Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово на Новый годъ,
сказанное въ каѳедральномъ соборѣ 1-го января 1858 года.

Сотворите себѣ сердце ново и духъ новъ (Іез. 18, 31).

Нынѣ день привѣтствій и благожеланій. Мы привѣтствуемъ другъ друга съ новымъ, наступившимъ годомъ, мы желаемъ другъ другу новаго здоровья, новаго счастья, всего новаго и лучшаго. Но спросили ли мы самихъ себя, чего же нынѣ желаетъ намъ нашъ Отецъ небесный, который и посылаетъ намъ новый годъ — этотъ новый, безцѣнный даръ Его безконечной къ намъ благости?

О, братіе, и Господь желаетъ намъ новаго и лучшаго! Отвержите отъ себе вся нечестія ваша, имиже нечествовасте ко Мнѣ, и сотворите себѣ сердце ново и духъ новъ, и сотворите вся заповѣди Моя (Іез. 18, 31): вотъ Его постоянное, неизмѣнное, единственное благожеланіе намъ! И нынѣ, какъ и всегда, и въ наступившемъ году, какъ и въ предшествовавшемъ, какъ и во всѣ предшествовавшіе, живу Азъ, глаголетъ Адонаи Господь, не хощу смерти грѣшника, но еже обратитися нечестивому отъ пути своего и живу быти ему (Іез. 33, 11). Къ этому направлены всѣ дѣйствія Его промышленія о насъ: Онъ прилагаетъ намъ дни на дни, даруетъ намъ новыя и новыя лѣта живота, ущедряетъ насъ благами земли или казнитъ несчастіями, — а все почему и для чего? Потому, что долготерпитъ на насъ, не хотя, да кто погибнетъ,но да вси въ покаяніе пріидутъ (2 Петр. 3, 9). Для этого приходилъ на землю и Сынъ Божій, котораго рождество по плоти мы такъ недавно праздновали и который далъ есть себе за ны, да избавитъ ны отъ всякаго беззаконія, и очиститъ себѣ люди избранны, ревнители добрымъ дѣломъ (Тит. 2, 14). Для этого Онъ возвѣстилъ намъ новый законъ сущность котораго состоитъ въ томъ, чтобы отложити намъ, по первому житію, ветхаго человѣка, и облещися въ новаго, созданнаго по Богу въ правдѣ и въ преподобіи истины (Ефес. 4, 22-24); установилъ на землѣ св. Церковь и въ ней чинъ пастырей и учителей къ совершенію святыхъ, дондеже достигнемъ вси въ мужа совершенна (Ефес. 4, 12-13), установилъ таинства и чрезъ нихъ ниспосылаетъ намъ благодать, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно и праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ (Тит. 2, 12). Но нужно ли еще доказывать, чего желаетъ намъ нынѣ, какъ и всегда, Господь Богъ? Нѣсть воля предъ Отцемъ вашимъ небеснымъ, сказалъ Спаситель, да погибнетъ единъ отъ малыхъ (Матѳ. 18, 14). Сія есть воля Божія, свидѣтельствуетъ св. апостолъ, святость ваша (1 Сол. 4, 3).

И смотрите, какъ малы сравнительно съ этимъ благожеланіемъ намъ Божіимъ, какъ даже ничтожны безъ него всѣ прочія благожеланія, какія мы выражаемъ другъ другу по случаю новаго года. Мы желаемъ другъ другу новаго здоровья, новыхъ силъ. Но что силы и здоровье, если мы употребимъ ихъ на грѣхъ, — не на служеніе Богу, а на службу діаволу, не для уврачеванія и усовершенствованія души своей, а чтобы только увеличить ея язвы и немощи и скорѣе погубить ее для вѣчной жизни? Лучше быть менѣе здоровымъ, лучше быть слабымъ: лишь бы менѣе грѣшить. Мы желаемъ другъ другу многолѣтней жизни. Но чѣмъ продолжительнѣе мы будемъ жить и грѣшить: тѣмъ только болѣе по жестокости своей и нераскаянному сердцу будемъ собирать себѣ гнѣвъ въ день гнѣва и откровенія праведнаго суда Божія (Рим. 2, 5). Тамъ не спросятъ насъ: долго ли кто жилъ? А спросятъ: какъ жилъ — хорошо или худо? Дни и лѣта жизни даруются намъ Господомъ собственно для нашего духовнаго развитія и усовершенствованія: того бо есмы твореніе, создани во Христѣ Іисусѣ на дѣла благая (Ефес. 2, 10). Слѣдовательно не тотъ старецъ въ строгомъ смыслѣ, кто долго жилъ, но потерялъ, растратилъ время своей жизни на худыя дѣла, а тотъ, кто и менѣе жилъ, но воспользовался временемъ жизни, согласно съ волею Божіею, для своего нравственнаго обновленія и возвышенія. Мы желаемъ другъ другу новыхъ благъ и сокровищъ, новыхъ радостей и удовольствій, новыхъ преимуществъ и отличій. Но горе — блага и сокровища земли, если мы приложимъ къ нимъ свое сердце (Псал. 61, 11) и забудемъ Господа; горе — богатства, если мы будемъ иждивать ихъ не во славу Божію, не для вспомоществованія ближнимъ, а для удовлетворенія своимъ страстямъ и дурнымъ привычкамъ. Радости и удовольствія, если онѣ порочны, неизбѣжно вливаютъ ядъ въ нашу душу, разслабляютъ мало-по-малу наши умствевныя и нравственныя силы, часто разстроиваютъ наше тѣлесное здоровье и всегда оставляютъ въ сердцѣ человѣка какую-то тягостную пустоту и горечь. Почести и отличія — что онѣ безъ христіанскаго смиренія и самоотверженія, безъ христіанской готовности жить для ближнихъ, для блага общества и всего отечества? Онѣ могутъ только усилить въ насъ и безъ того сильную въ падшемъ человѣкѣ гордыню — начало всякаго грѣха (Сир. 10, 15), могутъ ослабить и изсушить въ сердцахъ нашихъ и безъ того слабую любовь къ нашимъ собратіямъ и къ самому Господу. Вообще всѣ блага, какихъ мы желаемъ нынѣ и себѣ и другъ другу, будутъ только тогда благами и истинно-полезными, если мы воспользуемся ими въ наступающемъ новомъ году по-христіански, какъ языкъ святъ, люди обновленія (1 Петр. 2, 9), и будутъ непремѣнно пагубными для насъ и для ближнихъ безъ этого существеннаго условія.

Кто изъ насъ не пойметъ теперь, братіе, что въ основаніи всѣхъ нашихъ взаимныхъ благожеланій нынѣ должно лежать благожеланіе намъ Божіе: сотворите себѣ сердце ново и духъ новъ? Это одно можетъ придать нашимъ нынѣшнимъ привѣтствіямъ и благожеланіямъ христіанскій характеръ, безъ котораго они могутъ приличествовать и язычникамъ. Счастливъ тотъ, кто, вступая нынѣ во врата новаго лѣта, рѣшится начертать на нихъ: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2 Кор. 5, 17), рѣшится оставить прежній, порочный образъ жизни и вступить на новый путь, путь вѣры и благочестія, чтобы, при помощи Божіей, идти по нему твердо и неуклонно къ новому небу и новой землѣ, которыхъ по обѣтованію Божію чаемъ (2 Петр. 3, 13). Этого-то величайшаго и единственнаго счастія желаю нынѣ всѣмъ вамъ, мои возлюбленные, отъ всей души, какъ вашъ пастырь и учитель. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 318-321.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0