Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Преп. Макарій Алтайскій († 1847 г.)
Слово на Новый годъ, сказанное 1 Генваря 1836 года.

Блюдите, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дніе лукави суть (Ефес. 5, 15-16).

Новый годъ, въ который мы вступаемъ сего дня, — истинно есть, и по выраженію Священнаго Писанія, новое лѣто благости Божіей. Творецъ временъ и вѣчности произвелъ насъ изъ ничтожества въ бытіе, но мы тотчасъ погибли бы, обратились бы въ ничтожество прежнее, если бы та же воля и сила Создателя не содержала насъ въ существованіи. Даруя жизнь, Самъ Онъ ее и защищаетъ, питаетъ, возводитъ отъ возраста въ возрастъ и сохраняетъ. Имъ мы живемъ, движемся и существуемъ. Итакъ, не только годъ, но и всякій день и всякій часъ есть новое дарованіе, новое знаменіе, новый залогъ Божіей Благости, котораго мы не заслуживаемъ. Будемъ же признательны и благодарны предъ небеснымъ Отцемь и благодѣтелемъ всеобщимъ. Пріидите поклонимся и принесемъ Ему жертву хвалы о неисчетныхъ Его щедротахъ и милостяхъ, изліянныхъ въ прошедшее лѣто на всѣхъ человѣковъ, праведныхъ и неправедныхъ, и между тѣмъ, срѣтая новый годъ, исходящій изъ святилища вѣчности, обратимъ вниманіе къ слову Апостоловъ, которымъ Духъ Святый наставляетъ насъ, поучаетъ спасительному употребленію Богомъ даруемаго времени. Блюдите, говоритъ святый Павелъ, како опасно ходите; то есть: «смотрите, поступайте, какъ можно, вѣрно, не какъ неразумные, но какъ мудрые, умѣя пользоваться временемъ, "потому что дни злы"». Вникнемъ хотя краткимъ размышленіемъ въ душеполезное ученіе небесной премудрости.

Во-первыхъ, что значитъ Апостольское изрѣченіе: дни злы? То, что земная жизнь исполнена золъ, бѣдъ, искушеній, страданій, соблазновъ, которыми христіанинъ можетъ быть совращенъ съ пути истинной вѣры и вѣрности Господу Іисусу Христу; то, что и внѣшній міръ лежитъ во злѣ противныхъ закону Божію правилъ, противныхъ истинѣ Божіей умствованій, противныхъ царствію Божію начинаній и дѣйствованій, и въ нашей плоти живетъ и воюетъ грѣхъ, такъ что не только внѣ насъ супостатъ нашъ діаволъ ходитъ какъ левъ — рыкающій и ищущій кого пожрать, но и въ себѣ самихъ, въ самомъ разумѣ и сердцѣ нашемъ, въ воображеніи и памяти, въ желаніяхъ и навыкахъ и во всѣхъ чувствахъ тѣлесныхъ мы имѣемъ сокровенныхъ враговъ спасенія нашего, посему святый Павелъ называетъ неразумными тѣхъ, кто среди безчисленныхъ опасностей со всѣхъ сторонъ ходятъ въ безпечной разсѣянности и погубляютъ время въ суетныхъ увеселеніяхъ. Не подражайте имъ, говоритъ, будьте умны и мудры — подумайте, кто, получивъ отъ царя въ даръ драгоцѣнные камни и золото, все это разбросаетъ, или отдастъ за какія нибудь ничего не стоющія мелочи и бездѣлки? А вы получаете отъ Царя и Бога вашего нѣчто такое, что несравненно дороже и золота и драгоцѣнныхъ камней. Это время. Злато и всякія драгоцѣнности временемъ пріобрѣтаются; а время, потерянное въ прошедшемъ, можешь ли возвратить и получить за богатство цѣлаго міра? и время, котораго Богъ не дастъ тебѣ въ будущемъ, гдѣ и на какія сокровища купишь? Итакъ, учитеся временемъ пользоваться; всякое время въ сравненіи съ вѣчностію кратко до чрезвычайности, но по благости Божіей краткимъ и малымъ временемъ можете