Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ недѣлю Православія,
сказанное въ Казанскомъ С.-Петербургскомъ соборѣ въ 1844 году.

Православія день празднуя, православніи людіе наипаче прославимъ Виновника всѣхъ благъ Бога, Иже сый благословенъ во вѣки (Изъ послѣдов. въ недѣлю Православія).

Всѣ мы знаемъ, братіе, по собственному опыту, что очень нерѣдко блага, которыми постоянно пользуемся, вовсе и не кажутся намъ благами, или, по крайней мѣрѣ, теряютъ въ глазахъ нашихъ весьма много цѣны. Ахъ, не въ высшей ли степени это справедливо по отношенію къ безцѣнному нашему сокровищу — православной вѣрѣ Христовой?... Нынѣ св. Церковь, празднуя торжество своего Православія, призываетъ насъ благодарить Виновника всѣхъ благъ за это безцѣнное сокровище. Вотъ намъ прекрасный случай освѣжить въ своемъ умѣ важнѣйшую истину, которую памятовать для насъ всего необходимѣе, и которую, къ прискорбію, мы такъ часто забываемъ. Да и когда, если не въ торжество Православія торжественно возвѣстить съ сего священнаго мѣста во всеуслышаніе православнымъ, что первое и высочайшее наше благо на землѣ есть, неоспоримо, она — наша святая, отеческая, православная вѣра?!.. Первое и потому, что мы люди; и потому, что мы сыны Россіи.

На человѣка можно смотрѣть съ двухъ сторонъ: какъ на существо, высшее всѣхъ на землѣ по своей природѣ, и какъ на существо, несчастнѣйшее всѣхъ на землѣ по своему грѣхопаденію. И правильный взглядъ на человѣка непремѣнно долженъ обнимать его съ обѣихъ этихъ сторонъ.

Что же, — какое благо можно назвать первымъ для человѣка, какъ существа, превосходнѣйшаго изъ всѣхъ земнородныхъ? Въ этомъ отношеніи всякое благо для него потому только и есть благо, что удовлетворяетъ той или другой потребности его природы. Слѣдовательно, первымъ благомъ въ строгомъ смыслѣ можетъ быть для насъ только то, которое бы удовлетворяло самымъ высшимъ потребностямъ нашего существа. Какія же это потребности? Безъ сомнѣнія, не потребности тѣлесныя: ибо потребности сіи есть и у низшихъ животныхъ; значитъ, и блага чувственныя для людей, не великой цѣны. Безъ сомнѣнія, и не душевныя потребности, которыя также общи намъ со всѣми животными, хотя у насъ являются на высшей степени, нежели у нихъ; значитъ, и душевныя блага — знанія, искусства и тому подобныя — для насъ, какъ людей, все еще не высшія блага. Нѣтъ, есть у насъ потребности, или справедливѣе, есть одна потребность духовная, которой уже не имѣетъ ни одно низшее животное, которая принадлежитъ намъ собственно, какъ людямъ, превознесеннымъ надъ всѣми земнородными, и обща намъ съ безплотными, совершеннѣйшими духами. Это — потребность таинственнаго общенія и единенія съ самимъ Богомъ (Іоан. 17, 21), по образу котораго мы сотворены; потребность жизни въ Богѣ, Богомъ и для Бога (Рим. 6, 10), благодать котораго столько же необходима для нашего духа, сколько воздухъ и пища для тѣла, знанія и законъ для души. Выше этой потребности не только въ насъ, но и вообще въ существахъ сотворенныхъ даже быть не можетъ. И сей-то высочайшей потребности нашего естества вполнѣ удовлетворяетъ Богодарованная намъ вѣра Христова: здѣсь всеблагій Человѣколюбецъ самъ зоветъ насъ въ благодатное единеніе съ Собою, самъ указываетъ намъ всѣ нужныя средства къ тому, самъ вмѣстѣ со Отцемъ небеснымъ приходитъ къ намъ и творитъ въ насъ для Себя обитель (Іоан. 14, 23), такъ что христіанинъ истинно-вѣрующій и пребываяй въ любви, по истинѣ, въ Бозѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ (Іоан. 4, 16), не ктому живетъ самъ, но живетъ въ немъ Христосъ (Гал. 2, 20). Сей-то высочайшей нашей потребности удовлетворяетъ только она одна — вѣра Христова православная, именно — вѣра, которая принесена на землю Сыномъ Божіимъ, истиннымъ Спасителемъ человѣковъ, проповѣдана въ началѣ Его св. апостолами, и съ тѣхъ поръ блюдется и проповѣдуется, во всей чистотѣ, Его православною Церковію: Азъ есмь путь и истина и животъ: никтоже пріидетъ ко Отцу, токмо Мною (Іоан. 14, 6), — засвидѣтельствовалъ самъ Христосъ, Господь нашъ; безъ Мене не можете творити ничесоже; аще кто во Мнѣ не пребудетъ, извержется вонъ (Іоан. 15, 5-6). И тамъ, гдѣ измѣнена истина Христова и обезображена заблужденіями человѣческими, можно ли безъ противорѣчія утверждать, будто и тамъ истинная вѣра Христова, когда Христосъ одинъ, истина также одна, и между истиною и заблужденіемъ не можетъ быть никакого общенія?... Отсюда слѣдуетъ, что вѣра православная для насъ, какъ людей, есть не только благо первое и высшее, но и благо единственное. Только она одна возвышаетъ насъ на степень людей, и даетъ намъ возможность жить жизнію истинно человѣческою; только она одна подлинно отличаетъ насъ отъ низшихъ животныхъ, и уподобляетъ совершеннѣйшимъ духамъ; только она одна дѣлаетъ насъ чадами Божіими, причастниками Божественнаго естества.

