Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Архіеп. Макарій (Миролюбовъ) († 1894 г.)
Слово въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, произнесенное въ Нижегородскомъ Благовѣщенскомъ монастырѣ, 25 марта 1880 года.

Рече же Маріамъ: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему (Лук. 1, 38).

Велико было назначеніе Пресвятой Дѣвы Маріи, велико Ея и смиреніе. Отъ вѣка было предназначено спасти родъ человѣческій воплощеніемъ Сына Божія чрезъ наитіе Святаго Духа. Но въ продолженіе цѣлыхъ тысячелѣтій не обрѣталось такой жены, которая могла бы быть достойнымъ орудіемъ великаго таинства воплощенія. Со времени перваго обѣтованія, даннаго нашимъ прародителямъ, много было пророчествъ и предсказаній о рожденіи Спасителя, и между тѣмъ люди оставались въ одномъ ожиданіи обѣщаннаго Мессіи. Наконецъ наступила кончина подзаконнаго лѣта, и Господь остается вѣрнымъ Своему обѣтованію. Онъ посылаетъ небеснаго вѣстника не въ столичный или вообще знаменитый какой-нибудь городъ, а въ бѣдный Назаретъ, не въ богатыя палаты, а въ убогую хижину назаретскую, къ неизвѣстной Дѣвѣ Маріи.

Могла ли ожидать смиренная Дѣва сія столько высокаго предназначенія? Могла ли Она предполагать, чтобы сдѣлаться Ей Богоизбраннымъ орудіемъ всемірнаго искупленія? Она проводила все время въ неизвѣстности, въ сокровенныхъ подвигахъ молитвы и чтенія слова Божія, занимаясь вмѣстѣ и приличнымъ рукодѣліемъ. И вотъ, когда читала Она пророка Исаію о чудномъ рожденіи Искупителя отъ Дѣвы и размышляла о необыкновенномъ величіи этой Дѣвы, къ Ней вдругъ является Архангелъ съ радостною вѣстію: Радуйся Благодатная, Господь съ Тобою (Лук. 1, 28). Смутилась Пресвятая Дѣва предъ неожиданнымъ вѣстникомъ. «Ко Мнѣ ли ты пришелъ съ такимъ высокимъ благовѣстіемъ? Чѣмъ заслужила Я особенное благоволеніе Божіе, чтобы для Меня слетѣлъ ты, Архангелъ, съ небесныхъ круговъ горняго міра? Много женъ въ мірѣ высокихъ по уму и по жизни, по роду и по происхожденію. Онѣ должны быть ближе Меня къ Богу и достойнѣе благословенія небеснаго. Избери изъ нихъ ту, которая могла бы сдѣлаться предметомъ твоего благовѣстія». Архангелъ видѣлъ Ея необыкновенное смущеніе и во успокоеніе Ея прямо уже говоритъ, что Она именно избрана быть Матеріею ожидаемаго Мессіи, какъ обрѣтшая у Бога особенную благодать. Тогда снова явилось у Пресвятой Дѣвы недоумѣніе. «Я вижу, что ты не простой, земной вѣстникъ, а съ неба посланникъ Божій. Какъ же ты не знаешь и предрекаешь Мнѣ о рожденіи, когда Я мужа не знаю и должна оставаться навсегда Дѣвою? Я удивляюсь твоимъ словамъ и не могу понять сочетанія между Моимъ всегдашнимъ дѣвствомъ и рождествомъ, тобою возвѣщаемымъ». Но не долго оставалась Пречистая въ этомъ послѣднемъ недоумѣніи. Архангелъ примиряетъ и успокоиваетъ Ее указаніемъ на силу Всевышняго, для Котораго нѣтъ ничего невозможнаго. Для Него возможно было создать цѣлый міръ изъ ничего. Для Него возможно, чтобы безплодная Елисавета, Твоя родственница, зачала сына въ старости своей. Для Него, всемогущаго, возможно, чтобы и Ты, преблагословенная, родила также Сына и оставалась навсегда Дѣвою. Яко не изнеможетъ у Бога всякъ глаголъ (Лук. 1, 37).

