Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы,
произнесенное въ Саровской пустыни 15 августа 1857 года.

День смерти человѣка обыкновенно бываетъ днемъ глубокой скорби и сѣтованія. Скорбитъ умирающій, разлучаясь съ жизнію и со всѣмъ, что было дорого въ жизни. Скорбятъ и сѣтуютъ окружающіе его, прощаясь съ тѣмъ, кого знали, кого любили и, можетъ быть, воспоминая и о своей неизбѣжной участи — нѣкогда умереть. А нынѣ, что мы видимъ? Нынѣ — день смерти или успенія Пресвятыя Дѣвы Богородицы — служитъ предметомъ величайшаго и радостнѣйшаго торжества. Торжествуетъ Она — преблагословенная въ женахъ: днемъ успенія окончился для Нея періодъ тяжкихъ земныхъ страданій, когда самую душу Ея прошло оружіе (Лук. 2, 35), окончилось время разлуки Ея съ возлюбленнымъ Ея Сыномъ и Господомъ; отнынѣ Она входитъ въ славу свою на небеси, какой отъ вѣка не удостоивался никто изъ сотворенныхъ, — въ славу Божіей Матери; отнынѣ Она снова будетъ зрѣть своего Божественнаго Сына лицемъ къ лицу, зрѣть непрестанно, и уже не въ крайнемъ уничиженіи, не на крестѣ, а во всемъ величіи Божества, на горнемъ престолѣ, одесную Бога Отца. Торжествуетъ и весь міръ, горній и дольній. Горній встрѣчаетъ Ту, которой доселѣ только издали дивился, которая содѣлалась честнѣйшею херувимъ и славнѣйшею безъ сравненія серафимъ, а отнынѣ содѣлается Царицею неба и земли. Дольній провождаетъ Ее съ радостнѣйшимъ упованіемъ, что во успеніи своемъ Она не оставитъ міра земнаго, напротивъ, вознесшись на небеса, получитъ еще бóльшую возможность видѣть наши нужды, слышать наши молитвы, и бóльшее дерзновеніе и силу ходатайствовать предъ своимъ Сыномъ и Богомъ о всѣхъ земнородныхъ.

Ахъ, кто изъ насъ не пожелалъ бы, братіе, чтобы день и нашей смерти походилъ на день успенія Богоматери, былъ днемъ не скорби, а радости и торжества! Но для того, чтобы уподобиться Богоматери въ смерти, надобно прежде уподобиться Ей въ жизни, надобно подражать Ей.

И, прежде всего, старайтесь подражать Ей вы, скромные иноки, насельники благочестивой пустыни! Жизнь Богоматери вамъ первымъ представляетъ достойнѣйшій образецъ. Вы покинули міръ, родныхъ и все, что имѣли въ мірѣ, вы пришли въ эту пустыню, чтобы здѣсь всецѣло посвятить себя Господу, ежедневно посѣщать Его святый храмъ, подвизаться въ постѣ, бдѣніи, молитвахъ. Идите же твердо избраннымъ вами путемъ, памятуя постоянно, какъ Пресвятая Дѣва еще съ четырехлѣтняго возраста оставила міръ и кровъ родительскій, съ четырехлѣтняго возраста поселилась при іерусалимскомъ храмѣ и тамъ, въ совершенномъ уединеніи, проводила дни свои въ единомъ служеніи Богу, въ посѣщеніи Его св. храма и молитвахъ, въ чтеніи священныхъ книгъ, богомысліи и другихъ святыхъ занятіяхъ. При вступленіи въ обитель вы дали обѣтъ дѣвства и цѣломудрія, тѣлеснаго и духовнаго: этотъ самый обѣтъ еще прежде васъ изрекла и Она — Пречистая, — и знаете, съ какою точностію сохранила его во всю свою жизнь! Вы дали обѣтъ смиренія и совершеннаго послушанія: до какой степени простиралось Ея смиреніе, видно изъ того, что даже въ минуты благовѣстія Ей ангела о зачатіи отъ Нея самого Сына Божія, Она изрекла: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему, и даже по зачатіи Богочеловѣка, славословила Господа единственно за то, яко призрѣ на смиреніе рабы своея (Лук. 1, 38. 46-55). Вы дали обѣтъ нестяжательности и добровольной нищеты: среди нищеты, не имѣя ничего собственнаго, воспитывалась Пресвятая Дѣва при храмѣ іерусалимскомъ для своего высокаго предназначенія; среди совершенной нишеты родила Сына своего первенца и положила Его въ ясляхъ; среди нищеты и всякаго рода лишеній и скорбей провела Она и все время Его общественнаго служенія, а послѣ Его крестной смерти, поятъ ю, какъ безпріютную, св. Іоаннъ въ домъ свой (Іоан. 19, 27). Такимъ образомъ, еще до начала иночества въ мірѣ христіанскомъ Пресвятая Дѣва Богородица освятила этотъ родъ жизни своимъ собственнымъ примѣромъ и указала всѣмъ намъ путь самаго высокаго и строгаго подвижничества.

