Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ день Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста,
произнесенное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 14 сентября 1857 года.

Положи мя, яко печать на сердцѣ твоемъ, яко печать на мышцѣ твоей (Пѣсн. 8, 6).

Съ того времени, какъ только мы научились молиться, и каждый разъ, когда мы молимся, мы привыкли воздвигать руки свои и осѣнять себя знаменіемъ св. креста, полагая его яко печать на челѣ своемъ, яко печать на сердцѣ своемъ или персяхъ, яко печать на своихъ мышцахъ. Это обычай всеобщій въ православной Церкви, обычай всегдашній и самый древній: онъ несомнѣнно ведетъ свое начало отъ временъ св. апостоловъ. Но, употребляя всегда и вездѣ при своей молитвѣ крестное знаменіе, подумали ли мы хотя когда-нибудь, чтò за мысль лежитъ въ основаніи этого благочестиваго обычая и въ чемъ его надлежащее употребленіе? По крайней мѣрѣ, нынѣ въ день воздвиженія честнаго и животворящаго креста Господня намъ весьма прилично, братіе, размыслить, съ какою цѣлію мы воздвизаемъ на себѣ св. крестъ, когда молимся, и какъ должны воздвизать его.

Что есть молитва? Это вообще бесѣда человѣка съ Богомъ. Какъ же мы осмѣлились бы бесѣдовать съ Богомъ, — мы, существа малыя и даже ничтожныя — съ Существомъ высочайшимъ, рабы и даже послѣдніе изъ рабовъ — съ Владыкою неба и земли, Царемъ царствующихъ и Господомъ господствующихъ, а главное — грѣшники, иногда величайшіе грѣшники — съ Существомъ святѣйшимъ, — какъ осмѣлились бы мы бесѣдовать съ Богомъ, если бы не осѣняли себя знаменіемъ св. креста? Только крестъ нашего Спасителя примирилъ насъ съ Богомъ и искупилъ насъ отъ виновности за грѣхи (Кол. 1, 19-22); только крестъ уничтожилъ то разстояніе, которое отдѣляло насъ отъ Бога, и содѣлалъ насъ близкими и присными Ему (Ефес. 2, 13. 19); только чрезъ крестъ мы пріяли того духа сыноположенія, о немже можемъ вопіятъ: Авва, Отче (Рим. 8, 15). Крестное знаменіе даетъ намъ дерзновеніе и какъ бы право обращаться съ молитвою къ Богу.

Какое расположеніе души требуется при молитвѣ? Чтобы достойно бесѣдовать съ Богомъ, мы должны удалить изъ души все грѣховное и нечистое и предстать предъ Нимъ съ святыми мыслями, желаніями и чувствованіями. Чѣмъ же скорѣе всего мы можемъ удалить изъ души своей грѣховные помыслы и пожеланія, прогнать отъ себя самого духа злобы, всѣвающаго въ насъ эти помыслы, какъ не знаменіемъ св. креста, которымъ побѣжденъ грѣхъ, побѣжденъ и діаволъ (Тит. 2, 14; Евр. 2, 14-15)? Чѣмъ скорѣе всего можемъ привлечь на себя всеосвящающую благодать, какъ не знаменіемъ св. креста, которымъ пріобрѣтены для насъ всѣ дары Св. Духа (Рим. 5, 15-17; 8, 32)? Крестное знаменіе можетъ такимъ образомъ сообщать надлежащее настроеніе нашей душѣ, необходимое въ молитвѣ.

Какіе предметы нашей молитвы? Иногда мы славословимъ Господа за Его безконечныя совершенства, иногда благодаримъ Его за безчисленныя благодѣянія намъ, иногда просимъ Его о своихъ нуждахъ. Но что значили бы предъ Существомъ безпредѣльнымъ наши скудныя славословія и благодаренія, особенно истекающія изъ нашего нечистаго сердца и отъ скверныхъ устенъ, если бы не возвышались и не освящались они знаменіемъ св. креста? Что значили бы наши моленія, наши вопли къ Отцу небесному, если бы возносились они не во имя единороднаго Сына Его, нашего Искупителя, не подъ знаменіемъ Его креста (Іоан. 14, 14)? Только крестомъ избавлены мы отъ всѣхъ тѣхъ бѣдствій, духовныхъ и тѣлесныхъ, о избавленіи отъ которыхъ мы молимся; только крестомъ пріобрѣтены намъ всѣ тѣ блага, духовныя и тѣлесныя, которыхъ мы испрашиваемъ себѣ отъ Бога. Крестное знаменіе даетъ достоинство и силу нашей молитвѣ.

