Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ день Пресвятыя Троицы,
сказанное въ каѳедральномъ соборѣ 11-го мая 1858 года.

Благодать Господа нашего Іисуса Христа, и любы Бога и Отца и общеніе Святаго Духа со всѣми (2 Кор. 13, 13).

Прошелъ ровно годъ, какъ этими самыми апостольскими словами, въ этотъ самый торжественный день, съ этого священнаго мѣста, я началъ, братіе, мои пастырскія бесѣды съ вами. И тогда, естественно желая всякаго успѣха моему начинавшемуся служенію посреди васъ, которое имѣетъ цѣлію ваше вѣчное спасеніе, я старался раскрыть предъ вами истину, что для достиженія спасенія прежде и болѣе всего необходима намъ благодать Тріѵпостаснаго Бога. Теперь, повторяя ту же важнѣйшую истину, я желалъ бы восполнить ее другою истиною, не менѣе важною, и такимъ образомъ докончить то, что началъ тогда, — желалъ бы показать, что если, съ одной стороны, въ дѣлѣ нашего спасенія необходимо содѣйствіе намъ Божіе, то, съ другой, столько же необходимо и наше собственное участіе.

Никтоже можетъ пріити ко Мнѣ, аще не Отецъ пославый Мя привлечетъ его (Іоан. 6, 44), сказалъ Спаситель и тѣмъ выразилъ, что безъ помощи Божіей мы не въ состояніи даже обратиться къ Нему, увѣровать въ Него. Два средства употребляетъ Господь для привлеченія насъ къ Себѣ: средство внѣшнее — проповѣдь Евангелія, и средство внутреннее — невидимыя дѣйствія благодати непосредственно на наши души. Но оба эти средства, какъ ни могущественны, не въ силахъ увлечь насъ противъ нашей воли: чтобы внимать голосу Евангелія и благодати, чтобы не противиться имъ, покоряться имъ, слѣдовать имъ — это зависитъ отъ насъ. Всѣмъ народамъ проповѣдано было Евангеліе еще вначалѣ: а всѣ ли увѣровали во Христа? На всѣхъ людей простирается благодать Божія, призывающая къ вѣрѣ и спасенію: а какъ мало такихъ, которые дѣйствительно отвѣчаютъ на это благодатное призваніе и къ которымъ не относились бы слова Господа: звахъ ихъ, и не послушаша Мене: глаголахъ, и преслушаша, и сотвориша злое предо Мною, и, яже не хотѣхъ, избраша (Ис. 66, 4)! Потому-то хотя вѣра называется въ Писаніи даромъ Божіимъ (Ефес. 2, 8), но она вмѣняется и людямъ, какъ ихъ заслуга, и Спаситель, посылая апостоловъ на всемірную проповѣдь Евангелія, сказалъ: иже вѣру иметъ, спасенъ будетъ, а иже не иметъ вѣры, осужденъ будетъ (Марк. 16, 16).

Аще кто не родится водою и Духомъ, не можетъ внити въ царствіе Божіе (Іоан. 3, 5); аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, ни піете крови Его, живота не имате въ себѣ (Іоан. 6, 53): — вотъ еще изреченія Спасителя, которыя показываютъ, какъ необходимо пользоваться намъ св. таинствами Церкви, сообщающими намъ разнообразные дары Св. Духа. Но изъ этихъ же самыхъ словъ очевидно, что мы можемъ и не пользоваться св. таинствами, можемъ не родиться водою и Духомъ, не вкушать плоти и крови Сына Божія. Кромѣ того, чтобы пользоваться св. таинствами, отъ насъ требуются нѣкоторыя условія: напримѣръ, при крещеніи требуются вѣра, отреченіе отъ діавола и всѣхъ дѣлъ его и обѣтъ сочетаться Христу, жить по Его волѣ; отъ приступающаго къ таинству евхаристіи требуются предварительное очищеніе совѣсти чрезъ искреннее покаяніе во грѣхахъ предъ отцемъ духовнымъ, живая вѣра въ Господа и величайшее благоговѣніе къ таинству. Но всѣ такія условія мы можемъ и исполнять, и не исполнять, каждый по своей волѣ, или исполнять только отчасти, а не какъ слѣдуетъ, и слѣдовательно можемъ пользоваться таинствами достойно и недостойно, иногда только во вредъ себѣ. Почему и заповѣдалъ св. апостолъ: да искушаетъ же человѣкъ себе, и тако отъ хлѣба да ястъ, и отъ чаши да піетъ. Ядый бо и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ, не разсуждая тѣла Господня (1 Кор. 11, 28-29).

Азъ есмь лоза, сказалъ Спаситель, вы же рождіе; и иже будетъ во Мнѣ, и Азъ въ немъ, той сотворитъ плодъ многъ: яко безъ Мене не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5). Изъ этихъ словъ мы справедливо заключаемъ, что безъ благодати Христовой (Гал. 1, 6) мы не можемъ приносить плодовъ духовныхъ, творить добрыхъ дѣлъ. Но не Самъ ли Спаситель сказалъ также: аще кто хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе (Матѳ. 16, 24); аще хощеши внити въ животъ, соблюди заповѣди (Матѳ. 19, 17); аще хощеши совершенъ быти, иди, продаждь имѣніе твое, и даждь нищимъ: и имѣти имаши сокровище на небеси: и гряди въ слѣдъ Мене (Матѳ. 19, 21)? Тутъ уже для совершенія добрыхъ дѣлъ требуются наше собственное желаніе и подвиги. Не самъ ли Спаситель заповѣдалъ намъ: тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла (Матѳ. 5, 16), называя наши добрыя дѣла нашими, безъ сомнѣнія, по нашему участію въ нихъ? Не ясно ли Онъ предвозвѣстилъ намъ, что въ день всеобщаго суда каждый изъ насъ получитъ мзду по трудамъ своимъ (Матѳ. 5, 12; 10, 42; 1 Кор. 3, 8) и что праведники войдутъ тогда въ царствіе небесное именно за свои добрыя дѣла (Матѳ. 25, 34-40)?

Вообще, братіе, дѣло нашего нравственнаго исправленія и освященія, безъ котораго намъ невозможно спастися, есть дѣло таинственное. Въ немъ участвуютъ двѣ силы: сила Божественная — благодать, и сила человѣческая — наша свободная воля. Опредѣлить мѣру участія каждой изъ нихъ, обозначить черту, гдѣ онѣ соприкасаются между собою, объяснить, какъ онѣ, соприкасаясь, не стѣсняютъ одна другую, — мы не въ состояніи. Но то не подлежитъ сомнѣнію, что обѣ онѣ равно необходимы въ этомъ важнѣйшемъ для насъ дѣлѣ. Не престанемъ же молить Тріѵпостаснаго Бога всегда, да ниспосылаетъ Онъ намъ Божественныя силы, яже къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 3), а вмѣстѣ не престанемъ и сами обучать себе ко благочестію (1 Тим. 4, 7), подвигомъ добрымъ подвизаться (2 Тим. 4, 7), и употреблять всѣ усилія къ исполненію заповѣдей Божіихъ, памятуя твердо, что если мы не можемъ спасти себя безъ Бога, то и Богъ не можетъ спасти насъ безъ насъ. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 417-420.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0