Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Преп. Макарій Алтайскій († 1847 г.)
Слово на день Рождества Пресвятыя Богородицы.

Не могу достойнѣйшимъ образомъ изъявить вамъ, отцы и братія, благодареніе за снисходительное вниманіе, съ каковымъ вами было пріемлемо слово ученія отъ недостойныхъ устъ моихъ, какъ предложивъ вамъ новое слово, къ общему соутѣшенію и назиданію нашему, въ честь и память Благословенныя Дѣвы Маріи, Матери Господа нашего Іисуса Христа, Которой рожденіе празднуемъ въ день сей, и во славу самого Сына Ея и Бога нашего, Котораго славное воскресеніе въ сей же день торжественно воспоминаемъ. Видите, съ какимъ согласіемъ одни въ другихъ совмѣщаются, и одни другимъ отнюдь не препятствуютъ праздники Господа нашего и праздники избранныхъ Его! Такъ Господь исполняетъ слово Свое : прославляющыя Мя прославлю (1 Цар. 2, 30)! Такъ исполняется и на земли сіе слово Іисуса Христа въ Его первосвященнической молитвѣ къ Богу-Отцу: и Азъ славу, юже далъ еси Мнѣ, дахъ имъ (Іоан. 17, 22). Святые Божіи человѣки, содѣлавшись, по слову Апостола Петра, причастниками Божественнаго естества (2 Петр. 1, 4), прославляются такимъ образомъ въ Богѣ на небеси; и какъ они прославляли Бога на землѣ вѣрою и вѣрностію до смерти, то Богъ прославляетъ ихъ и на землѣ благотворными чудесами и свѣтлыми торжествами воинствующей Церкви.

Впрочемъ, почитая святую память избранныхъ Божіихъ, что мы творимъ, христіане, поклонники Единаго въ Троицѣ Бога? Съ сими же избранными Божіими духомъ соединяемся, чтобы хвалить Единаго въ Троицѣ Бога, прославляя подвиги и добродѣтели, удивляясь въ нихъ образцамъ чистой любви къ Богу и къ человѣкамъ, искренняго смиренія предъ Богомъ и человѣками, мученическаго послушанія и служенія Богу и человѣкамъ, непорочнаго пребыванія въ дѣтской искренности и простотѣ, хожденія въ присутствіи Божіемъ и обращенія мирнаго, любвеобильнаго съ человѣками, учимся усвоять себѣ сіи боголюбезныя свойства, нравы и правила, прославляемъ благодать Божію, возстановляющую, обновляющую, живописующую въ душахъ покорныхъ и преданныхъ ей святыя черты образа и подобія Божія; Бога единаго славимъ, Бога, открывающаго славу Единороднаго Сына Своего Іисуса въ различныхъ и преизящныхъ добродѣтеляхъ истинныхъ учениковъ и ученицъ Его.

Испытатели естества утверждаютъ, и достовѣрно, что радуга есть не иное что, какъ прекрасная игра лучей солнечныхъ въ капляхъ дождемъ чреватаго облака, стоящаго предъ солнцемъ. Послушайте-же: — ахъ, какъ пріятно и говорить и слушать объ этомъ; и сколь сладостнымъ долженствуетъ быть помышленіе сіе, когда гласъ грома Твоего, Боже, раздается по небесамъ, когда молніи Твои освѣщаютъ вселеннѵю (Псал. 16, 19), и когда видимъ дугу Твою въ облакахъ, сіе знаменіе мира, сіе знаменіе милосердія Твоего къ человѣкамъ (Быт. 9, 13; Ис. 54, 9)! Братія и отцы! весь сонмъ Святыхъ, все искупленное и освященное человѣчество, изображается сею любезною радугою. Сколько въ облакѣ дождевомъ капель? Кто изочтетъ? Сколько же избранныхъ Божіихъ въ Церкви, на небесахъ торжествующей? Кто исчислитъ? И всѣ сіи капли въ единствѣ между собою; такъ всѣ Святые союзомъ любви связуются и едино суть въ Господѣ. И во всѣхъ сихъ капляхъ дождевой тучи лучи одного солнца отражаются, и открываются прекраснымъ разнообразіемъ красокъ, которыя, удивительнымъ образомъ и различіе цвѣтовъ сохраняя, и единую Божественную ткань составляя, являются взорамъ умиленнаго созерцателя въ видѣ радуги: а наше Солнце правды — Христосъ Іисусъ; Его присносущный свѣтъ благодати и истины сіяетъ во всѣхъ Святыхъ, и, седмеричнымъ дѣйствіемъ единаго Святаго Духа, производя въ нихъ разногобразные свѣты и совершенства, составляетъ изъ сего разнообразія прекрасное единство и единую красоту, достойную радости и любви Создателя, удивленія и веселія Ангеловъ. Это — небесная Церковь Іисуса Христа, соборъ избранныхъ Божіихъ въ горнемъ Іерусалимѣ. И между тѣмъ, какъ древній Пророкъ восклицаетъ: хвалите Бога во Святыхъ Его (Псал. 150, 1), новозавѣтная на земли Церковь отвѣтствуетъ, исповѣдуя: Единъ Святъ, единъ Господь Іисусъ Христосъ, во славу Бога Отца! А святые Божіи на небеси повергаются предъ престоломъ Іисуса Христа, и, слагая вѣнцы свои предъ Нимъ, возглашаютъ: Тебѣ единому принадлежитъ всякая слава, честь и поклоненіе: ибо Ты искупилъ насъ и сотворилъ насъ царями и священниками Богу и Отцу Своему (Апок. 4, 10-11; 5, 9-10), Боже Святый и, святыхъ Твоихъ освящающій, Боже Святый и во святыхъ Твоихъ прославляющійся!