пріобрѣсти цѣлую вѣчность блаженства, цѣлую вѣчность божественнаго міра и радости въ небесномъ царствіи. Какъ это можетъ быть? Послушайте, что святый Павелъ говоритъ далѣе: не будьте несмысленны, повторяетъ, но узнавайте, чего хочетъ Богъ (Ефес. 5, 17). Вотъ Божественное искусство пользоваться временемъ для пріобрѣтенія вѣчной жизни! Воля Божія есть преизящный соборъ, прекрасная совокупность и полнота всѣхъ добротъ и совершенствъ. Смотрите въ зерцало совѣсти, смотрите въ чистѣйшее зерцало Божіихъ откровеній въ Святомъ Писаніи: всегда откроется вамъ въ сихъ зерцалахъ, чего Богъ отъ васъ хощетъ. Но познавая волю Божію, уже смотрите, поступайте, какъ можно, вѣрно и по крайней тонкости и точности, сообразно тому, чего Господь хощетъ отъ васъ. Хощетъ Онъ, чтобы мы вѣрно и любовію прилѣпились къ единородному Сыну Его Іисусу Христу Спасителю всѣхъ человѣковъ. Хощетъ Онъ, чтобы мы пребывали въ духѣ искренняго покаянія и, видя съ одной стороны бездну собственной бѣдности, немощи и виновности, а съ другой — бездну милосердія Божія, открывшуюся грѣшникамъ въ язвахъ Іисуса Христа распятаго, исповѣдывали Ему согрѣшенія наши въ искренности сокрушеннаго и смиреннаго сердца, и вѣровали, что Богъ проститъ и помилуетъ насъ ради Христа, и что кровь Іисуса Христа Сына Божія очищаетъ совѣсть нашу отъ всѣхъ грѣховъ. Хощетъ Богъ, чтобы мы совершенною ненавистію возненавидѣли грѣхъ, боялись его паче, нежели смерти тѣлесной, и непрестанно подвизались и ратовали противъ него, умерщвляя его въ самыхъ его зачатіяхъ, то есть, въ преступныхъ помышленіяхъ и желаніяхъ, впрочемъ, на себя не надѣясь, а возлагая все упованіе на всемогущую помощь Божественнаго нашего воеводы — Іисуса Христа. Хощетъ Богъ, чтобы мы, взирая вѣрою на Христа, начальника и совершителя вѣры, учились усвоять себѣ непорочность его, долготерпѣніе и кротость его, пламенную любовь его къ Богу — Отцу и смиреніе даже до смерти и смерти крестной. Хощетъ Богъ чтобы мы всегда сохраняли живую память о неотступномъ Его присутствіи съ нами, чтобы мы призывали Его въ день скорби, чтобы искали Его благословенія нашимъ трудамъ и молитвою освящали наши печали и радости. Хощетъ Богъ, чтобы мы памятію о смерти столь извѣстной и неизвѣстной, о страшномъ судѣ праведнаго мздовоздаятеля, о вѣчной мукѣ въ неугасающемъ пламени, о вѣчной радости въ небесномъ Іерусалимѣ, а при томъ и молитвою и постомъ и другими благословенными подвигами распинали плоть со страстями и похотями. Хощетъ Богъ, чтобы праведность наша была выше и благороднѣе праведности фарисеевъ, и чтобы мы не только были порядочны и честны въ наружныхъ поступкахъ своихъ, но призываніемъ Іисусова имени, помышленіемъ о спасительныхъ Его страданіяхъ, отсѣченіемъ худыхъ помысловъ искали и достигали чистоты ума и сердца, безъ которой никто не узритъ Бога, чтобы мы, усердно послѣдуя стопамъ Господа нашего Іисуса Христа и украшая души наши святыми нравами и добродѣтелями, не забывали, что безъ помощи и благодати Христовой мы не можемъ ничего добраго ни въ дѣло произвести, ни въ мысляхъ зачать: по сему хощетъ Богъ, чтобы мы воздавали благодареніе и славу о всемъ, а себя самихъ почитали рабами ничего нестоющими, хотя бы и были какіе нибудь успѣхи въ исполненіи заповѣдей.

