Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Рѣчь въ Великій пятокъ,
сказанная въ Кіево-Софійскомъ соборѣ въ 1842 году.

По Христѣ молимъ, яко Богу молящу нами, молимъ по Христѣ: примиритеся съ Богомъ (2 Кор. 5, 20).

Мы у гроба своего Спасителя; предъ нами всемірная Жертва, принесенная на Голгоѳѣ для нашего примиренія съ Богомъ. О чемъ же служителю Церкви вѣщать здѣсь христіанамъ, если не о томъ: примиритеся съ Богомъ, примиритеся съ Богомъ?...

Но здѣсь мало только вѣщать.... При видѣ столь великой Жертвы необходимо даже молить ихъ о томъ, молить отъ лица самого Господа, умершаго на крестѣ для ихъ примиренія съ Богомъ, и отъ лица самого Отца небеснаго, который бѣ во Христѣ міръ примиряя себѣ (2 Кор. 5, 19). По Христѣ молимъ васъ, братіе, яко Богу молящу нами, молимъ по Христѣ: примиритеся съ Богомъ.

Воззрите, чего стоило дражайшему нашему Искупителю великое дѣло примиренія нашего съ вѣчною правдою Божіею. Сколько здѣсь явилось Его глубочайшаго самопожертвованія для насъ — грѣшныхъ, Его безпредѣльной благости и любви къ человѣческому роду! Для сего Онъ — Царь царствующихъ и Господь господствующихъ, «на негоже не смѣютъ чини ангельстіи взирати», не устыдился принять на Себя зракъ раба, зракъ послѣдняго и недостойнѣйшаго изъ рабовъ, прогнѣвавшаго Его своею непокорностію и своеволіемъ. Для сего Онъ — Богъ славы (Псал. 28, 3) и Богъ всякія утѣхи (2 Кор. 1, 3) благоволилъ умалить Себя до крайней степени уничиженія, и добровольно, вмѣсто предлежащія Ему радости, претерпѣ крестъ, о срамотѣ нерадивъ (Евр. 12, 2), язвенъ бысть за грѣхи наша, и мученъ бысть за беззаконія наша (Ис. 53, 5). А каковы еще были самыя мученія Его? Мы знаемъ ужасную силу грѣха; знаемъ, что одно первое преступленіе нашего праотца подвергло всѣхъ безчисленныхъ потомковъ его безконечному ряду бѣдствій; знаемъ, что каждый грѣшникъ за свои только грѣхи будетъ за гробомъ мучиться вѣчно. Сколько же долженъ былъ вытерпѣть Господь нашъ, пострадавшій не за одинъ какой-либо, а за всѣ наши грѣхи, не за одного, а за всѣхъ грѣшниковъ, какіе только были, есть и будутъ на землѣ, и пострадавшій, безъ сомнѣнія, соразмѣрно тяжести всѣхъ этихъ грѣховъ!... О, не безъ причины же и Онъ, Богочеловѣкъ, до кроваваго пота молился къ Отцу своему въ саду Геѳсиманскомъ: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидетъ отъ Мене чаша сія, — и еще предъ тѣмъ, открывая возлюбленнымъ ученикамъ своимъ внутреннія страданія свои, сказалъ: прискорбна есть душа Моя до смерти (Матѳ. 26, 38-39)! Не безъ причины и Онъ, преисполненный нестерпимо-горестныхъ чувствованій, не могъ гласомь веліимъ не возопить на крестѣ: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ (Матѳ. 27, 46). Муки Его были такія, какихъ отъ вѣка никто не терпѣлъ и не будетъ терпѣть ни во времени, ни въ вѣчности. Это были болѣзни адовы (Псал. 17, 6), которыя равнялись вѣчнымъ мученіямъ всѣхъ до единаго потомковъ падшаго Адама.

Обратите вниманіе, чего стоила и для самого Отца небеснаго эта необыкновенная Жертва. Прискорбно бываетъ намъ видѣть страданія и горести нашего ближняго; тѣмъ прискорбнѣе, чѣмъ ближе къ сердцу нашему страдалецъ; тѣмъ прискорбнѣе, чѣмъ болѣе мы увѣрены въ его невинности; тѣмъ прискорбнѣе, чѣмъ сильнѣе и глубже его страданія и горесть. Каково же было Отцу небесному видѣть Сына своего единороднаго и единственнаго (а какой отецъ или мать можетъ такъ безконечно любить чадо свое?...), каково было Отцу видѣть Сына любве своея въ поношеніи и язвѣ умалена и безчестна паче всѣхъ сыновъ человѣческихъ (Ис. 53, 3)? Каково было Ему видѣть этого Мужа болѣзней и скорбей, святѣйшаго святыхъ, страждущимъ и претерпѣвающимъ самыя невыносимыя муки, видѣть Его крестную, поноснѣйшую смерть, и слышать Его послѣдній поразительный вопль, вынужденный тяжестію мученій, отъ которой поколебались небо и земля? Между тѣмъ все это происходило по изволенію самого же Отца. Онъ самъ не пощадилъ своего возлюбленнаго Сына; самъ предалъ Его за насъ на мученія и смерть, и совершенно невѣдѣвшаго грѣха по насъ грѣхъ сотвори, да мы будемъ правда Божія о Немъ (2 Кор. 5, 20); самъ излилъ на Него всю чашу гнѣва своего, дабы чрезъ Него примирити насъ къ себѣ, умиротворивъ кровію креста Его, аще земная, аще ли небесная (Кол. 1, 20). О, по истинѣ, благъ Господь всяческимъ, и щедроты Его на всѣхъ дѣлѣхъ Его (Псал. 144, 9): но къ кому и когда Онъ былъ столько благъ, какъ къ намъ — недостойнымъ, когда примири насъ къ себѣ въ тѣлѣ плоти Сына своего смертію Его (Кол. 1, 22)? Видите, видите, какову любовь далъ есть Отецъ намъ, да чада Божія наречемся и будемъ (1 Іоан. 3, 1)!

Такая ли Жертва, принесенная Сыномъ Божіимъ для примиренія насъ съ вѣчною Правдою, такая ли Жертва, принесенная для сего самимъ Отцемъ небеснымъ, не тронетъ сердца нашего, и не подвигнетъ насъ на благодатное призываніе Тріѵпостаснаго? Мы ли откажемся отвѣтствовать Ему въ томъ великомъ дѣлѣ, которое касается собственно насъ и нашего вѣчнаго спасенія? И много ли здѣсь требуется отъ насъ?... Христу-Спасителю надлежало для этого пострадать и умереть на крестѣ; Отцу небесному надлежало заклать своего возлюбленнаго Сына; а намъ съ тобою, собратъ возлюбленный, довольно возопить къ премилосердому Господу, подобно сыну блудному: Отче, согрѣшихъ на небо и предъ Тобою, — возопить изъ глубины сердца, съ искреннимъ сокрушеніемъ о своихъ беззаконіяхъ и съ твердою, непоколебимою рѣшимостію жить свято, — и мы уже прощены, мы уже примирились съ Богомъ... О, да речетъ же эти краткія слова каждый изъ насъ съ духомъ истиннаго раскаянія у гроба Божественнаго Страдальца! Да принесетъ нынѣ каждый грѣшникъ эту малую отъ себя жертву во благоугожденіе Тому, Кто добровольно благоволилъ содѣлаться Жертвою всемірною! По Христѣ молимъ васъ, братіе, яко Богу молящу нами, молимъ по Христѣ: примиритеся съ Богомъ. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 9-12.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0