Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Рѣчь въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы,
сказанная въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 25 марта 1858 года.

Днесь спасенія нашего главизна и еже отъ вѣка таинства явленіе: Сынъ Божій, сынъ Дѣвы бываетъ!

Созерцая вѣрою великое таинство, нынѣ явленное, — таинство воплощенія Сына Божія, не знаешь, братіе, чему болѣе удивляться: тому ли, до какой степени истощилъ, умалилъ Себя Богь, принявъ зракъ раба, содѣлавшись человѣкомъ (Флп. 2, 7); или тому, до какой степени возвысилась человѣческая природа чрезъ это истощаніе Божества.

Она изумительно возвысилась прежде всего въ лицѣ самого воплотившагося Господа. Сынъ Божій принялъ на Себя человѣческое естество навсегда, и принялъ въ единство своей Божеской ѵпостаси, такъ что хотя въ Немъ нынѣ два естества — Божеское и человѣческое, но они соединены въ Немъ нераздѣльно и составляютъ одно лице, одну ѵпостась Божескую. Онъ и по воплощеніи и въ естествѣ человѣческомъ есть все тотъ же единый истинный Сынъ Божій и истинный Богъ, какимъ былъ до воплощенія. Вслѣдствіе такого ѵпостаснаго соединенія во Христѣ двухъ естествъ, человѣчество въ Немъ пріобщилось Божеству и обожилось, т. е., усвоило отъ Божества все, что способно было усвоить, не теряя свой ограниченности и человѣческихъ свойствъ, обогатилось отъ Божества и премудростію и святостію и животворною силою и другими Божественными совершенствами. Вслѣдъ за тѣмъ обоженное въ лицѣ Господа Іисуса человѣчество содѣлалось въ Немъ причастнымъ и Божеской славы и Божескаго поклоненія. Нынѣ Онъ возсѣдитъ на престолѣ славы одесную Бога Отца въ своемъ человѣческомъ естествѣ; нынѣ Ему уже во плоти дадеся всяка власть па небеси и на земли (Матѳ. 28, 18); нынѣ Ему и въ человѣческомъ естествѣ поклоняется, какъ Богу, всяко колѣно небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ (Флп. 2, 10). Что жъ, скажите, можетъ быть выше того, чего удостоилась во Христѣ наша человѣческая природа?

Если не до такой, то все же до изумительной степени возвысилась наша природа и въ лицѣ Пресвятой Дѣвы Маріи, родившей Господа. Она родила Его, безъ сомнѣнія, не по Божеству, а по человѣчеству. Но такъ какъ человѣчество во Христѣ съ самой минуты Его зачатія нераздѣльно и неразлучно соединилось съ Божествомъ въ одну Божескую Его ѵпостась: то значитъ, что Пресвятая Дѣва и зачала, и носила во утробѣ, и родила истиннаго Сына Божія, истиннаго Бога. Слѣдовательно есть воистину Богородица. А удостоившись быть Матерію Господа, Творца всего существующаго, Она естественно возвысилась чрезъ то надъ всѣми Его созданіями не только земными, но и небесными, и по достоинству исповѣдуется честнѣйшею даже херувимъ, и славнѣйшею, безъ сравненія, серафимъ, т. е., самыхъ высшихъ сотворенныхъ духовъ. Она есть первая по Богѣ, есть Царица неба и земли!

Если не до такой, то все же до изумительной степени можетъ возвышаться человѣческая природа и въ каждомъ изъ людей, которые только вѣруютъ въ воплотившагося Сына Божія. Тогда какъ одна изъ дщерей человѣческихъ удостоилась быть Матерію Господа, всѣ мы, вѣрующіе въ Него, удостоиваемся быть братіями Его, сынами Отца Его небеснаго, причастниками Святаго Духа. Въ таинствѣ крещенія мы рождаемся отъ Бога, облекаемся во Христа. Чрезъ таинство мѵропомазанія пріемлемъ въ себя Духа Святаго. Чрезъ таинство евхаристіи пріискреннѣ соединяемся со Христомъ, такъ что Онъ въ насъ пребываетъ, а мы въ Немъ (Іоан. 4, 15). И если послѣ этого мы живемъ благочестиво, по-христіански: то мы болѣе и болѣе воображаемъ въ себѣ Христа (Гал. 4, 19) и не ктому живемъ мы, а живетъ въ насъ Христосъ (Гал. 2, 20). Но, возлюбленніи, скажемъ со св. апостоломъ, нынѣ чада Божія есмы и только братія единороднаго Сына Божія, и не у явися, что будемъ: вѣмы же, яко, егда явится, подобни Ему будемъ (1 Іоан. 3, 2. 5). Вѣмы, что мы содѣлаемся тогда наслѣдниками Богу, сонаслѣдниками же Христу (Рим. 8, 17), что мы воцаримся съ Нимъ (2 Тим. 2, 12) и совозсядемъ съ нимъ на престолѣ славы Его (Апок. 3, 21).

Присовокуплять ли, братіе, нравственное наставленіе? Оно всякому очевидно. Если до такой степени возвысилась наша природа въ лицѣ воплотившагося нынѣ Господа и Его пречистой Матери и можетъ возвышаться въ каждомъ изъ насъ: то научимся уважать свою природу и вести себя сообразно съ ея высокимъ достоинствомъ. Будемъ твердо помнить, что она дѣйствительно возвышается въ однихъ праведникахъ, истинныхъ христіанахъ, чрезъ ихъ благочестіе, а въ грѣшникахъ только болѣе и болѣе уничижается, и тогда какъ первые, восходя по степенямъ нравственныхъ совершенствъ, взойдутъ наконецъ на небо, чтобы тамъ царствовать со Христомъ, послѣдніе, постепенно ниспадая, ниспадутъ наконецъ въ бездну ада, чтобы тамъ вѣчно мучиться съ діаволомъ. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 383-385.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0