Но не одни иноки и пустынники обязаны подражать Пресвятой Богородицѣ. Ей можете и должны подражать и всѣ вы, православные христіане! Пусть вы не налагали на себя добровольнаго обѣта отказаться отъ міра и поселиться въ уединеніи; но всѣ вы обязаны, какъ христіане, и живя посреди міра, не любить міра ни яже въ мірѣ (1 Іоан. 2, 15), не привязываться къ нему душею, не гоняться за его суетными благами и удовольствіями. Пусть вы не давали обѣта соблюсти свое дѣвство и остаться навсегда въ безбрачномъ состояніи; но на всѣхъ васъ лежитъ долгъ сохранять себя въ цѣломудріи и чистотѣ, какъ до брака, такъ и въ самомъ бракѣ и послѣ брака (1 Кор. 6, 18; 7, 4; 1 Сол. 4, 3-5), сохранять себя даже отъ сладострастныхъ мыслей, желаній, воззрѣній (Матѳ. 5, 28). Не связывали вы себя и обѣтомъ совершеннаго отреченія отъ собственной воли, безусловнаго повиновенія и смиренія; но ко всѣмъ вамъ относятся слова Спасителя: иже хощетъ по мнѣ ити, да отвержется себе (Матѳ. 16, 24; Марк. 8, 34; Лук. 9, 23); всякъ возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лук. 18, 14); блажени нищіи духомъ, яко тѣхъ есть царствіе небесное (Матѳ. 5, 3). Не произносили вы и обѣта совершенной нестяжательности и нищеты; но вы знаете, что сребролюбіе есть корень всѣхъ золъ (1 Тим. 6, 10), которыхъ вообще должны бѣгать христіане, что лихоиманіе есть идолослуженіе (Кол. 3, 5), которое рѣшительно запрещено въ христіанствѣ, и что всѣмъ вамъ сказано: богатство аще и течетъ, не прилагайте сердца (Псал. 61, 11). Однимъ словомъ, всѣ вы, братіе, обязаны соблюдать законъ евангельскій, жить по-христіански; а живя по евангельскому закону, вы и будете подражать Пресвятой Дѣвѣ Богородицѣ, которая исполнила этотъ законъ во всей силѣ еще прежде, нежели онъ преподанъ былъ міру Ея Божественнымъ Сыномъ.

Если, такимъ образомъ, каждый изъ насъ будетъ жить, какъ слѣдуетъ, если иноки будутъ соблюдать обѣты своего иночества, а всѣ христіане обѣты своего крещенія и христіанскія обязанности: то, будьте увѣрены, что и для насъ день смерти содѣлается днемъ радости и торжества. Съ радостію мы оставимъ міръ, полный грѣха и бѣдствій, и отойдемъ въ другой міръ, къ которому постоянно стремились. Съ радостію проводятъ насъ наши ближніе, бывшіе свидѣтелями нашей благочестивой жизни и нашей святой кончины. Съ радостію и любовію встрѣтятъ насъ на небеси праведники, ангелы, сама Царица небесная, самъ Господь Богъ. Да сподобитъ Онъ всѣхъ насъ такого блаженнаго успенія, молитвами Пресвятыя Богородицы! Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 213-216.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0