Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ недѣлю вторую Великаго поста,
сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 16 февраля 1858 года.

Чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои (Марк. 2, 5).

Принесли къ Господу Іисусу разслабленнаго, — принесли съ полною вѣрою, что Онъ исцѣлитъ и этого несчастнаго, какъ исцѣлялъ безчисленное множество другихъ подобныхъ отъ всякаго рода болѣзней. И что же слышатъ отъ Господа? Прежде всего слышатъ слова Его къ разслабленному: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои. А потомъ-то уже, когда нѣкоторые изъ свидѣтелей начали сомнѣваться въ Его Божественной власти отпущать грѣхи, Онъ присовокупилъ: но да увѣсте, яко власть имать Сынъ человѣческій на земли отпущати грѣхи, тебѣ глаголю: востани, и возми одръ твой, и иди въ домъ твой (Марк. 2, 10-11). Какая мысль скрывается въ этомъ дѣйствіи и въ этихъ изреченіяхъ нашего Спасителя? Та, что между нашими болѣзнями и нашими грѣхами находится самая тѣсная внутренняя связь, что наши болѣзни зависятъ отъ нашихъ грѣховъ, и слѣдовательно, съ другой стороны, должны служить для насъ средствами противъ нашихъ грѣховъ, для нашего нравственнаго блага. Таковъ именно и долженъ быть взглядъ христіанина на человѣческія болѣзни.

Человѣкъ вышелъ изъ рукъ Творца своего совершеннымъ по душѣ и по тѣлу, безгрѣшнымъ и безболѣзненнымъ. Но какъ только согрѣшили наши прародители, они подверглись и болѣзнямъ (Быт. 3, 14). Что такое грѣхъ? Это есть неповиновеніе, противленіе волѣ Создателя, есть нарушеніе нравственнаго закона, положеннаго въ нашей природѣ, есть уклоненіе нашей души, разумно-свободной, отъ ея высокаго назначенія. Значитъ, грѣхъ есть дѣйствіе противоестественное. И потому, какъ противоестественное дѣйствіе, онъ неизбѣжно долженъ былъ низвратить и повредить всѣ силы нашей души, а по тѣсной связи души съ тѣломъ, неизбѣжно низвратилъ и повредилъ и всѣ силы нашего тѣла, внесъ въ него сѣмена разстройства и болѣзней; онъ разомъ отравилъ своимъ ядомъ все наше существо. Во грѣхѣ прародительскомъ мы зачинаемся и раждаемся, съ сѣменами болѣзней являемся въ міръ; а потомъ, когда начинаемъ сами грѣшить, мы развиваемъ эти сѣмена болѣе и болѣе и вкушаемъ отъ нихъ горькіе плоды. Бываютъ примѣры, очевидные для всѣхъ, какъ люди, предающіеся невоздержанію, пьянству, распутной жизни и другимъ порокамъ, постепенно истощаютъ и ослабляютъ свой организмъ, заражаютъ его многочисленными болѣзнями и преждевременно приближаются къ могилѣ. Но и въ тѣхъ случаяхъ, когда эта связь между грѣхами и болѣзнями менѣе очевидна, она несомнѣнно существуетъ. Не указывайте на праведниковъ, что и они нерѣдко терпятъ болѣзни, даже тяжкія, какъ праведный Іовъ: и праведники не чужды прародительскаго грѣха, и праведники иногда седмижды въ день падаютъ. Не указывайте и на тѣхъ грѣшниковъ, которые, сколько ни предаются беззаконіямъ, все наслаждаются здоровьемъ: грѣхи не всегда скоро и не во всѣхъ производятъ явную болѣзнь, но всегда разстроиваютъ силы человѣка, и рано или поздно это постоянно увеличивающееся разстройство можетъ окончиться такими недугами, какихъ и не ожидаютъ, — что нерѣдко повторяется предъ нашими глазами. Правда, бываетъ весьма много болѣзней, которыя зависятъ не отъ насъ, а отъ враждебнаго вліянія окружающей насъ природы и отъ другихъ внѣшнихъ причинъ и обстоятельствъ. Но спрашиваю: отчего это природа такъ враждебно дѣйствуетъ на насъ? Не оттого ли, что мы сами поставили себя во враждебное, противоестественное къ ней отношеніе своими грѣхами, выступивъ изъ того чина, въ какомъ поставилъ насъ Творецъ? Не оттого ли, что она еще вначалѣ проклята въ дѣлѣхъ человѣка (Быт. 3, 17)? Почему наше тѣло такъ воспріимчиво къ вреднымъ вліяніямъ природы? Не потому ли, что оно разстроено, ослаблено грѣхомъ, и не имѣетъ въ себѣ довольно силы, чтобы имъ противодѣйствовать? А главное, кто управляетъ и нашею жизнію, и окружающею насъ природою, и всѣми обстоятельствами, отъ которыхъ часто происходятъ наши болѣзни, — кто, какъ не Богъ? Но когда Богъ посылаетъ или попущаетъ на насъ болѣзни, то, безъ сомнѣнія, не за наши добрыя дѣла, — Богъ безконечно правосудный и всеблагій. Итакъ всѣ наши болѣзни бываютъ или естественными слѣдствіями нашихъ грѣховъ, или положительными наказаніями Божіими за наши грѣхи.

