Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ день св. пророка Иліи,
произнесенное въ Вознесенскомъ, тамбовскомъ, женскомъ монастырѣ 20 іюля 1857 года.

Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 2).

Жизнь св. славнаго пророка Иліи весьма богата самыми чудными событіями и въ высшей степени назидательными. Но одна черта въ этой жизни, почти не встрѣчающаяся въ жизни другихъ, останавливаетъ на себѣ особенное вниманіе: — та черта, что дивный пророкъ вовсе не вкусилъ тѣлесной смерти, а вмѣстѣ съ тѣломъ прямо взятъ отъ земли на небо. Съ перваго взгляда тутъ не представляется намъ ничего для подражанія: потому что не отъ насъ зависитъ вознестись на небо вслѣдъ за пророкомъ. Но если вникнемъ въ смыслъ и причину этого необычайнаго событія: то найдемъ для себя важнѣйшій и поучительнѣйшій урокъ.

Братіе! Св. Илія взятъ живой на небо, но еще прежде, нежели онъ вознесся туда самою плотію, онъ постоянно возносился туда душею; св. Илія потому, безъ сомнѣнія, и удостоился вознестись на небо плотію, что впродолженіе всей своей земной жизни съ величайшею ревностію стремился туда душою, горняя мудрствовалъ, а не земная. Такъ и мы, если желаемъ вселиться на небѣ сперва душами своими, по смерти тѣлъ, а потомъ и тѣлами, по воскресеніи ихъ, должны постоянно и неослабно, живя на землѣ, мудрствовать горняя, а не земная.

Кто мудрствуетъ горняя? Тотъ, у кого и умъ, и воля и сердце заняты только горнимъ: кто о горнемъ помышляетъ, горняго желаетъ, въ горнему стремится; кто твердо помнитъ, что отечество наше на небесахъ (Евр. 11, 14), что настоящая жизнь есть только школа, гдѣ мы должны приготовиться для вѣчности и стараться воспользоваться всѣми средствами, какія далъ намъ Богъ для такого приготовленія; кто заботится исполнять волю Божію и на земли, какъ она исполняется на небеси; кто всѣмъ своимъ существомъ и всею дѣятельностію вышнихъ ищетъ, идѣже есть Христосъ одесную Бога сѣдя (Кол. 3, 1). Если такъ: то не очевидно ли, что этотъ человѣкъ идетъ впередъ и идетъ именно къ небу? Онъ постепенно какбы отрѣшается отъ земли, разрывая одну за другою всѣ нити, привязывающія грѣшника въ землѣ, умерщвляя уды свои, яже на земли, блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую, лихоиманіе и проч. (Кол. 3, 5). Онъ постепенно возвышается душею своею надъ тѣломъ, распиная плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), и такимъ образомъ ослабляя, утончая, какбы одухотворяя самую плоть. Онъ постепенно возвышается душею своею по лѣствицѣ нравственныхъ совершенствъ, которая верхнимъ концемъ досягаетъ неба. Онъ постепенно очищаетъ, возвышаетъ свою душу въ самомъ ея существѣ, дѣлаетъ ее ангелоподобною и богоподобною. Какой же всему этому долженъ быть естественный исходъ? Когда придетъ смерть и разрѣшитъ душу отъ тѣла, прервавъ послѣднюю нить, удерживавшую ее на землѣ: куда устремится эта душа, какъ не на небо, къ которому стремилась она впродолженіе всей жизни, къ которому уже такъ приблизилась и приготовилась, съ которымъ такъ сроднилась? А когда, наконецъ, по волѣ Божіей, возстанутъ изъ гробовъ мертвецы, да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага или зла (2 Кор. 5, 10): куда отойдетъ и это тѣло, воскресшее и обновленное, какъ не на небо же, чтобы раздѣлить вмѣстѣ съ душею своею ея радости и вѣчное блаженство?

Кто мудрствуетъ земная? Тотъ, кто живетъ только для земли; кто и тѣломъ, и душею, и мыслями, и желаніями, и дѣйствіями постоянно вращается въ вихрѣ земной суеты; кто любитъ міръ и яже въ мірѣ — похоть плоти, похоть очесъ и гордость житейскую (1 Іоан. 2, 16); кто печется о пріобрѣтеніи благъ земныхъ и прилагаетъ къ нимъ свое сердце, предается чувственнымъ удовольствіямъ, пристращается къ земнымъ почестямъ и отличіямъ. А такой человѣкъ идетъ ли къ небу? Напротивъ, чѣмъ болѣе онъ живетъ, тѣмъ болѣе и болѣе привязывается къ землѣ. Возвышается ли душею своею надъ тѣломъ? Напротивъ, порабощаетъ душу тѣлу и постепенно подавляетъ ее, такъ что иногда она дѣлается почти вовсе незамѣтною: не имать духъ Мой обитати въ человѣцѣхъ сихъ, сказалъ нѣкогда Господь о подобныхъ людяхъ, зане суть плоть (Быт. 6, 3). Восходитъ ли по лѣствицѣ добродѣтелей? Напротивъ, нисходитъ по лѣствицѣ грѣха и порока. Очищаетъ ли, облагороживаетъ ли свою душу? Напротивъ, болѣе и болѣе огрубляетъ, оземленяетъ ее, заглушая въ ней всѣ высшія ея потребности. Куда же придетъ онъ по окончаніи настоящей жизни? Туда, безъ сомнѣнія, куда шелъ впродолженіе жизни: душа его, по силѣ нравственнаго тяготѣнія, естественно устремится во глубину ада. А когда, въ день воскресенія, снова соединится съ своимъ тѣломъ: то неизбѣжно повлечетъ и его за собою въ туже неисходную бездну.

Обращаюсь здѣсь въ особенности къ вамъ, благочестивыя сестры о Господѣ! Вы для того и оставили міръ, за тѣмъ и уединились въ этой св. обители, чтобы безпрепятственнѣе, удобнѣе мудрствовать горняя, а не земная: благую часть избрали вы. Но удалившись отъ міра тѣломъ, старайтесь удалиться отъ него и душею, старайтесь отрѣшиться отъ него и мыслями, и желаніями, и всѣми привязанностями сердца: увы, въ какомъ бы глубокомъ уединеніи ни жилъ человѣкъ, но, пока онъ вспоминаетъ и мечтаетъ о земныхъ удовольствіяхъ, скорбитъ о житейскихъ благахъ и, хотя издали, витаетъ душею своею посреди суетнаго міра, дотолѣ онъ мудрствуетъ земная. Вы проводите дни свои въ постѣ, молитвахъ, посѣщеніи храма Божія и другихъ благочестивыхъ занятіяхъ. Благодареніе Господу! Но смотрите, не ограничивается ли все это одною внѣшностію, усовершается ли посреди этихъ занятій самая ваша душа, отлучается ли отъ прежнихъ порочныхъ наклонностей и привычекъ, дѣлается ли добрѣе, утверждается ли болѣе и болѣе въ вѣрѣ, надеждѣ и любви христіанской, жаждетъ ли она благъ небесныхъ и влечется ли къ нимъ всѣми своими силами. О, если усовершается и влечется: то вы поистинѣ мудрствуете горняя, а не земная. И будьте увѣрены, что, рано или поздно, вознесетесь и вы туда же, сперва душами своими, а потомъ и тѣлами, куда вознесся нѣкогда св. славный пророкъ Илія, имени котораго посвященъ храмъ вашъ.

Да удостоитъ Господь Богъ благодатію своею и всѣхъ насъ, братіе, достигнуть нашего горняго отечества! Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 209-212.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0