Но такими чувствами избранные Божіи еще въ земномъ житіи отличаются отъ сыновъ міра сего; и какъ сіи рабы тщеславія и узники гордости, получая дарованія и милости Божіи, обращаютъ оныя въ пищу и украшеніе своей суетности; такъ чада Божіи любятъ воздавать славу Богу о всемъ, что отъ Бога пріемлютъ, твердо вѣруя, что всяко даяніе благо и всякъ даръ совершенъ свыше есть, сходяй отъ Отца свѣтовъ (Іак. 1, 17); и когда десница Господня возноситъ ихъ предъ человѣками, въ то наипаче время они искреннимъ чувствомъ души и сердца погружаются въ глубину смиренія.

Такъ Чистѣйшая свѣтлостей солнечныхъ непорочностію сердца, Пресвятая Дѣва Марія, когда Духъ Святый, устами сродницы Ея Елисаветы наименовалъ Ее Матерію Господа, возвышаетъ Ее честію и достоинствомъ превыше Херувимовъ и Серафимовъ, видитъ, что Богъ единъ великъ, и что всякая тварь, сколь ни велики ея преимущества, есть еще сущая малость, сущее ничтожество предъ безпредѣльнымъ величіемъ Божіимъ, видитъ и исповѣдуетъ, восклицая: Величитъ душа Моя Господа, и возрадовася духъ Мой о Бозѣ Спасѣ Моемъ: яко призрѣ на смиреніе рабы Своея. Се бо отнынѣ ублажатъ Мя вси роди. Яко сотвори Мнѣ величіе Сильный, и свято имя Его (Лук. 1, 47-49).

Отцы и братія! замѣтимъ: познаніе и созерцаніе величія Божія соединяется въ смиренной душѣ съ самымъ сладостнымъ удовольствіемъ, съ недовѣдомою и непостижимою для міра радостію; и сія радость есть уже предвкушеніе блаженства безконечнаго, для котораго сотворена душа, есть заря вѣчной жизни, которая въ ней загарается вкупѣ съ любовію къ Богу: ибо можно ли радоваться о томъ, кого не любишь? А когда любовь Божія, по слову св. Павла, излилась въ сердце человѣка Духомъ Святымъ (Рим. 5, 5), тогда можетъ ли онъ не вкушать радости? Радость неразлучна съ Духомъ Святымъ и съ любовію къ Богу, которою пламенѣетъ душа, и съ любовію Бога къ душѣ. Итакъ сіи слова Маріи: возрадовася духъ Мой о Бозѣ Спасѣ Моемъ, суть выраженія великой и безконечной любви ея къ Богу, и любви Божіей къ Ней, какъ бы срѣтающихся и лобызающихся взаимно въ душѣ Ея. А когда Богоматерь видитъ Бога Спасителя Своего, Который потому именуется такъ, что спасаетъ человѣковъ отъ грѣха и вѣчной погибели, и когда въ Себѣ самой ничего не усматриваетъ и не показываетъ, кромѣ богопреданной малости, на которую призрѣлъ Спаситель Ея, кромѣ ничтожества, изъ котораго Богъ, чтó восхотѣлъ, то сотворить благоволилъ: тогда Марія съ высоты исполненнаго радостей и восторговъ созерцанія величія Божія нисходитъ въ глубину смиреннаго самопознанія ничтожности собственной; изъ сей-то глубины, изъ сей твердыни, для смертоноснаго тщеславія неприступной, Духъ Святый показуетъ Ей образы Ея величія, которые созерцая, восклицаетъ Она въ удивленіи неисповѣдимымъ судьбамъ Божіимъ: Се отнынѣ ублажатъ мя вси роди, всѣ племена людей: какое величіе Боже мой! Но сотворилъ Мнѣ сіе величіе Сильный, всемогущій Богъ, Котораго сила совершается въ немощи человѣческой; Онъ поможетъ Моей немощи устоять и не упасть подъ тяжестію сего величія, которое есть — Его величіе; слава Его, имя Его на Мнѣ: и свято имя Его. Благоговѣйте предъ Нимъ всѣ племена, ублажая Меня; да святится имя Его, да прославляется имя Его единаго и во Мнѣ и во всѣхъ святыхъ!

Мати Божія, сохрани насъ подъ кровомъ Твоимъ! Аминь.

Источникъ: Нѣсколько словъ поройнаго архимандрита Макарія, бывшаго начальника алтайской церковной миссіи. — М.: Въ Типографiи Александра Семена, 1854. — С. 17-24.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0