Но благодареніе Вседержителю! Онъ и изъ зла естественнаго желаетъ извлекать, по возможности, нравственную для насъ пользу, и наказывая насъ, имѣетъ въ виду благотворныя для насъ цѣли. Онъ поражаетъ насъ болѣзнями для того, чтобы мы сознали и почувствовали, какъ пагубны для насъ наши грѣхи, какъ прогнѣвляемъ мы сами своего Господа, и вслѣдъ за тѣмъ поспѣшили очиститься отъ грѣховъ и исправиться: въ такихъ случаяхъ болѣзни становятся какъ бы врачевствами противъ грѣховъ и побужденіями къ добродѣтели. Въ другое время Онъ попущаетъ на насъ болѣзни, иногда продолжающіяся цѣлые годы и десятки лѣтъ, чтобы воспрепятствовать намъ совершить тѣ величайшія, можетъ быть, злодѣянія, какія мы совершили бы, если бы оставались здоровы, и которыя Онъ, какъ всевѣдущій, предвидитъ: болѣзни тогда служатъ для насъ предохраненіями отъ грѣховъ. Наконецъ, посѣщаетъ Господь болѣзнями нерѣдко самихъ праведниковъ, какъ Іова и истинныхъ христіанъ, чтобы посреди страданій испытать и очистить ихъ, какъ очищается злато въ горнилѣ, чтобы посреди страданій еще болѣе могла возвыситься ихъ вѣра, укрѣпиться ихъ надежда, содѣлаться непоколебимою ихъ любовь къ Богу, могли обнаружиться во всемъ свѣтѣ всѣ ихъ добрыя свойства: болѣзни въ такихъ случаяхъ способствуютъ къ нравственному преуспѣянію праведниковъ и къ возвышенію ихъ будущей славы (2 Кор. 4, 16-17).

Теперь уже само собою опредѣляется и то, какъ мы должны вести себя по отношенію къ болѣзнямъ.

Когда приходитъ къ намъ болѣзнь: мы встрѣчаемъ ее обыкновенно съ скорбію, а иногда и съ ропотомъ. Скорбѣть тутъ естественно, но роптать несправедливо: потому что болѣзни зависятъ отъ насъ же самихъ, а если и посылаются на насъ Богомъ, то для нашего же нравственнаго блага. Слѣдовательно, напротивъ, мы должны встрѣчать ихъ съ благодарностію къ Богу и лобызать десницу, наказующую насъ.

Когда болѣзнь въ насъ водворяется: мы большею частію обращаемся къ врачамъ и пользуемся ихъ лекарствами. Это хорошо: потому что и врача и лекарства далъ Богъ. Но здѣсь только половина дѣла. Нужно въ то же время обращаться и къ врачамъ и врачевствамъ духовнымъ, чтобы искоренить въ себѣ самую причину нашихъ болѣзней, нужно очистить свою душу отъ грѣховъ въ таинствѣ покаянія, вкусить отъ источника жизни и здравія въ таинствѣ евхаристіи, исполнить заповѣдь апостола: болитъ ли кто въ васъ, да призоветъ пресвитеры церковныя и да молитву сотворятъ надъ нимъ, помазавше его елеемъ, во имя Господне. И молитва вѣры спасетъ болящаго, и воздвигнетъ его Господь: и аще грѣхи сотворилъ есть, отпустятся ему (Іак. 5, 14-15). Вотъ такое врачеваніе болѣзней будетъ христіанское!

Когда болѣзнь наша проходитъ: мы почти всегда забываемъ о ней и только изрѣдка стараемся беречь себя отъ того, что, по нашему мнѣнію, произвело въ насъ эту болѣзнь. А между тѣмъ, по прошествіи каждой болѣзни, нашъ долгъ — заботиться объ исправленіи нашей нравственной жизни, чтобы этимъ и возблагодарить Господа за наше уврачеваніе и предохранить себя на будущее время отъ другихъ болѣзней.

Братіе мои! Теперь у насъ время спасительнаго поста и покаянія. Постараемся же воспользоваться этимъ временемъ, да удостоимся услышать отъ Господа вожделѣнныя слова: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои, чтобы потомъ могли исполняться на насъ и послѣдующія Его слова: востани, возми одръ твой, и иди въ домъ твой. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 353-357.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0