Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.)
Слово въ день усѣкновенія главы святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна. О помощи славянамъ
[1].

И пославъ усѣкну Іоанна въ темницѣ, и принесоша главу его на блюдѣ (Матѳ. 14, 10-11).

Настоящій праздникъ, трогательный для насъ всегда по тѣмъ священнымъ воспоминаніямъ, которыя онъ пробуждаетъ, становится для насъ еще трогательнѣе въ виду современныхъ событій, заставляющихъ трепетать всякое русское сердце.

Съ благоговѣйною грустью, въ постѣ и молитвѣ, воспоминаемъ мы нынѣ усѣкновеніе главы честнаго, славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна: а сколько посѣчено уже главъ, сколько еще сѣчется главъ, на Балканскомъ полуостровѣ! Невинно пострадалъ величайшій изъ рожденныхъ женами: а за чтожъ страждутъ, за что избиваются эти десятки, сотни, тысячи, десятки тысячъ славянъ, эти младенцы, дѣти, отроки, дѣвы и вообще люди всякаго возраста, званія и состоянія? За что поголовно истребляются цѣлыя семейства, цѣлыя поселенія? Иродъ былъ виновникомъ смерти славнаго Пророка; но и Иродъ показалъ въ себѣ нѣчто человѣческое: онъ печаленъ бысть (Матѳ. 14, 9), когда рѣшался на такое злодѣяніе, и велѣлъ только усѣкнуть главу своей жертвы, безъ какихъ-либо предварительныхъ пытокъ и истязаній. А современные намъ Ироды — развѣ это люди, развѣ не кровожадные звѣри? Они предаютъ свои жертвы всевозможнымъ мукамъ, ругаются надъ ними въ минуты ихъ страданій, услаждаются ихъ стонами и воплями. Вся Европа содрогнулась, когда узнала правду о неслыханныхъ звѣрствахъ, совершенныхъ въ Болгаріи и другихъ странахъ славянскихъ. Какъ же не содрогаться намъ, русскимъ, когда мы знаемъ и чувствуемъ, что эти невинные страдальцы, эти новые мученики — наши братья по вѣрѣ?

Съ теплою молитвою воспоминаемъ мы нынѣ нашихъ христолюбивыхъ воиновъ, всѣхъ, всѣхъ, которые въ теченіе вѣковъ, мужественно охраняли и защищали нашу св. вѣру, наше возлюбленное отечество, и положили за нихъ животъ свой. Но за что жъ борются теперь и славянскіе воины, какъ не за ту же православную вѣру, которая вотъ уже болѣе четырехъ вѣковъ оскорбляется, унижается, подвергается стѣсненіямъ и преслѣдованіямъ въ мусульманскомъ царствѣ? За кого полагаютъ они животъ свой, какъ не за свою родную, отечественную землю, которая столько же вѣковъ находится въ позорной власти дикихъ ордъ азіятскихъ и постепенно держится ими въ самыхъ тяжкихъ цѣпяхъ и невообразимомъ рабствѣ? За кого преимущественно подняли свое оружіе эти мужественные сербы, эти витязи-черногорцы, за кого, вмѣстѣ съ ними, съ такимъ геройскимъ воодушевленіемъ, своею доброю волею, устремились въ битву эти десятки, сотни и тысячи благородныхъ сыновъ Россіи, какъ не за тѣхъ несчастныхъ своихъ соплеменниковъ и единовѣрцевъ, безоружныхъ, безпомощныхъ и лишенныхъ всякой возможности защищаться, которые звѣрски избиваются свирѣпыми варварами и лишаются ими всякихъ правъ человѣческаго существованія? И сколько уже пролито тамъ крови за святое дѣло, сколько угасло человѣческихъ жизней, сколько пало дорогихъ жертвъ!

Братія мои о Господѣ! Вы сами чувствуете, къ чему призываютъ насъ всѣ эти, потрясающія душу, событія.

Мать ваша — православная Церковь — съ одинаковою любовію объемлетъ всѣхъ своихъ чадъ, безъ всякаго раздѣленія ихъ по племенамъ и народамъ, и съ одинаковою любовію молится о всѣхъ ихъ. Соединимъ же и мы нынѣ съ молитвами о нашихъ отечественныхъ православныхъ воинахъ, за вѣру и отечество животъ свой положившихъ, — соединимъ молитвы и о всѣхъ тысячахъ православныхъ христіанъ, безпощадно избіенныхъ въ наши дни отъ зловѣрныхъ агарянъ въ Болгаріи и другихъ странахъ славянскихъ; соединимъ молитвы и о всѣхъ славянскихъ воинахъ, уже положившихъ жизнь за тѣ же святыя начала, дорогія всякому человѣку, за которыя умирали всегда и наши христолюбивые воины; соединимъ молитвы и о тѣхъ нашихъ доблестныхъ соотечественникахъ-добровольцахъ, которые поспѣшили на помощь къ своимъ соплеменникамъ-славянамъ, и своею кровію еще разъ засвидѣтельствовали имъ, какою безкорыстною любовію пламенѣютъ къ нимъ сыны Россіи. Да вознесется нынѣ о всѣхъ этихъ скончавшихся братіяхъ нашихъ единая, нераздѣльная, совокупная наша молитва къ Господу Богу и да принесетъ она имъ, благодатію Божіею, миръ, отраду, утѣшеніе и успокоеніе въ странѣ загробной!