Но когда вы узнали, чего Богъ отъ васъ хощетъ, то смотрите, наблюдайте за собою бдительнымъ окомъ вниманія, чтобы и въ самомъ исполненіи воли Божіей самолюбіе не обрѣзывало златницъ Божія повелѣнія, чтобы оно не уменьшало вѣса и достоинства добродѣтелей вашихъ, чтобы діаволъ не похищалъ изъ сердецъ вашихъ сѣмени Слова Божія и чтобы мракъ забвенія не сокрывалъ отъ сознанія вашего нѣкоторыхъ, всегда важныхъ особенностей и подробностей въ требованіяхъ Божіихъ, чтобы діаволъ между пшеницею добрыхъ мыслей и чувствованій не сѣялъ нечистыхъ умысловъ и намѣреній, и чтобы ваши труды, предъ человѣками достославные, не оказались порочными въ ихъ источникахъ и началахъ предъ всевидящимъ окомъ испытующаго сердца, но чтобы послушаніе волѣ Божіей, какъ и терпѣніе, оказало въ васъ совершенное дѣйствіе, такъ чтобы вы были совершенны во всей полнотѣ безъ всякаго недостатка (Іак. 1, 4). Вотъ что значитъ это слово Апостольское: смотрите, поступайте, какъ можно, вѣрно, со страхомъ Божіимъ и кротостію послѣдуя водительству провидѣнія и благодати Божіей не опереживая ея высокомѣріемъ и своеволіемъ и не отставая малодушіемъ и лѣностію, не прибавляя ничего отъ себя къ заповѣди Божіей, которая сама по себѣ широка до безконечности (Псал. 118, 96), и безъ сомнѣнія пространнѣе нашего сердца (1 Іоан. 3, 20) и ничего не отъемля у заповѣди Божіей, которая столь же свята и непреложна, какъ Самъ Богъ, и о томъ: Умѣйте, говоритъ Апостолъ, пользоваться временемъ. Всякое время и всякій часъ приноситъ съ собою, какъ нѣкій Ангелъ, въ одной рукѣ Божію волю и заповѣдь, а въ другой Божіе благословеніе. Желаете ли получить благословеніе Божіе? Пріимите отъ Бога, чего Самъ Богъ хощетъ отъ васъ, и воспріимете, чего себѣ отъ Бога хощете. Поспѣшайте, уловляйте драгоцѣнное время, которое уже летитъ, когда я говорю, а вы слышите это: поспѣшайте, уловляйте его. Кто вамъ сказалъ, что оно и въ другой разъ прійдетъ! Время придетъ, но не то уже, которое приходило прежде и улетѣло, а другое, которое впрочемъ столь же непостоянно, быстро, неудержимо. Придетъ; но кто сказалъ, что оно для тебя придетъ? Ахъ! для тебя, можетъ статься, въ то время уже не будетъ времени! (Апок. 10, 6). Вы меня понимаете, слушатели; повторяю: нѣтъ ничего извѣстнѣе и нѣтъ ничего неизвѣстнѣе смерти: и такъ учитеся пользоваться временемъ, когда Богъ вамъ даетъ его; какъ развязный купецъ старается не упустить ни малѣйшаго случая къ полученію прибыли и корысти, такъ и вы учитесь пользоваться всякимъ временемъ, усердно и ревностно исполнять всякую волю Божію, обрѣтать милость Божію во всякомъ времени и такимъ образомъ собирать некрадомое сокровище въ вѣчности. Въ этомъ проходитъ вся жизнь добраго христіанина. Свѣтильникъ закона Господня, сіяя въ умѣ и сердцѣ его, освѣщаетъ предъ нимъ, показуетъ ему путь воли Божіей, онъ же, симъ путемъ шествуя, непрестанно впередъ простирается, и, хотя обстоятельства его бываютъ трудны и путь земнаго странствованія его весьма тѣсенъ и мраченъ, отношенія къ міру, нужды семейственнаго состоянія и немощи, принадлежащія естественному свойству тѣлеснаго существа его, неудобосоглашаемы съ требованіями воли Божіей, но онъ умѣетъ побѣждать міръ и самого себя вѣрою въ Сына Божія Іисуса Христа, умѣетъ всякою частицею времени пользоваться для приближенія къ блаженной вѣчности и угожденія Господу Богу. А когда онъ съ такимъ раченіемъ тщится угождать Богу и сокровенными