Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ день архистратига Михаила и прочихъ безплотныхъ силъ,
сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 8-го ноября 1857 года.

Тѣмъ создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствія, аще начала, аще власти (Кол. 1, 16).

Мы живемъ въ мірѣ вещественномъ, мы принадлежимъ къ нему цѣлою половиною нашего существа. Но вмѣстѣ мы отчасти и нынѣ живемъ, а вполнѣ будемъ жить по смерти, въ мірѣ невидимомъ, духовномъ, къ которому также принадлежимъ цѣлою половиною нашего существа. Мало мы знаемъ и вещественный міръ, хотя и стараемся изучать его и имѣемъ всѣ средства къ тому; еще менѣе, несравненно менѣе мы знаемъ міръ духовный, который какъ бы закрытъ отъ насъ непроницаемою завѣсою. Только откровеніе немного приподняло для насъ эту завѣсу и дало намъ возможность нѣсколько прозрѣвать въ тайны небеснаго міра. Воспользуемся же, братіе, нынѣ, когда мы празднуемъ въ честь небесныхъ силъ, воспользуемся этою помощію Божественнаго откровенія и постараемся хотя кратко, хотя въ нѣкоторой степени, рѣшить важнѣйшіе вопросы касательно духовнаго міра.

Что такое — міръ духовный?

Онъ совершенно не похожъ на міръ, насъ окружающій. Здѣсь мы видимъ царство мертвой матеріи, въ которомъ дѣйствуютъ только механическія силы; видимъ и живущія существа, но неодушевленныя; видимъ и одушевленныя существа, но неразумныя; видимъ одно существо и разумное — человѣка, но облеченное грубою плотію. Въ духовномъ мірѣ — совсѣмъ другое. Его составляютъ ангелы —существа чисто-духовныя (Евр. 1, 14), которыя не имѣютъ плоти и кости (Лук. 24, 39), ни женятся, ни посягаютъ (Матѳ. 22, 30) и даже умирать не могутъ (Лук. 20, 35). Они одарены разумомъ и свободою, выну видятъ лице Отца небеснаго (Матѳ. 18, 10), славословятъ Его (Ис. 6, 3) и исполняютъ Его святую волю (Псал. 102, 20). Они и по естественнымь силамъ совершеннѣе человѣка, который, по выраженію Псалмопѣвца, умаленъ отъ ангелъ, хотя и малымъ чимъ (Псал. 8, 6), а еще болѣе превосходятъ его въ нравственномъ отношеніи: ибо до того уже утвердились въ добрѣ, что и согрѣшать не могутъ и навсегда останутся святыми (Матѳ. 25, 31). Таковъ этотъ міръ, — міръ, чуждый всякой вещественности, міръ разума и свободы, міръ, чистый отъ всякой грѣховности!

Какъ великъ и обширенъ духовный міръ?

Мы нерѣдко изумляемся громадности міра вещественнаго. Новѣйшая наука, при помощи увеличительнаго стекла, открыла, что эти свѣтящіяся точки, которыя мы называемъ звѣздами, суть величайшія небесныя тѣла; что каждая изъ нихъ огромностью своею въ нѣсколько кратъ превосходитъ нашу планету; что эти безчисленныя громады разстоятъ и отъ земли и одна отъ другой на поразительныя разстоянія и что, чѣмъ далѣе проникаетъ вооруженный глазъ въ пространства небесныя, тѣмъ болѣе и болѣе открываются новыя массы веществъ, такъ что вещественному міру какъ бы не представляется ни конца, ни предѣла. Но, братіе, не менѣе, а, можетъ быть, даже гораздо болѣе великъ и обширенъ и міръ духовный. Тѣ, которые удостоивались быть восхишенными въ этотъ міръ, свидѣтельствуютъ, что тысяща тысящь ангеловъ окружаютъ престолъ Вседержителя и тьмы темъ престоятъ Ему (Дан. 7, 10; Апок. 5, 11). Самое слабое понятіе о числѣ небесныхъ силъ мы можемъ составить на основаніи притчи Спасителя о человѣкѣ, который, имѣя сто овецъ, оставляетъ въ пустынѣ девяносто девять незаблудшихъ, а идетъ въ слѣдъ одной погибшія, дондеже обрящетъ ю (Матѳ. 18, 12; Лук. 15, 5). Этотъ добрый пастырь, по изъясненію св. отцевъ Церкви, есть самъ Сынъ Божій, сошедшій съ неба на землю; эти девяносто девять овецъ незаблудшихъ суть — чины ангельскіе; эта одна овца заблудшая есть весь родъ человѣческій. Представьте жъ какъ великъ весь родъ человѣческій, соедините вмѣстѣ всѣхъ людей, какіе только жили, живутъ и будутъ жить на землѣ впродолженіе цѣлыхъ тысящелѣтій отъ перваго человѣка согрѣшившаго до самой кончины міра, — и вообразите, что всѣ эти милліоны милліоновъ существъ составляютъ приблизительно едва одну сотую часть сравнительно съ міромъ добрыхъ ангеловъ.