Посмотримъ ли мы теперь на себя, какъ на существа, несчастнѣйшія всѣхъ на землѣ по своему грѣхопаденію, мы опять увидимъ, что и въ этомъ отношеніи не только первое, но даже единственное наше благо есть та же самая православная вѣра Христова. Ибо въ чемъ эти наши несчастія? Въ томъ, что грѣхи наши безконечно прогнѣвили нашего Создателя, и удаляютъ насъ отъ Него; въ томъ, что они глубоко повредили и непрестанно повреждаютъ болѣе и болѣе всѣ силы нашего существа; въ томъ, что они лишили насъ вѣчнаго блаженства, и уготовляютъ для насъ вѣчную погибель; короче: всѣ наши несчастія въ самихъ же грѣхахъ, а все прочее необходимо уже изъ нихъ вытекаетъ. Кто же изъ насъ не знаетъ, братіе, что отъ этихъ несчастій освобождаетъ и можетъ освободить насъ собственно одна лишь вѣра Христова, вѣра православная? Въ святѣйшихъ своихъ таинствахъ она очищаетъ насъ отъ всѣхъ грѣховъ; а очищая, она въ то же время и тѣмъ самымъ примиряетъ насъ съ Богомъ и содѣлываетъ сынами Его; перераждаетъ, обновляетъ и освящаетъ все наше естество, сообщаетъ намъ всѣ благодатныя дарованія для нашего послѣдующаго преуспѣянія во благочестіи, для нашего постепеннаго восхожденія отъ силы въ силу, отъ славы въ славу. Муки вѣчныя — оброцы грѣха тогда уже не для насъ, если мы пребудемъ истинными христіанами до самой своей кончины; нѣтъ, — горніе престолы, небесные вѣнцы, вѣчная слава и блаженство со Христомъ: вотъ тогда удѣлъ нашъ! О, Боже милосердый! Мало того, что Ты, по безконечной благодати своей, освобождаешь насъ отъ величайшихъ бѣдствій, исторгаешь изъ самой бездны адовой, Ты даруешь еще намъ такія блага, поставляешь насъ на такую высоту, о которыхъ мы и помыслить бы не дерзнули.... Столько-то безцѣнна для насъ — грѣшниковъ вѣра Христова! И не забудемъ, что нѣсть иного имене подъ небесемъ, даннаго въ человѣцѣхъ, о немже подобаетъ спастися намъ, кромѣ имени Іисуса Христа (Дѣян. 4, 12); нѣтъ, слѣдовательно, и другаго пути ко спасенію, кромѣ истинной, неповрежденной вѣры Христовой, т. е., вѣры православной; нѣтъ, слѣдовательно, и другой руководительницы ко спасенію, кромѣ истинной же Церкви Христовой, т. е., Церкви православной.

Какъ сыны Россіи, мы, безъ сомнѣнія, должны почесть для себя первымъ благомъ то, что, съ одной стороны, доселѣ имѣло самое благотворное вліяніе на судьбу нашего отечества, и отъ чего съ другой — всего болѣе можетъ зависѣть его будущее благосостояніе. Но въ этомъ и другомъ отношеніи, сколько бы мы ни размышляли, по всей справедливости, мы должны приписать это важное преимущество православной вѣрѣ Христовой, которая, по слову Апостола, имѣя въ себѣ для людей обѣтованіе живота грядущаго, съ тѣмъ вмѣстѣ имѣетъ для насъ обѣтованіе и живота нынѣшняго (1 Тим. 4, 8).