подвигами молитвы и богомыслія и открытыми трудами въ служеніи церкви, царю, отечеству, человѣчеству; то и Господь имѣетъ Божественную радость въ томъ, чтобъ угождать вѣрному рабу своему; Онъ слышитъ его молитву, самому уготованію, расположенію сердца его къ молитвѣ — уже внимаетъ; угадываетъ, предваряетъ его желанія исполненіемъ, какъ зенницу ока хранитъ его; открываетъ и ввѣряетъ ему, какъ другу, тайны премудрости и судебъ своихъ; озаряетъ и просвѣщаетъ умъ его истиною; посылаетъ ему небесный миръ свой; даруетъ ему радость спасенія своего, изъ любви къ нему щадитъ и милуетъ многосогрѣшающихъ братій его. Таковы преимущества угождающихъ Богу, исполняющихъ волю Его во всякое время. Хотя же иногда и они согрѣшаютъ по немощи человѣческой и противъ собственнаго желанія; однако, въ то же время поспѣшаютъ исполнить волю Божію покаяннымъ обращеніемъ сердца къ Отцу небесному и мысленнымъ воззрѣніемъ на распятаго Іисуса, въ которомъ и обрѣтаютъ исцѣленіе отъ угрызеній невидимаго змія. Хотя и они претерпѣваютъ многія скорби, потери, напасти, гоненія въ мірѣ; но Господь съ ними въ скорби, и они такъ умѣютъ пользоваться временемъ скорби, что радуются, какъ Апостолъ Павелъ, въ страданіяхъ; хотя дни ихъ подлинно злы, но они умѣютъ, будучи наставляемы благодатію Іисуса Христа, превращать сіи злыя дни во дни спасенія, въ благопріятныя времена къ обогащенію себя Божіими дарованіями и добродѣтелями. По сему ѣстъ ли хлѣбъ, или пьетъ воду искренній христіанинъ, или свѣтомъ солнечнымъ пользуется, чтобы видѣть чудеса Божіей благости, силы, премудрости и славы въ твореніи, — онъ причащается благъ Божіихъ съ веселіемъ чистой совѣсти и съ пріятнѣйшими чувствами благодаренія; и наслаждается въ нихъ самою благостію Того, кто есть Любовь и Свѣтъ, по приглашенію псалмопѣвца: Вкусите, и видите яко благъ Господъ. Онъ видитъ и на землѣ благіе дни, когда другіе на времена худыя жалуются. Онъ счастливъ бываетъ въ сердцѣ своемъ; онъ счастливъ бываетъ въ Богѣ своемъ, когда другіе, смотря на него, пожимаютъ плечами и думаютъ: какъ онъ жалокъ! лучше сдѣлаютъ, если предадутъ его и сами себя Христу Богу, и пожелаютъ, чтобы сей кораблецъ, принадлежащій Господу Іисусу Христу, презирая свѣтъ міра, воздымающіеся до небесъ волны житейскаго моря, избѣжавъ подводныхъ камней и мѣлей, вошелъ благополучно въ безопасное пристанище царства небеснаго, срѣтаемый радостными восклицаніями Ангеловъ.

Торжество новаго года нашего, слушатели, возвышается праздникомъ отечества въ честь великой княгини Елены Павловны. Сотворимъ, по заповѣди Апостола, молитву, да почіетъ на ней благословеніе Божіе. Помолимся и о себѣ самихъ, да научитъ насъ Господь Богъ познавать во всякое время святую волю Его и пользоваться всякимъ временемъ, для исполненія повелѣній Его; буди, Господи, милость Твоя на насъ, и буди благословенно имя славы Твоей во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Получено изъ архива Градо-Томской Воскресенской церкви и сообщ. «Томск. Епарх. Вѣд.» въ воспоминаніе столѣтія со дня рожденія о. Макарія, великаго миссіонера русскаго (см. «Странникъ», декаб. 1892 г.).

Источникъ: Слово на новый годъ, сказанное покойнымъ миссіонеромъ отцемъ Архимандритомъ Макаріемъ 1 Генваря 1836 года. // «Странникъ», духовный журналъ. — СПб.: Калашниковская типографія А. Л. Трунова, 1893. — Томъ I. — С. 26-32.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0