Какъ же приняла столь необычайную вѣсть обрадованная Пресвятая Дѣва? Другіе люди и особенно жены на мѣстѣ Ея возгордились бы такою честію и достоинствомъ. Въ самомъ дѣлѣ, что можетъ быть на землѣ выше того, какъ содѣлаться Матерію Сына Божія? Велики имена Ангеловъ и святыхъ Божіихъ; но имя Пресвятой Богородицы выше ихъ всѣхъ. Оно благословенно и препрославлено въ роды родовъ. Предъ Нею должны преклоняться всѣ народы и племена земныя. Ее ожидали патріархи, цари и пророки. Въ Ней одной полагали надежду и успокоеніе среди всѣхъ смятеній и опасеній. Таковою Она была и есть для всѣхъ вѣрующихъ и прибѣгающихъ къ Ней. Кто не знаетъ Ея милостей и не прославляетъ за оныя? Всѣ мы пользуемся свѣтомъ солнечнымъ и его теплотою. Но Ея небесный свѣтъ и теплота несравненно болѣе освѣщаютъ и согрѣваютъ всю вселенную, міръ видимый и невидимый. Мы стремимся къ небу, и въ Ней находимъ лѣствицу небесную для восхожденія отъ земли къ небесамъ. Мы нуждаемся въ молитвахъ и въ умилостивленіи Господа; но Она первая изъ всѣхъ Молитвенница, умилостивляющая Бога за насъ грѣшныхъ. Нѣтъ зла, бѣды и напасти, въ которыхъ не принимала бы Она материнскаго участія. И ходатайство Ея предъ Богомъ не возвращается тощимъ. Она обрѣла особенную благодать у Бога до воплощенія Сына Божія, а тѣмъ болѣе теперь испрашиваетъ ее послѣ Успенія и предстательства одесную Его на небесахъ. Всѣ эти преимущества сознавала и предвидѣла въ Себѣ Дѣва Марія. Между тѣмъ Она именуетъ Себя не Царицею небесною и Богоизбранною, а послушною во всемъ рабою. Се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему.

Смирись и ты, христіанская душа, предъ этими словами Богоизбранной Отроковицы. Она испытывала небеснаго вѣстника дотолѣ, пока не указано Ей на дѣйствіе Бога, побѣждающаго естества чинъ. Вразумимся и мы являемыми и возвѣщаемыми чудесами, чтобы вѣровать въ Бога и покоряться Ему во всемъ. Подобно Богоматери и мы вступаемъ во врата Христовой вѣры по указанію или свидѣтельству небесному. Все домостроительство нашего спасенія соединено съ многоразличными чудесами. Всѣ таинства наши установлены Іисусомъ Христомъ и совершаются подъ наитіемъ Святаго Духа. Можно и намъ испытывать предметы нашей вѣры, но только для того, чтобы утвердиться въ ней. И этимъ испытаніямъ долженъ быть поставленъ предѣлъ, чтобы далѣе онаго не простираться. Гдѣ дѣйствуетъ Самъ Богъ, тамъ умъ нашъ естественно недоумѣваетъ, тамъ должна господствовать вѣра со всею преданностію волѣ Божіей. Такъ поступила Пресвятая Дѣва Марія при сообщенномъ Ей благовѣстіи отъ Архангела Гавріила. Такъ должны поступать и мы, если желаемъ воспользоваться плодами воплощенія Сына Божія.