Какъ же мы должны воздвизать на себѣ знаменіе св. креста, чтобы оно могло оказывать для насъ свои спасительныя дѣйствія?

Прежде всего, мы должны воздвизать его съ живою вѣрою. Крестное знаменіе само по себѣ есть внѣшній знакъ, который можетъ получать значеніе только отъ внутренняго смысла, какой мы съ нимъ соединяемъ. И если мы не будемъ изображать на себѣ это знаменіе съ вѣрою во Христа Спасителя, умершаго за насъ на крестѣ, съ вѣрою и въ благодатную силу самого креста Господня — орудія нашего спасенія: въ такомъ случаѣ наше крестное знаменіе, сколько бы мы ни возлагали его на себѣ, будетъ лишено христіанскаго смысла и останется неугоднымъ Богу: безъ вѣры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6).

Должно, во-вторыхъ, начертывать на себѣ знаменіе св. креста, по заповѣди православной Церкви, соединеніемъ трехъ первыхъ перстовъ правой руки во имя Пресвятой единосущной Троицы. Когда мы начертываемъ на себѣ св. крестъ тремя перстами вмѣстѣ: тогда самымъ сочетаніемъ перстовъ мы выражаемъ то же, что нерѣдко выражаемъ и устами при осѣненіи себя крестнымъ знаменіемъ, говоря: во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, — и слѣдовательно самымъ сочетаніемъ перстовъ испрвѣдуемъ вѣру въ Тріѵпостаснаго Бога, которая прежде всего требуется отъ насъ, какъ вообще въ дѣлѣ нашего спасенія, такъ, въ частности, и при употребленіи крестнаго знаменія. Съ другой стороны, этотъ обычай знаменаться тремя перстами потому еще достоинъ всего нашего уваженія, что онъ всегда и вездѣ употреблялся въ православной Церкви, не только у насъ въ Россіи, но и въ Греціи, Сиріи, Палестинѣ, Египтѣ, Грузіи, Болгаріи и другихъ странахъ міра, а не есть обычай новый и частный, каковъ обычай знаменаться двумя перстами, существующій у нашихъ мнимыхъ старообрядцевъ.

Наконецъ, должно возлагать на себѣ знаменіе св. креста такъ, чтобы дѣйствительно начертывался на насъ св. крестъ, — и чтобы этотъ крестъ, по наставленію св. Церкви, верхнимъ концомъ своимъ касался нашего чела, нижнимъ — нашей груди или персей, боковыми — нашихъ мышцъ. Иначе, если въ нашемъ крестномъ знаменіи не будетъ собственно креста: какъ и ожидать отъ него спасительныхъ дѣйствій? Полагая на себѣ знаменіе св. креста во время молитвы и запечатлѣвая имъ свое чело, грудь и рамена, мы тѣмъ самымъ освящаемъ и какъ бы посвящаемъ и приносимъ въ жертву Господу нашъ умъ съ его мыслями и познаніями, наше сердце съ его чувствованіями и желаніями, и наши силы душевныя и тѣлесныя съ ихъ дѣятельностію. А посему какъ не разсудительно поступаютъ тѣ христіане, къ сожалѣнію, весьма многіе, которые творятъ на себѣ крестное знаменіе съ такою невнимательностію, поспѣшностію и небрежностію, что вовсе не начертываютъ на себѣ св. креста, а представляютъ движеніемъ своей руки какъ будто какую-то дѣтскую забаву, лишенную всякаго смысла!

Понятно ли теперь, братіе, что употребленіе нами крестнаго знаменія при молитвѣ есть одно изъ самыхъ важныхъ и таинственныхъ священнодѣйствій, которое св. Церковь предоставила совершать всякому вѣрующему? Оно даетъ намъ дерзновеніе обращаться съ молитвою къ Богу; оно настрояетъ нашу душу къ молитвѣ; оно сообщаетъ силу и дѣйственность нашимъ молитвамъ, словомъ: оно дѣлаетъ нашу молитву истинно-христіанскою. Научимся же отселѣ быть внимательными къ крестному знаменію, которое на себѣ возлагаемъ, и будемъ возлагать его не только съ живою вѣрою, но и съ величайшимъ благоговѣніемъ, какое подобаетъ священнодѣйствію, — возлагать именно такъ, какъ заповѣдуетъ намъ св. Церковь. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 217-221.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0