Но это только для умершихъ... А что же для живыхъ? Для нихъ недостаточно одной нашей духовной молитвы; имъ нужна, крайне нужна и наша помощь вещественная. Знаю, знаю, что вы уже принесли ее и безъ моего призыва, а по призыву самихъ грозныхъ событій, которыя, особенно на первыхъ порахъ, дѣйствовали на насъ съ такою неотразимою силою, что, казалось, дѣлали почти излишнимъ всякій другой призывъ. Знаю, и благодарю Бога, что и въ нашемъ богоспасаемомъ градѣ, въ нашей небольшой православной семьѣ, здѣсь, съ живѣйшимъ сочувствіемъ откликнулись всѣ на голосъ нуждающихся братій очень немалыми пожертвованіями. Знаю, и благодарю Бога, что и во всей, Богомъ ввѣренной мнѣ духовной паствѣ, сравнительно немноголюдной, при полномъ усердіи достойныхъ пастырей Церкви, дѣйствовавшихъ и словомъ, и собственнымъ примѣромъ, собрались также отнюдь не скудныя приношенія для той же цѣли. Но теперь-то именно, когда первыя впечатлѣнія отъ грозныхъ событій начали естественно ослабѣвать, когда нѣкоторые, принесшіе уже не разъ, и не два, и не три раза, свои посильныя жертвы, стали спрашивать: не довольно ли? — когда, къ сожалѣнію, оказалось еще, что иные и не совсѣмъ правильно понимаютъ значеніе приносимыхъ ими жертвъ, теперь-то наиболѣе и я признаю благовременнымъ возвысить мой слабый пастырскій голосъ. Припомните, чтó сказалъ Господь нашъ, когда Его спросили: сколько разъ должно прощать ближнему; не довольно ли до семи только разъ? — Нѣтъ, отвѣчалъ Господь, прощайте не до семи только разъ, а до седмижды семидесяти разъ (Матѳ. 18, 21-22). Тоже слѣдуетъ сказать и о пособіи ближнимъ. Намъ заповѣдано: будите милосерди, якоже и Отецъ вашъ милосердъ есть (Лук. 6, 36), — а Отецъ нашъ небесный милосердъ безъ конца. Не спрашивайте себя, сколько разъ вы уже подали и какую сумму подали, а подавайте еще и еще, пока имѣете возможность. Подавайте не для того, чтобы хвалиться своими приношеніями и укорять другихъ, не для того, чтобы объ васъ разглашали, будто вы одни приняли участіе въ пожертвованіяхъ и потому достойны всеобщаго уваженія, тогда какъ другіе, будто бы, и глухи, и нѣмы, и вовсе безучастны къ страданіямъ соплеменниковъ-единовѣрцевъ: это не по-христіански, это отнимаетъ цѣну у вашихъ пожертвованій. Но подавайте такъ, какъ учитъ истинная христіанская любовь, которая, по словамъ Апостола, не превозносится, не гордится, не ищетъ своихъ си, никому не мыслитъ зла (1 Кор. 13, 4-5), а объ одномъ только заботится, чтобы дѣйствительно пособить нуждающимся, вовсе забывая о себѣ, и принести Богу жертву чистую и угодную. Не стѣсняйтесь тѣмъ, что вы не въ состояніи сдѣлать большихъ приношеній: приносите столько, сколько вамъ по силамъ. Вы знаете, что и лепта, принесенная отъ усердія и любви, бываетъ дороже всякихъ другихъ жертвъ, совершаемыхъ безъ усердія, а съ суетною цѣлію, и что изъ лептъ-то и составляются большія суммы. Помните одно: тамъ вопль, тамъ стонъ, такъ скрежетъ зубовъ; тамъ тысячи безъ пищи, безъ одежды, безъ крова, пристанища; тамъ нужды, вопіющія нужды, порожденныя войною, и день ото дня увеличивающіяся.

Да будетъ Божіе благословеніе на всякомъ, кто въ настоящія роковыя минуты для нашихъ братьевъ славянъ помолится о нихъ отъ искренняго сердца и съ братскою любовію не перестанетъ простирать имъ руку помощи. Аминь.

(Литовскія епархіальныя вѣдомости.)

Примѣчаніе:
[1] Сказано, по совершеніи литургіи, въ Виленскомъ Свято-Духовомъ монастырѣ, 29-го августа 1876 года.

Источникъ: Слово о помощи славянамъ, высокопреосвященнаго Макарія, архіепископа Литовскаго и Виленскаго. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый священникомъ С. В. Протопоповымъ. — СПб., 1876. — Томъ III. — С. 202-205.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0