Какое устройство міра духовнаго?

Мы видимъ на землѣ, что люди — существа разумныя живутъ не въ отдѣльности другъ отъ друга, а образуютъ общества, государства, что въ этихъ обществахъ они раздѣляются на классы и сословія, что самъ Богъ поставляетъ надъ ними царей, народоправителей и прочія низшія власти, которымъ всѣ граждане обязываются повиноваться, и такимъ образомъ стройно и въ порядкѣ течетъ общественная жизнь для достиженія послѣднихъ цѣлей человѣчества. То же самое только въ совершеннѣйшемъ видѣ, существуетъ и въ мірѣ духовномъ. И тамъ Господь Богъ, хотя царствуетъ самъ непосредственно, учредилъ священноначаліе или іерархію, раздѣливъ всѣхъ ангеловъ на три чина и подраздѣливъ на девять классовъ или ликовъ; и тамъ есть высшіе, средніе и низшіе, есть начальствующіе и подчиненные, руководствующіе и руководимые. Самый высшій, ближайшій къ Богу, чинъ составляютъ три лика: серафимы, херувимы, престолы; средній чинъ — другіе три лика: силы, господства, власти; низшій — еще три лика: начала, архангелы, ангелы. Высшіе священноначальствуютъ надъ средними, средніе служатъ руководителями и тайноводцами для низшихъ. По всему этому міръ ангельскій представляетъ собою самое обширное и самоѳ благоустроенное царство, которое называется царствомъ славы.

Гдѣ находится духовный міръ?

На небеси, отвѣтствуетъ Слово Божіе (Матѳ. 22, 30). Какое же это небо? Разумѣется, не то, которое мы видимъ. Пусть ученые предполагаютъ, что на звѣздахъ и вообще на тѣлахъ небесныхъ, образующихъ собою цѣлые огромные міры, должны быть жители. Если и есть такіе жители: то это, безъ сомнѣнія, не ангелы. На тѣлахъ могутъ обитать только существа, облеченныя плотію; а ангелы суть духи безплотные. Нѣтъ, есть небо иное, высшее, внѣ міра вещественнаго и за предѣлами его есть небо чисто-духовное, котораго мы нынѣ, по ограниченности своей, и представить себѣ не можемъ, куда восхищенъ былъ св. апостолъ Павелъ и гдѣ слышалъ онъ глаголы неизреченные, ихже не лѣть есть человѣку глаголати (2 Кор. 12, 4). Тамъ-то обитаетъ Господь Богъ, Отецъ духовъ (Евр. 12, 9) во всей славѣ своей, тамъ обитаютъ безплотные ангелы, туда возносятся и всѣ праведныя человѣческія души. Но мы вѣруемъ, что Господь Богъ, какъ безпредѣльный, присутствуетъ и во всемъ мірѣ вещественномъ, присутствуетъ и на землѣ, особенно во святыхъ храмахъ своихъ; вѣруемъ, что Онъ многократно посылалъ и посылаетъ ангеловъ своихъ на землю, что многіе изъ нихъ какъ бы постоянно, неотлучно живутъ на землѣ, при людяхъ, которымъ служатъ ангелами-хранителями. Слѣдовательно существуютъ и посреди міра вещественнаго какія-то духовныя пространства, въ которыхъ пребываетъ Господь Богъ, чрезъ которыя переносятся къ намъ и въ которыхъ обитаютъ вокругъ насъ безплотные духи.

