Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Слово въ недѣлю Ваій,
сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 16 марта 1858 года.

Осанна, благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ (Іоан. 12, 3).

Торжественъ былъ послѣдній входъ нашего Спасителя въ Іерусалимъ. Онъ шествовалъ, какъ Царь, сообразно древнимъ пророчествамъ, сѣдя на жребяти осли. Безчисленное множество народа, пришедшаго на праздникъ въ св. градъ, услышавъ о приближеніи Іисуса, взяли ваіи отъ финикъ и вышли въ срѣтеніе Ему. И потомъ одни предшествовали Ему, другіе сопутствовали; одни въ восторгѣ снимали съ себя одежды и постилали предъ Нимъ, другіе рѣзали вѣтви отъ деревъ и бросали на Его пути, и всѣ не только взрослые, но и самыя дѣти взывали къ Нему: осанна Сыну Давидову, благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ, осанна въ вышнихъ (Матѳ. 21, 8-9). Не дивно ли послѣ сего замѣчаніе Евангелиста, что Христосъ, когда приблизился къ Іерусалиму, то, видѣвъ градъ, плакася о немъ (Лук. 19, 41)? Что бы это значило? Отчего, когда все вокругъ Спасителя радовалось, Онъ одинъ плакалъ? Ужели Ему не угодны были эти ликованія іудеевъ, это живое сочувствіе къ Нему, эта торжественная встрѣча?

Іудеи встрѣчали Его, какъ своего Царя... Но они не разумѣли Его: ихъ понятія о Мессіи-Царѣ были превратныя, чувственныя. Іудеи думали, что Христосъ будетъ ихъ земнымъ царемъ-завоевателемъ, что когда Онъ сядетъ на престолѣ Давидовомъ, то прежде всего освободитъ ихъ отъ ига римлянъ, подъ которымъ они тогда находились, а затѣмъ побѣдитъ всѣ народы, такъ что народъ Божій содѣлается властелиномъ вселенной. Сколько ни старался Господь во дни общественваго проповѣданія своего разсѣять этотъ пагубный предразсудокъ, все еще предразсудокъ оставался господствующимъ между іудеями. И съ такими-то суетными надеждами они встрѣчали теперь Христа, какъ своего Царя, въ Іерусалимѣ! Этого не довольно: въ то время, какъ одни, цѣлыми толпами, встрѣчали Его съ радостію и привѣтствовали, какъ своего Царя, другіе, враги Его, книжники и старѣйшины іудейскіе, тайно негодоваша и еще болѣе ослѣплялись завистью и ненавистью къ Нему, еще ревностнѣе заботились, какъ бы скорѣе погубить Его (Матѳ. 21, 15). И тутъ не все: Господь предвидѣлъ, что даже эти самыя ликующія толпы, оказывающія Ему теперь царскія почести, чрезъ нѣсколько дней совершенно оставятъ Его и перейдутъ на сторону Его враговъ, что тѣ самые, которые нынѣ взываютъ: осанна Сыну Давидову, Царю Израилеву, чрезъ нѣсколько дней будутъ вопіять: возми, возми, распни его; не имамы Царя, токмо Кесаря (Іоан. 19, 15). Но взоръ Господа простирался еще далѣе. Онъ предвидѣлъ, какъ враги іудейскаго народа, римляне, пріидутъ и обложатъ св. градъ Іерусалимъ со всѣхъ сторонъ своими несмѣтными полчищами, какъ разрушатъ его, избіютъ всѣхъ его чадъ и не оставятъ въ немъ камня на камени. За что же? За то, что не уразумѣлъ нынѣ Іерусалимъ дня посѣщенія Господня, что іудеи не узнали своего истиннаго Мессію, и чрезъ нѣсколько дней предадутъ Его даже на смерть... (Лук. 19, 42-44). Вотъ почему Господь плакалъ нынѣ о св. градѣ посреди ликующихъ іудеевъ. Онъ видѣлъ не одно внѣшнее, а самыя мысли ихъ, видѣлъ не одно то, что совершалось вокругъ Него, а и все, что происходило и замышлялось тогда во Іерусалимѣ, видѣлъ не одно настоящее, но и будущее св. града.

И мы, братіе, и мы свѣтло празднуемъ нынѣ торжественный входъ нашего Спасителя въ Іерусалимъ. И мы встрѣчаемъ Его, какъ Царя, съ ваіями въ рукахъ и, нося эти знаменія побѣды, вопіемъ Ему, яко побѣдителю смерти: осанна въ вышнихъ, благословенъ грядый во имя Господне! Что же, нѣтъ ли и въ нашемъ празднованіи чего-либо неугоднаго нашему Господу?

