Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г.

Рѣчь въ день Богоявленія Господня,
сказанная въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 6-го генваря 1858 года.

Сегодня мы свѣтло торжествуемъ крещеніе нашего Господа. Но не болѣе ли, братіе, намъ прилично нынѣ сѣтовать и скорбѣть? Крещеніе св. Іоанна было крещеніе покаянія (Марк. 1, 4), и вся іудейская страна сходилась къ нему на Іорданъ за тѣмъ, чтобы при крещеніи исповѣдывать грѣхи своя (Марк. 1, 5). Значитъ, когда явился къ Іоанну и Христосъ Спаситель вмѣстѣ съ прочими, Онъ явился, какъ грѣшникъ, и видимо со беззаконными вмѣнися (Ис. 53, 12), — Онъ, святѣйшій святыхъ по Божеству и совершенно непричастный грѣху по человѣчеству! И отъ кого же Онъ пріемлетъ крещеніе, — Царь царствующихъ и Господь господствующихъ? Отъ одного изъ своихъ рабовъ. Азъ требую Тобою креститися, говорилъ Ему изумленный Іоаннъ, и Ты ли грядеши ко мнѣ (Матѳ. 3, 14). Въ такомъ-то уничиженіи представляетъ намъ нашего Господа Его крещеніе! За то, съ другой стороны, смотрите, какъ и славно было оно для Господа, и какъ спасительно для насъ.

Едва только Христосъ принялъ крещеніе отъ Іоанна и началъ выходить изъ воды, вдругъ отверзлись надъ Нимъ небеса, и Духъ Святый тѣлеснымъ образомъ, яко голубь, сошелъ на Него, и раздался съ небеси гласъ: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Матѳ. 3, 16-17; Лук. 3, 22). Этого не удостоивался никто изъ крещенныхъ Іоанномъ; это ясно показало всѣмъ, кто былъ крестившійся Іисусъ. Прошло уже около тридцати лѣтъ, какъ Онъ родился; но доселѣ Онъ оставался почти въ совершенной неизвѣстности, какъ для іудеевъ, посреди которыхъ жилъ, такъ даже для Іоанна, къ которому пришелъ креститься. Теперь Онъ вдругъ является Израилеви (Іоан. 1, 31). И какъ является? Торжественно предъ лицемъ неба и земли, въ присутствіи всѣхъ, бывшихъ свидѣтелями Его крещенія. Какъ является? Во всей славѣ своего Божества, такъ что, узнавши Его, Іоаннъ съ этого времени началъ проповѣдывать о Немъ іудеямъ: сей есть Сынъ Божій, се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29-35). Какъ является? Въ чудномъ, никогда еще не бывавшемъ, чувственномъ откровеніи или богоявленіи всей Пресвятой Троицы. Для того, чтобы засвидѣтельствовать о Немъ всему міру, какъ объ истинномъ Сынѣ Божіемъ, явившемся на землѣ въ чувственномъ видѣ человѣка, явился нынѣ на Іорданѣ и Отецъ въ чувственномъ гласѣ, который обращенъ былъ къ Нему — Сыну, явился и Святый Духъ въ чувственномъ видѣ голубя, который сошелъ на крестившагося Іисуса. Нѣтъ сомнѣнія, что не только дольній, но и весь горній міръ былъ свидѣтелемъ этого славнаго необычайнаго богоявленія и явленія міру воплотившагося Сына Божія.

Впрочемъ, какъ ни славно было крещеніе нашего Господа для Него самого, Онъ крестился собственно не для Себя, а для насъ. Не для Себя: потому что Онъ не имѣлъ нужды въ крещеніи, какъ совершенно безгрѣшный по Божеству и по человѣчеству. Для насъ: потому что съ самаго рожденія своего, какъ нашъ Искупитель, Онъ воспринялъ на Себя грѣхи всего человѣчества и все, что ни совершалъ на землѣ, совершалъ единственно для того, чтобы избавить насъ отъ грѣховъ. Съ этими-то чуждыми, но добровольно принятыми Имъ на Себя, грѣхами, Онъ и пришелъ нынѣ для крещенія къ Іоанну. Слѣдовательно, въ лицѣ Іисуса какъ бы крестилось отъ Іоанна все человѣчество; въ лицѣ Іисуса предзнаменательно нисшелъ Духъ Святый на все человѣчество; въ лицѣ Іисуса и ко всему человѣческому роду пророчественно относился гласъ Отца небеснаго: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ. Ибо своимъ крещеніемъ отъ Іоанна, Христосъ, по выраженію св. Златоуста, «исполнивъ крещеніе іудейское, отверзъ двери и крещенію Церкви новозавѣтной» (Бесѣд. на Матѳ. XII, 3), — тому крещенію, въ которомъ мы дѣйствительно очищаемся отъ всякаго грѣха, тому крещенію, въ которомъ на каждаго человѣка дѣйствительно нисходитъ Духъ Святый и всѣ люди дѣйствительно содѣлываются сынами Отца небеснаго, чадами Божіими.

Можно ли послѣ этого, братіе, не торжествовать намъ тотъ день, когда съ такою славою явился міру нашъ Спаситель и когда въ лицѣ Его и мы всѣ крестились во Іорданѣ и пріяли Духа Святаго, Духа сыноположенія, о Немже вопіемъ къ Богу: Авва Отче (Рим. 8, 15)? Да будетъ же нынѣ радость наша сознательна и разумна. Да будетъ она вмѣстѣ — чистая и святая, какая прилична только-что крестившимся и удостоившимся принять Святаго Духа. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841-1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 326-328.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0