Обращаемся къ настоящему дню Благовѣщенія. Великъ и радостенъ день сей для всѣхъ временъ и народовъ. Онъ составляетъ главизну нашего спасенія. Начало этого великаго дня положено въ предвѣчномъ совѣтѣ тріѵпостаснаго Божества о спасеніи падшаго человѣка. Этотъ Божественный совѣтъ открылся видимо на землѣ въ обѣтованномъ Сѣмени. Къ Нему относились всѣ пророчества и прообразованія. А настоящій день составляетъ уже начало самаго исполненія ветхозавѣтныхъ обѣтованій. Изъ всѣхъ женъ, единая благословенная Марія обрѣлась достойною, чтобы послужить орудіемъ воплощенія. Въ ней богоотецъ Давидъ узналъ предрекаемую имъ Дщерь Цареву, забывшую домъ отца своего и украшенную внутреннею славою и достоинствомъ. Въ Ней ясноглаголивый Исаія уразумѣлъ непорочную Дѣву, зачавшую во чревѣ своемъ и родившую Сына Эммануила. Въ Ней узрѣли и всѣ другіе пророки то превознесенное Лице, въ Которомъ благословляются навсегда всѣ племена земныя. Если бы не было настоящаго радостнаго дня, то несчастная Ева не переставала бы оплакивать своего паденія, а съ нею и мы оплакивали бы печальную судьбу свою. Празднумое нынѣ Благовѣщеніе обрадовало не одну Дѣву Марію, но обрадовало и всю вселенную. Съ празднуемымъ нынѣ торжествомъ мы обрѣли у Господа особенную милость и благодать. Оно открыло двери къ искупленію и освященію. Цѣлыя тысячелѣтія страдалъ родъ человѣческій подъ игомъ грѣховнаго рабства. Но въ нынѣшній день положено начало нашему избавленію и освобожденію отъ этого тягостнаго ига. Теперь радуется не одна земля, освобожденная отъ проклятія, но радуются и небеса, омраченныя гордостію и паденіемъ одного изъ небожителей. Отнынѣ разрушено средостѣніе и положено начало всегдашнему примиренію между небомъ и землею, между Богомъ и человѣкомъ. Въ одной Богоизбранной Дѣвѣ совмѣстились и небо и земля, и Богъ и человѣкъ. Въ этомъ непостижимомъ союзѣ пребываетъ нашъ миръ, покой и радость. Радуйся Благодатная, Господь съ Тобою, а чрезъ Тебя и съ нами, христіанами.

Чтобы воспользоваться сообщенною намъ радостію, надлежитъ памятовать высоту и превосходство нашего благодатнаго состоянія. Бѣдственное и плачевное было состояніе падшаго человѣка. Онъ находился во враждѣ съ Богомъ, съ ближними и самимъ собою. При такой враждѣ онъ не могъ обрѣсти нигдѣ радости. Настоящая жизнь не радовала его, и въ будущей не ожидалъ онъ утѣшенія. И вотъ, какъ первая падшая жена послужила источникомъ печали, такъ и вторая Богоизбранная Жена принесла съ неба неоскудѣваемую радость. Низки мы были отъ обольстившаго и унизившаго насъ змія, но высокими сдѣлались отъ возвысившаго насъ Ангела. Послѣ обольщенной Евы земля сдѣлалась мѣстомъ безотраднаго странствованія, юдолію плача и сѣтованія; а послѣ облагодатствованной Дѣвы Маріи та же самая земля можетъ быть для насъ раемъ небеснымъ. Къ чему же должно располагать насъ какъ грѣховное, такъ и благодатное состояніе? И то и другое состояніе должно сопровождаться чувствомъ смиренія, которымъ одушевлена была Дѣва Марія предъ воплощеніемъ Сына Божія. Грѣхи наши естественно должны возбуждать въ насъ слезы раскаянія. Неприлично намъ превозноситься своими грѣхами. И тѣ безразсудны, кои въ грѣхахъ находятъ поводъ къ гордости и тщеславію. Но неприлично также гордиться и дарами естественными и благодатными. Не мы сами себя сотворили, не мы и искупили себя отъ грѣховъ. Все подается намъ отъ Бога и подается туне. Какъ же въ чужихъ, незаслуженныхъ дарахъ находить поводъ къ самомнѣнію? Самая высота нашего назначенія, нашей жизни и святости должна располагать насъ къ высокому смиренію и уничиженію. Примѣръ у насъ предъ глазами. Кто выше и святѣе былъ Пречистой Дѣвы Маріи? Она обрѣла особенную благодать и милость отъ Бога. А между тѣмъ Она не только не считала Себя выше другихъ, но напротивъ смиряла и уничижала Себя до рабскаго служенія. Она видѣла, что все въ Ней отъ Бога, а потому и предавала Себя единой волѣ Его, всеблагаго Промыслителя.

Смиримъ себя и мы, по примѣру Богоматери, подъ крѣпкую руку Божію во всѣхъ дѣлахъ нашихъ; и Она вознесетъ насъ если не въ сей, то въ будущей жизни. Аминь.

Источникъ: Слово въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, произнесенное преосвященнѣйшимъ Макаріемъ, епископомъ Нижегородскимъ и Арзамасскимъ, въ Нижегородскомъ Благовѣщенскомъ монастырѣ, 25 Марта 1880 года. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый священникомъ С. В. Протопоповымъ. — СПб.: Типографія Ѳ. Г. Елеонскаго и К°, 1880. — Томъ II. — С. 31-36.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0