Наши понятія о Немъ, какъ о Царѣ, безъ сомнѣнія, понятія истинныя. Мы вѣруемъ, что Онъ есть Царь благодатнаго царства или Церкви, которую Онъ основалъ на землѣ. Мы знаемъ, что хотя Онъ входитъ нынѣ во Іерусалимъ для крестныхъ страданій, но что Онъ постраждетъ собственно для того, чтобы побѣдить нашихъ враговъ — смерть и адъ, чтобы примирить насъ съ Богомъ и стяжать намъ дары Святаго Духа, чтобы ниспослать Святаго Духа на своихъ апостоловъ и чрезъ нихъ проповѣдать Евангеліе всей твари и создать въ мірѣ изъ всѣхъ людей, не только изъ іудеевъ, но и язычниковъ, одно благодатное царство, въ которомъ Онъ будетъ царствовать до скончанія вѣка. Такія понятія суть тѣ самыя, которыя благовѣствовалъ самъ Господь, и слѣдовательно празднованіе наше, проникнутое ими, по крайней мѣрѣ въ этомъ отношеніи, не можетъ быть для Него прискорбнымъ. Но не повторяется ли и между нами нынѣ чего-нибудь подобнаго, что происходило въ Іерусалимѣ, когда входилъ въ него Христосъ? Нѣтъ ли между нами людей, которые, взирая на славу Христа-Царя, на распространеніе и процвѣтаніе Его благодатнаго царства на землѣ, не только не содѣйствуютъ успѣхамъ св. вѣры, но даже противодѣйствуютъ, чѣмъ могутъ, и готовы были бы ее совершенно угасить? Нѣтъ ли и такихъ, которые хотя съ радостію привѣтствуютъ нынѣ Христа, входящаго со славою въ Іерусалимъ, но чрезъ нѣсколько дней или даже нынѣ перейдутъ на сторону Его враговъ? А враги Христовы — это діаволъ и всѣ, творящіе волю его; это еретики и раскольники, раздирающіе Церковь и производящіе въ благодатномъ царствѣ Христовомъ мятежи и междоусобія и погубляющіе тысячи слабыхъ душъ; это вообще всѣ беззаконники, противящіеся волѣ Божіей. Нѣтъ ли между нами сыновъ погибели, которые, если не будутъ вскорѣ вопіять о Христѣ: возми, возми, распни Его, то сами второе распнутъ Его духовно своимъ отпаденіемъ отъ вѣры, или вообще своею безбожною, не христіанскою жизнію? Нѣтъ ли несчастныхъ, которые своею нераскаянностію во грѣхахъ и ожесточеніемъ уготовляютъ себѣ еще худшую участь, нежели какая ожидала Іерусалимъ за неузнаніе имъ и распятіе Мессіи, — уготовляютъ себѣ вѣчныя муки? Предъ Господомъ все это открыто вполнѣ; Онъ видитъ не только всю нашу жизнь отъ начала до конца, но самыя наши сердца. И всякій ли изъ насъ скажетъ послѣ того, что участіе его въ настоящемъ торжествѣ Церкви пріятно Господу?

Братіе-христіане! Всѣ мы знаемъ, что Христосъ есть Царь благодатнаго царства или Церкви, всѣ имѣемъ счастіе принадлежать къ этому царству. Будемъ же любить своего Царя и Господа, будемъ исполнять неуклонно Его св. волю и пользоваться всѣми средствами, какія подаетъ Онъ намъ для нашего спасенія: ибо если Онъ основалъ свое царство на землѣ и царствуетъ въ немъ, то единственно для нашего же спасенія. Тогда не только настоящее, но и всѣ другія наши празднества въ честь Его, содѣлаются для Него истинно-угодными. А между тѣмъ вспомнимъ, что кромѣ Іерусалима земнаго, куда вошелъ нынѣ Христосъ, есть еще Іерусалимъ небесный, кромѣ царства благодати есть и другое царство Христово — царство славы. Самъ Христосъ вошелъ уже туда во всей своей славѣ, когда вознесся на небеса; но нѣкогда Онъ введетъ туда со славою и всѣхъ своихъ истинныхъ послѣдователей. О, если бы и намъ удостоиться войти въ этотъ горній Іерусалимъ! Съ какою бы радостію мы торжествовали тогда этотъ торжественный входъ, — торжествовали не день какой-либо, а цѣлую вѣчность! Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 372-375.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0