеніямъ, Онъ язвенъ бысть за грѣхи наша и мученъ бысть за беззаконія наша (Ис. 53, 5), Онъ испыталъ на крестѣ болѣзни адовы (Псал. 17, 6) и вкусилъ смерть самую позорную и мучительную.

Посмотримъ, наконецъ, и на послѣдствія Его страданій. Своимъ крестомъ нашъ Спаситель побѣдилъ міръ, во злѣ лежащій, и діавола. Итакъ, если во дни поста и покаянія эти враги нашего спасенія нападаютъ на насъ даже болѣе, чѣмъ когда-либо, — да не страшимся ихъ и не унываемъ духомъ: подъ знаменемъ Побѣдителя ихъ мы въ состояніи отразить всѣ ихъ нападенія. Своимъ крестомъ нашъ Спаситель усыновилъ насъ Богу и стяжалъ для насъ неисчерпаемое обиліе благодатныхъ даровъ Святаго Духа: итакъ, если изнеможемъ въ борьбѣ, то воззовемъ къ Отцу нашему небесному, и Онъ дастъ самого Духа Святаго просящимъ у Него (Лук. 11, 13), Духа всесильнаго, способствующаго намъ въ немощехъ нашихъ (Рим. 8, 26). Господь не только побѣдилъ нашихъ враговъ своимъ крестомъ, но и пріобрѣлъ намъ друзей и братій въ лицѣ ангеловъ Божіихъ и вообще небожителей: будемъ призывать и этихъ помощниковъ нашихъ, особенно же ангела хранителя своего, когда почувствуемъ оскудѣніе нашихъ силъ при подвигахъ поста и покаянія. Господь чрезъ свои крестныя страданія вошелъ въ славу свою по самому своему человѣчеству (Лук. 24, 26) и намъ отверзъ входъ въ царство небесное къ вѣчной славѣ: Устремляйте взоры и на эту вождѣленную славу, къ которой ведетъ путь креста, и воодушевляйтесь, мыслію, что если мы постраждемъ со Христомъ, то съ Нимъ и прославимся.

Такимъ образомъ, братіе, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій еще намъ подвигъ поста и покаянія, взирающе на начальника вѣры, и совершителя Іисуса, Иже вмѣсто предлежащія Ему радости, претерпѣ крестъ, о срамотѣ нерадивъ, одесную же престола Божія сѣде (Евр. 12, 1 и 2). И если мы совершимъ этотъ подвигъ, какъ подобаетъ христіанамъ и сынамъ православной Церкви: то приготовимся достойно встрѣтить и свѣтлое воскресеніе нашего Спасителя и сподобимся быть участниками Его торжества и славы. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 358-361.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0