Въ самомъ дѣлѣ, сколько уже благодѣяній — и какихъ благодѣяній совершила для насъ православная вѣра? Не она ли еще въ началѣ измѣнила наши дикіе, языческіе обычаи, умягчила наши нравы, и, по самому свойству своему, преобразуя душу, освящая сердце и облагороживая все внутреннее существо человѣка, естественно преобразовала мало-по-малу самый внѣшній нашъ бытъ? Одно это благодѣяніе есть уже благодѣяніе величайшее! Не она ли принесла къ намъ съ собою первые лучи просвѣщенія, и соблюдала этотъ благодѣтельный свѣтъ для нашихъ предковъ посреди всѣхъ бурь и треволненій политическихъ? Не она ли первая значительно образовала и сохранила для насъ наше древнее родное слово; возвысила и усовершенствовала духъ нашихъ отечественныхъ законовъ? Еще три благодѣянія, и благодѣянія величайшія! Но что всего важнѣе — не вѣра ли православная посѣяла, вкоренила и возрастила во всѣхъ сынахъ Россіи это безпредѣльное благоговѣніе и любовь къ своимъ вѣнценосцамъ, какъ помазанникамъ Божіимъ, это всецѣлое, безусловное имъ повиновеніе, которое во всѣ времена было главнѣйшимъ источникомъ нашего счастія? Не вѣра ли православная также всегда научала нашихъ добрыхъ князей и монарховъ благочестивѣйшихъ любить своихъ подданныхъ, какъ братій о Христѣ, не щадить для нихъ ничего, трудиться для ихъ блага до самопожертвованія, и такимъ образомъ изливать на нашу любезную родину новый неизсякаемый источникъ счастія?... Бывали, братіе, всѣ мы это знаемъ, бывали нѣкогда страшныя годины для нашей отчизны, когда, по-видимому, уже не оставалось ей никакой надежды на спасеніе: о, кто спасъ бы ее въ тѣ минуты, если бы не православная вѣра? Она-то возжигала тогда въ нашихъ благочестивыхъ пастыряхъ неудержимую ревность смѣло призывать всѣхъ православныхъ на защиту отечества; она-то укрощала тогда у насъ внутреннія распри, погашала тайныя крамолы, подавляла мелкіе разсчеты самолюбія и воодушевляла всѣ сословія одною благороднѣйшею мыслію — приносить въ жертву отечеству достояніе и жизнь. И непобѣдимы являлись наши Христолюбивые воины, сражаясь за святую Русь, сражаясь за православную вѣру! Но у насъ недостало бы ни времени, ни силъ подробно исчислить все то, что сдѣлала для блага нашей родины наша св. вѣра: имѣяй уши слышати, довольно услышитъ и уразумѣетъ и изъ немногаго сказаннаго.