Какое отношеніе міра духовнаго къ вещественному и къ намъ?

Объ отношеніи духовнаго міра къ вещественному есть только слабые намеки у тайнозрителя новаго завѣта, св. Іоанна Богослова. Онъ упоминаетъ объ ангелѣ, который имѣетъ власть надъ стихіею огня (Апок. 15, 18), объ ангелѣ водномъ, которому дана власть надъ водою (Апок. 16, 5), и о четырехъ ангелахъ, держащихъ четыре вѣтры земскія (Апок. 7, 1). Откуда и заключали св. отцы, что Всевышній поручаетъ ангеламъ въ управленіе части и стихіи міра видимаго. Но объ отношеніи ангельскаго міра собственно къ человѣческому роду говорится въ Словѣ Божіемъ болѣе и подробнѣе. Употребляя всѣ возможныя средства для избавленія насъ отъ грѣха и его гибельныхъ слѣдствій, Всеблагій восхотѣлъ, чтобы сами ангелы содѣлались служебными духами, въ служеніе посылаемыми за хотящихъ наслѣдовати спасеніе (Евр. 1, 14). Съ этою цѣлію каждому изъ вѣрующихъ, со времени крещенія его, дается свой, особый ангелъ-хранитель, который бываетъ пѣстуномъ его въ продолженіе всей жизни (Матѳ. 18, 10). Съ этою же цѣлію даются ангелы-хранители и цѣлымъ церквамъ или обществамъ вѣрующихъ, чтобы устроять ихъ духовное благо и руководить ихъ къ вѣчной жизни (Апок. 1, 20) и — цѣлымъ царствамъ и народамъ, чтобы не только содѣйствовать ихъ внѣшнему благосостоянію, но и вести ихъ къ свѣту Христову и утверждать во всякомъ благочестіи и чистотѣ (Дан. 10, 13. 14. 20. 21). Вообще же ангелы Божіи наставляютъ насъ на путь истины и правды (4 Цар. 1, 3), возносятъ наши молитвы къ Богу и предстательствуютъ за насъ (Матѳ. 18, 10; Тов. 12, 15-20), охраняютъ наши души и тѣла отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ во время бодрствованія и сна, и сопутствуютъ душамъ человѣческимъ при переходѣ ихъ въ вѣчность (Лук. 16, 22). Такимъ образомъ міръ духовный находится въ самомъ тѣсномъ, ближайшемъ соотношеніи къ человѣческому роду: Господь употребляетъ ангеловъ, какъ живыя орудія своего отеческаго промышленія о насъ — грѣшныхъ.

Какое, наконецъ, должно быть наше отношеніе къ міру духовному?

Это уже отчасти выражается настоящимъ нашимъ торжествомъ въ честь архистратига Михаила и прочихъ безплотныхъ силъ. Мы должны чтить ангеловъ, какъ существа, совершеннѣйшія насъ и по природѣ и по нравственнымъ совершенствамъ, какъ вѣрныхъ слугъ Вседержителя, поставленныхъ къ Нему въ особенной близости. Мы должны призывать ангеловъ въ своихъ молитвахъ, какъ нашихъ хранителей и благодѣтелей, какъ нашихъ предстателей прѳдъ Богомъ и благодарить за всѣ ихъ попеченія о насъ. Мы должны подражать ангеламъ въ святости, какъ нашимъ старшимъ братьямъ, и заботиться о томъ, чтобы и на землѣ исполнялась воля Отца нашего небеснаго, какъ она исполняется на небеси. Въ частности каждый изъ насъ долженъ стараться, чтобы придти въ ближайшее общеніе съ своимъ ангеломъ-хранителемъ, чтобы понимать его благія внушенія, открывать ему свои нужды, пользоваться его невидимою помощью, не огорчать его своими грѣхами, напротивъ радовать его и воздавать ему за всѣ его заботы о насъ добрыми дѣлами и постояннымъ преуспѣяніемъ въ благочестивой жизни. Такое отношеніе наше къ духамъ безплотнымъ, безъ сомнѣнія, будетъ угодно и имъ самимъ и общему нашему Владыкѣ и Отцу. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 275-281.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0