На основаніи прошедшаго намъ легко уже судить и о будущемъ, Вѣра Христова всегда одна и та же неизмѣнна въ своемъ существѣ, неизмѣнная и въ своихъ дѣйствіяхъ на родъ человѣческій. Слѣдовательно, какъ доселѣ, такъ и впредь навсегда она останется первою нашею благодѣтельницею, если только мы останемся ей вѣрными. Вѣковые опыты доказали, что ничто столько не питаетъ въ народахъ истинной любви къ отечеству и къ своимъ приснымъ, какъ христіанская вѣра, повелѣвающая полагать самую душу свою за други своя (Іоан. 15, 13); ничто столько не питаетъ въ народахъ совершеннѣйшей преданности и повиновенія къ помазанникамъ Божіимъ и вообще ко всѣмъ властямъ, какъ христіанская же вѣра, научающая насъ, что владѣетъ Вышній царствомъ человѣческимъ, и ему же восхощетъ дастъ е (Дан. 4, 22), что Имъ царіе царствуютъ, и сильніи пишутъ правду (Прит. 8, 15), что нѣсть власть, аще не отъ Бога, и что потому противляяйся власти, Божію повелѣнію противляется (Рим. 13, 12). Вѣковые опыты засвидѣтельствовали, что ничто столько не даетъ обществамъ человѣческимъ лучшихъ и полезнѣйшихъ членовъ, какъ христіанская же вѣра. Ибо какіе члены въ обществѣ могутъ быть названы полезнѣйшими? Справедливость отвѣчаетъ, что это тѣ усердные граждане, которые свято исполняютъ всѣ частныя обязанности своего званія, каково бы оно ни было, любя его искренно и будучи имъ довольны; это тѣ достойные отцы семействъ, тѣ воспитатели и наставники, которые не внушаютъ дѣтямъ и питомцамъ своимъ другаго страха, кромѣ страха Божія, другой чести, кромѣ чести дѣлать добро, любить свою родину и со временемъ принести ей на жертву все драгоцѣнное; это знатные и богатые, постоянно занятые участію низшихъ и несчастныхъ своихъ согражданъ, и всегда украшающіе себя одною правдою и благотворительностію; это ревностные пастыри Церкви, которые окомъ бываютъ слѣпымъ, ногою хромымъ (Іов. 29, 15); словомъ: это всѣ добрыя и благочестивыя души, для которыхъ любовь къ человѣчеству есть не разсчетъ эгоизма, а священнѣйшая обязанность и невольное влеченіе. Вотъ истинные мужи государственные, на какой бы степени въ обществѣ они ни стояли — на первой, или на самой послѣдней! И этихъ-то истинныхъ патріотовъ образуетъ одно христіанство: ибо оно одно имѣетъ средства содѣлывать людей добрыми. Прибавьте же къ сему, возлюбленные, что вѣра православная, впродолженіе вѣковъ, слилась, такъ сказать, нераздѣльно слилась съ жизнію нашего отечества, содѣлалась душею нашего политическаго тѣла и первымъ изъ коренныхъ началъ нашей народности, — и вы поймете, что теперь уже неизбѣжно одно изъ двухъ: если мы, подобно своимъ отцамъ и дѣдамъ, будемъ истинно дорожить этимъ сокровищемъ, будемъ блюсти, яко зеницу ока, свою отеческую вѣру, — она во вѣки не престанетъ, по прежнему, благодѣтельствовать сынамъ Россіи. Но если мы измѣнимъ вѣрѣ отцевъ, уклонимся на распутія: о, тогда — судите сами — что тогда должно послѣдовать съ нашимъ отечествомъ?

Время наконецъ, братіе, усвоить намъ и тѣ важнѣйшіе уроки, какіе заключаются въ разсмотрѣнной нами истинѣ.

Вѣра православная есть первое для насъ благо и какъ для людей, и какъ для сыновъ Россіи. Итакъ, прежде всего и болѣе всего, прославимъ и возблагодаримъ Виновника всѣхъ благъ Бога за то, что Онъ удостоилъ насъ отъ самаго рожденія узнать это сокровище и имъ пользоваться; за то, что чрезъ вѣру православную Онъ возвеличилъ, превознесъ и препрославилъ наше отечество посреди другихъ народовъ. Возблагодаримъ Его особенно нынѣ, когда насъ призываетъ къ тому св. Церковь, и когда мы празднуемъ, вмѣстѣ съ нею, торжество Православія. Не престанемъ благодарить и всегда — во всѣ прочіе дни живота нашего: ибо не всегда ли мы пользуемся благодѣяніями св. вѣры? Не всегда ли даже въ нашемъ отечествѣ для Церкви православной и торжество Православія, — такъ что все ея существованіе у насъ, впродолженіе вѣковъ, не есть ли одно непрерывное торжество?

Вѣра православная есть первое для насъ благо и какъ для людей, и какъ для сыновъ Россіи. Будемъ же блюсти это благо болѣе всѣхъ нашихъ благъ, блюсти съ ревностною и неусыпною попечительностію. Возревнуемъ о св. вѣрѣ такъ, какъ ревновали о ней нѣкогда наши благочестивые предки, которые постоянно ставили ее выше всего, не соглашались измѣнять ей ни за какія сокровища въ мірѣ, напротивъ, въ случаяхъ нужды, сами жертвовали, изъ приверженности къ ней, всѣмъ своимъ достояніемъ, съ радостію подвергались за нее гоненіямъ и страданіямъ, съ радостію вкушали самую смерть, и такимъ образомъ соблюли для насъ древнее Православіе во всей его чистотѣ и спасительности, и завѣщали намъ, какъ самое драгоцѣнное наслѣдіе.

Вѣра православная есть первое для насъ благо и какъ для людей, и какъ для сыновъ Россіи. А посему, не полагаясь на однѣ собственныя силы, станемъ, какъ можно чаще и пламеннѣе, взывать къ Господу Богу, да укрѣпитъ Онъ самъ, всемогущій, всѣхъ насъ въ правовѣріи до конца, да сохранитъ въ правовѣріи наше любезное отечество въ роды родовъ, и да не престанетъ чрезъ вѣру православную изливать на него болѣе и болѣе неистощимое обиліе своихъ милостей и щедротъ. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 31-39.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0